Разработка полномасштабной конечно-элементной модели антропоморфного манекена EuroSID-2 (Side Impact Dummy) (2013 г.)
Область компетенции:
Отрасли промышленности:
|
|
Ключевые слова | Полномасштабная конечно-элеменная модель, манекен EuroSID-2 |
Программное обеспечение | SIMULIA/Abaqus, LS-DYNA |
Период проведения | 2013 г. |
Неотъемлемой частью разработки нового автомобиля является проверка его безопасности для людей, находящихся в салоне. Это делается при проведении различных краш-тестов: фронтальных, боковых, задних. Для оценки вероятности и степени тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами при столкновениях, используются антропоморфные манекены. С их помощью можно измерять воздействия ударных нагрузок на различные части тела человека, используя набор встроенной измерительной аппаратуры. В настоящее время существует и активно развивается целое «семейство» манекенов для различных типов краш-тестов. Среди них есть несколько типов манекенов взрослых людей и детей различных возрастов (Hybrid III, Hybrid II, CRABI, BioSID, EuroSID-2, BioRID, RID2).
Семейство антропоморфных манекенов для различных краш-тестов
Строение манекена существенно зависит от типа краш-теста, для которого он создан. Это связано, в первую очередь, со спецификой нагрузки на человека в том или ином типе столкновения. Так, при фронтальном столкновении необходимо уделять особое внимание травмированию шеи, нижних конечностей, грудной клетки в направлении удара. При боковом краш-тесте основное воздействие идет на верхнюю часть тела, поэтому в нижних конечностях даже нет измерительной аппаратуры. При этом такие системы, как ремни и фронтальная подушка безопасности, не могут защитить человека от травм, получаемых при боковом столкновении. Поэтому необходимо разрабатывать иные системы защиты водителя и пассажиров, такие как усилители боковых дверей и боковые подушки ("занавески") безопасности.
Характерное поведение манекена EuroSID-2 при боковом краш-тесте
Манекен EuroSID-2, разработанный в Европе в 2000х годах, является широко используемым инструментом для измерения воздействий, приходящихся на тело человека при боковых краш-тестах. Он представляет собой очень сложное устройство, имеющее форму и распределение масс, аналогичное живому человеку. Он в точности воспроизводит поведение тела человека в условиях бокового столкновения автомобиля и обладает комплексом аппаратуры для измерения сил, перемещений и ускорений в различных частях тела. Манекен должен быть тщательно изготовлен и сертифицирован по множеству критериев, таких как внешние габариты и масса, параметры грудной клетки и ребер, головы, шеи, поясничного отдела позвоночника, плечевого сустава, брюшной полости и таза.
Схемы измерений внешних габаритов и испытания шеи манекена EuroSID-2 на изгиб
Однако в связи с высокой стоимостью организации и проведения натурных краш-тестов с манекенами, на этапе разработки автомобилей производится серия конечно-элементных экспериментов, аналогичных будущим краш-тестам. Уровень развития современной вычислительной техники позволяет включить в анализ полноценную конечно-элементную модель манекена и провести компьютерное моделирование столкновения, максимально приближенное к натурному краш-тесту.
В ноябре 2013 года сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab®) была разработана полномасштабная пространственная конечно-элементная модель антропоморфного манекена EuroSID-2 для боковых краш-тестов автомобилей. По своему строению модель полностью соответствует существующему манекену и учитывает все особенности тела человека, в том числе:
• поведение шеи при ударных воздействиях,
• поведение ребер, плечевого сустава, брюшной полости и таза при боковом ударе
• искривление поясничного отдела позвоночника человека в сидячей позе.
Характеристики модели | |
Число узлов (NN) | 65714 |
Число элементов (NE) | 59578 |
Число степеней свободы (NDOF) | 249755 |
Число материалов | 116 |
Манекен EuroSID-2 для натурных экспериментов и его КЭ модель, разработанная
сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика"
Для КЭ модели манекена EuroSID-2 проведены все калибровочные тесты, требуемые стандартом FMVSS214 49 CFR, Part 572, Subpart U для существующих манекенов. Результаты испытаний удовлетворяют необходимым требованиям.
Разработанная КЭ модель манекена EuroSID-2 успешно применяется при моделировании боковых краш-тестов различных автомобилей. С ее помощью определяются значения критериев травмирования различных частей тела человека.
Анимация бокового краш-теста, скорость тележки барьера 50 км/ч
Примеры определения критериев травмирования: а) – перемещение нижнего ребра,
б) – усилие в брюшной полости, в) результирующее ускорение
головы и значение критерия травмирования головы HIC36.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® на основе работы выполненной в 2013 г.