Численное моделирование и многовариантное исследование аэродинамических характеристик отделяемого головного блока при сверхзвуковом обтекании (2011 г.)
Ключевые слова | Сверхзвуковая аэродинамика, обтекание, блок аварийного спасения, аэродинамические характеристики, CFD |
Программное обеспечение | Creo, ANSYS/CFX |
Период проведения | 2011 г. |
Система аварийного спасения (САС) — бортовая система для спасения экипажа космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.
При штатном полете САС отделяется от ракеты-носителя после достижения безопасной высоты. Для отделения возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля нового поколения с экипажем от аварийной ракеты-носителя используется реактивный блок аварийного спасения (РБАС), который в связке с возвращаемым аппаратом образует отделяемый головной блок. При возникновении аварии РБАС срабатывает и уводит возвращаемый аппарат на безопасное расстояние, после чего основной ракетный двигатель выключается и осуществляется (с помощью специального двигателя в носовой части РБАС) разворот отделяемого головного блока по углу атаки на 180 градусов с целью формирования оптимальных условий отделения возвращаемого аппарата от РБАС и ввода парашютной системы для мягкой посадки возвращаемого аппарата. Таким образом, возникает необходимость определения его аэродинамических характеристик для решения вопросов баллистики, динамики движения и нагружения конструкции.
Сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab®) по заказу ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" была проведена работа на тему «Расчетные исследования влияния струй реактивного блока аварийного спасения на круговые аэродинамические характеристики отделяемого головного блока при дозвуковых и сверхзвуковых скоростях».
| | |
В результате выполнения проекта построена расчетная модель, позволяющая проводить расчеты обтекания отделяемого головного блока при до- и сверхзвуковых скоростях и определять его аэродинамические характеристики. Получены поля скоростей, давлений при различных параметрах натекания потока, рассчитаны аэродинамические характеристики.
Публикация подготовлена сотрудниками лаборатории CompMechLab® на основе работы, выполненной в 2011 г.