КЭ исследование 3D напряженно-деформированного состояния блока W-LBSRP дивертора токамака JET под действием электромагнитных нагрузок (2005-2007 гг.)
![]() |
Область компетенции:
Отрасли промышленности:
|
Ключевые слова | Токамак, JET (Joint European Torus), ITER, дивертор, облицовка, нестационарные электромагнитные поля, вихревые токи, halo-токи, электромагнитные нагрузки, 3-D напряженно-деформированное состояние, множественные контактные взаимодействия |
Программное обеспечение | CATIA V5, ANSYS/Mechanical, ANSYS/EMAG |
Период проведения | 2005-2007 гг. |
Сотрудники CompMechLab® в рамках совместной деятельности с научно-исследовательским центром г. Юлих, Германия (Forschungszentrum Juelich), Institut für Plasmaphysik, провели расчеты нового блока W-LBSRP дивертора токамака JET (Joint European Torus) на прочность под действием электромагнитных нагрузок. Сотрудники CompMechLab® выполняли расчетные исследования как в Германии (Forschungscentrum Juelich), так и в России (CompMechLab, Санкт-Петербург).
Основной целью многовариантных конечно-элементных (КЭ) исследований является поиск новых технологических решений для проекта ИТЭР (ITER – International Thermonuclear Experimental Reactor, http://www.iter.org/ ), о котором мы писали ранее.
Вакуумная камера токамака JET
В процессе работы построены математические модели для последующего анализа с помощью метода конечных элементов, позволяющие проводить как расчеты электромагнитных полей и пондеромоторных нагрузок, так и расчеты напряженно-деформированного состояния конструкции под действием пондеромоторных и других механических нагрузок.
CATIA V5 3-D модель блока W-LBSPR дивертора токамака JET
3-D КЭ модель блока W-LBSPR дивертора токамака JET
В результате работы получены пространственные распределения вихревых токов и "halo"-токов в конструкции для различных режимов работы, пространственные распределения пондеромоторных нагрузок на элементы конструкции, поля напряжений и деформаций конструкции под действием пондеромоторных нагрузок и нагрузок, связанных с затягом болтов. Проведено исследование множественного контактного взаимодействия между элементами конструкции.
![]() |
![]() |
Вихревые токи в части конструкции W-LBSPR дивертора токамака JET |
"Halo"-токи в части конструкции W-LBSPR дивертора токамака JET |
![]() |
![]() |
Поле модуля вектора перемещения для одного из элементов блока W-LBSPR дивертора токамака JET |
Поле эквивалентных напряжений по Мизесу для одного из элементов блока W-LBSPR дивертора токамака JET |
Результаты настоящей работы использовались при проектировании блока W-LBSRP.