Математическое моделирование и исследование подводного трубопроводного перехода по объекту «Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта. Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 111.7 – км 186,7 (подводный переход через Байдарацкую губу)» (2010 г.)
Область компетенции:
|
|
Ключевые слова | подводный трубопроводный переход, гидродинамическое воздействие, разжижение грунта, деформация, устойчивость, метод конечных элементов |
Программное обеспечение | ANSYS, SIMULIA ABAQUS, COMSOL |
Период проведения | 2010 г. |
В 2010 году сотрудниками CopmMechlab выполнена НИР, в рамках которой проведены численное моделирование и исследования по объекту: "первая нитка подводного перехода через Байдарацкую губу" с целью определения причин отклонения участков трубопровода от проектного положения.
Исследования велись по двум направлениям:
- Моделирование гидродинамического процесса взаимодействия водной среды с грунтом обратной засыпки подводного трубопровода с учетом волн, течений, глубины заложения, характеристик грунта.
- Исследование усилий сопротивления со стороны грунта, которые необходимо преодолеть участку заглубленного трубопровода для всплытия.
В работе проведена оценка напряженно-деформированного состояния для трубопровода сразу после укладки (2008 г.), состояние на начало 2009 г., состояние сразу после шторма и после приведения в проектное положение (переукладки).
В первой части НИР рассматривался и исследовался (как аналитически, так и численно) вопрос о моделировании гидродинамического воздействия поверхностных волн на подводный переход и грунтовую среду обратной засыпки с учетом волн, глубины заложения, характеристик грунта.
Также в работе было рассмотрено численное решение уравнений гидродинамики в системе конечно-элементного моделирования COMSOL Multiphysics. Такой подход позволяет рассматривать большие амплитуды волн, обходя ограничение линейной постановки.
Моделирование гидродинамического воздействия на траншею. Рис 1. Геометрия расчётной области. Рис 2. Поле давлений в начальный момент времени/
Вслед за решением гидродинамической задачи, по полям давления на дне решена задача пороупругости, в которой грунт описывается как двухкомпонентная система упругого скелета и жидкости. Распределение касательных напряжений в скелете и опыты по разжижения грунта позволяют определить области разжижения, которые могут привести к выталкиванию трубопровода из траншеи.
Для описания различных участков трубопровода решена серия задач, в которых учитывается варьирование глубиной воды, высотой волн, шириной траншеи, её глубиной, положением трубы относительно дна траншеи.
Поровое давление [Па] |
Перемещение упругого скелета[м] |
Скорость поровой жидкости[м/с] |
Напряжение τxy [Па] |
|
Поля порового давления, скорости поровой жидкости, перемещений упругого скелета, напряжений
В рамках НИОКР сотрудниками CompMechlab была разработана пространственная КЭ модель подводного перехода. Постановка задачи оценки напряженного состояния трубопровода в результате воздействий на разных стадиях строительства трубопровода выполнена для участка, где было обнаружено локализованное всплытие трубопровода в грунте.
Для моделирования реакции со стороны грунта, в каждом узле элемента КЭ модели газопровода заданы две нелинейные упругие связи в горизонтальном и вертикальном направлениях, в которых заданы зависимости силы реакции отпора грунта от возможного перемещения трубопровода в грунте.
Положение нелинейных упругих связей в горизонтальном и вертикальном направлениях вдоль оси газопровода |
Значения уровня реакции со стороны грунта на возможное перемещение газопровода в грунте определялось путем моделирования перемещения участка газопровода в грунте.
КЭ модель для расчета силовых характеристик реакций грунта на перемещение газопровода |
КЭ модель участка газопровода |
Моделирование напряженно-деформированного состояния трубопровода при переходе в состояния проектное, после укладки, перед штормом, после шторма и после переукладки было выполнено с учетом результатов и моделей полученных в исследованиях гидродинамического процесса взаимодействия водной среды с грунтом обратной засыпки подводного трубопровода с учетом волн, течений, глубины заложения, характеристик грунта, а также геометрии оси подводного перехода с построением цифровой модели изгиба оси для различных состояний в соответствии с имеющимися данными в местах отклонения от проектного положения, в местах наличия перемычек, с расчетом силовых воздействий на трубопровод со стороны основания, грунта, жидкой среды.
В результате моделирования напряженно-деформированного состояния трубопровода получены пространственные распределения перемещений, деформаций и напряжений.
|
Распределение эквивалентных напряжений по Мизесу в сечении трубопровода (отметка 19 920 м) |
Моделированием процесса деформации отклонившихся от проектного положения участков трубопровода определено, что процесс деформации по такой схеме возможен только под воздействием поперечных и продольных сил, возможной и наиболее вероятной причиной возникновения которых является процесс разжижения грунта обратной засыпки под воздействием гидродинамических нагрузок от гидродинамических процессов при шторме, ветровых, приливных и других течений.
Механизм формирования поперечных нагрузок на трубопровод и продольных усилий состоит в том, что под воздействием гидродинамических процессов в грунтовой среде обратной засыпки происходит накопление сдвиговых деформаций с достижением критического значения после которого грунт переходит в разжиженное состояние приобретая свойства тяжелой жидкости с параметром плотности от 1,3 до 1,8 т/м3. При этом все тела с меньшей плотностью всплывают, с большей - тонут.
Разжижение грунта также приводит к уменьшению сил трения между трубопроводом и грунтом основания, что приводит к поперечным перемещениям трубопровода. Для гарантированного предотвращения всплытия подводного перехода при траншейной укладки в условиях наличия обратной засыпки способной к разжижению, необходимо обеспечить плотность газопровода не ниже плотности грунта 1,8 т/м3. Толщина бетонной оболочки для обеспечения этого условия должна быть не менее 290 мм, наружный диаметр - 1,6 м, при удельном весе 5т/ п.м., что невозможно.