Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции самолета МС-21 (2012 г.)
Ключевые слова | Градостойкость, вертикальное оперение, композитная структура, удар, магистральный самолет МС-21 |
Программное обеспечение | SIMULIA/Abaqus |
В 2012 г. сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab®) НИУ СПбГПУ была выполнена НИОКР для ОАО "Корпорация "Иркут" по теме "Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции самолета МС-21." В ее рамках был выполнен следующий этап работ: "Создание методик расчета прочности и повреждений конструкции под действием ударных и динамических нагрузок. Валидация методик" (на основе SIMULIA/Abaqus-технологии).
К 2016 году ОАО "Корпорация "Иркут" совместно с ОКБ им. А. С. Яковлева планирует создать семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. В ряду особенностей самолета будет активное использование композиционных материалов.
Целью работы была разработка методики многоуровневого конечно-элементного (КЭ) моделирования повреждений от ударных нагрузок элементов конструкции вертикального оперения (ВО) самолета МС-21 при воздействии града.
Столкновение с градом представляет опасность для таких деталей самолета как фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, вентилятор турбины и другие. С целью определения опасности подобных столкновений были проведены экспериментальные и вычислительные исследования.
Для верификации модели было проведено конечно-элементное моделирование, аналогичное эксперименту. В результате сравнения численных и натурных экспериментов показана возможность использования КЭ модели градины для моделирования динамических взаимодействий.
Эксперимент | КЭ Моделирование |
Процесс развития деформаций и разрушения градины в натурном эксперименте и КЭ модели
На втором этапе работы по исходным геометрическим данным, предоставленным заказчиком, была разработана конечно-элементная модель вертикального оперения самолета МС-21, включающая в себя детали из композиционных материалов, алюминиевых и титановых сплавов и сотовых конструкций.
КЭ модель вертикального оперения самолета МС-21
В третьей части работы проведена серия численных экспериментов и оценка полученных напряженно-деформированных и поврежденных состояний. Рассматриваются три варианта столкновения града с ВО в направлении оси х в трех различных позициях: две по центру обшивки носка киля между нервюрами и одна в районе нервюры.
Области удара импактора в ВО самолета МС-21
Анимация: удар в позиции 1, поле полных перемещений элемента оперения в области контакта с импактором
| |
Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, деформированное состояние элемента оперения t=0.3 мс | Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, деформированное состояние нервюры элемента оперения t=0.3 мс |
| |
Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, поле нормальных перемещений элемента оперения в области контакта с импактором, t=0.3 мс,мм | Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, поле нормальных перемещений элемента оперения в области контакта с импактором, t=0.3 мс, мм |
Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, поле интенсивности напряжений по Мизесу в обшивке в области контакта, t=0.2 мс, Мпа | Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, поле интенсивности напряжений по Мизесу в нервюре в области контакта, t=0.2 мс, МПа |
| |
Результаты КЭ моделирования: удар в позиции 1, поле эквивалентных пластических деформаций в области контакта с импактором t=0.6 мс |
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® на основе работы выполненной в 2012 г.