Разработка полномасштабной конечно-элементной модели антропоморфного манекена Hybrid III 50% Male Dummy (2013 г.)
Область компетенции:
Отрасли промышленности:
|
|
Ключевые слова | Полномасштабная конечно-элементная модель, манекен, Hybrid III 50th Percentile |
Программное обеспечение | SIMULIA/Abaqus, LS-DYNA |
Период проведения | 2013 г. |
Неотъемлемой частью разработки нового автомобиля является проверка его безопасности для людей, находящихся в салоне. Это делается при проведении различных краш-тестов: фронтальных, боковых, задних. Для оценки вероятности и степени тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами при столкновениях, используются антропоморфные манекены. С их помощью можно измерять воздействия ударных нагрузок на различные части тела человека, используя набор встроенной измерительной аппаратуры. В настоящее время существует и активно развивается целое «семейство» манекенов для различных типов краш-тестов. Среди них есть несколько типов манекенов взрослых людей и детей различных возрастов (Hybrid III, Hybrid II, CRABI, BioSID, EuroSID, BioRID, RID2).
Семейство антропоморфных манекенов для различных краш-тестов
Различия в манекенах взрослых людей, в частности для фронтальных краш-тестов, обусловлены статистикой, по которой выделяют несколько типов людей по габаритам и массе. То же самое сделано и для манекенов – их характеристика выражается в процентилях. Для фронтальных краш-тестов из семейства Hybrid III используются три типа манекенов взрослых мужчин: 5-, 50- и 95-процентильный. Например, 5-процентильный означает, что только 5% популяции взрослых людей меньше, чем данный манекен. Таким образом, 50-процентильный манекен Hybrid III 50th Percentile Male соответствует «среднестатистическому» взрослому мужчине и является самым распространенным манекеном для данного типа испытаний.
a) | б) | в) |
а) – процентильные характеристики манекенов, б) – распределение по росту, в) – распределение по массе
Манекен Hybrid III 50th Percentile Male представляет собой очень сложное устройство, имеющее форму и распределение масс, аналогичные живому человеку. Он в точности воспроизводит поведение тела человека в условиях фронтального столкновения автомобиля и способен проводить измерения сил, перемещений и ускорений в различных частях тела. Манекен должен быть тщательно изготовлен и сертифицирован по множеству критериев, таких как внешние габариты и массы, параметры грудной клетки, головы, шеи, коленного сустава, голени и стопы.
Схемы измерений внешних габаритов и испытания шеи манекена на изгиб
Однако в связи с высокой стоимостью организации и проведения натурных краш-тестов с манекенами, на этапе разработки автомобилей производится серия конечно-элементных экспериментов, аналогичных будущим краш-тестам. Уровень развития современной вычислительной техники позволяет включить в анализ полноценную конечно-элементную модель манекена и провести компьютерное моделирование столкновения, максимально приближенное к натурному краш-тесту.
В ноябре 2013 года сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab®) была разработана полномасштабная пространственная конечно-элементная модель антропоморфного манекена Hybrid III 50th Percentile Male для фронтальных краш-тестов автомобилей. По своему строению модель полностью соответствует существующему манекену и учитывает все особенности тела человека, в том числе:
• поведение шеи при ударных воздействиях (конструкция из алюминия и резины с центральным тросом в качестве шейного отдела позвоночника),
• искривление поясничного отдела позвоночника человека в сидячей позе,
• форму грудной клетки (ребер).
Характеристики модели | |
Число узлов (NN) | 81524 |
Число элементов (NE) | 93477 |
Число степеней свободы (NDOF) | 261927 |
Число материалов | 170 |
Манекен Hybrid III 50th Percentile Male Crash Test для натурных экспериментов и его КЭ
модель, разработанная сотрудниками лаборатории "Вычислительная механика"
Для КЭ модели манекена Hybrid III 50th Percentile Male проведены все калибровочные тесты, требуемые стандартами FMVSS208 49 CFR, Part 572, Subpart E и ЕЭК ООН 94 от 8 мая 2007 г. для существующих манекенов. Результаты испытаний удовлетворяют представленным требованиям.
Калибровочный тест | Испытания | Стандарт |
Измерение внешних габаритов | Измерение |
FMVSS208 49 CFR, Part 572, Subpart E |
Измерение массы | Измерение | |
Калибровка грудной клетки | Удар в грудную клетку | |
Калибровка головы | Падение головы на плоскость | |
Калибровка шеи | Испытания шеи на изгиб и растяжение | |
Калибровка коленного сустава | Удар в коленный сустав | |
Калибровка голени и стопы | Удары в верхнюю и нижнюю часть стопы с башмаком и без башмака | ЕЭК ООН 94 от 8 мая 2007 г. |
Анимации результатов калибровочных тестов груди и головы КЭ модели манекена
Начальное положение, 0 мс |
29 мс | Максимальный изгиб, 58 мс |
86 мс | Прохождение через положение 0⁰, 114 мс |
180 мс |
Поведение шеи манекена при испытании на изгиб
Анимации результатов испытаний голени манекена на удар в верхнюю часть стопы и пятку
Схема испытания коленного сустава
Разработанная КЭ модель манекена Hybrid III 50th Percentile Male успешно применяется при моделировании фронтальных краш-тестов различных автомобилей. С ее помощью определяются значения критериев травмирования различных частей тела человека.
Анимация фронтального краш-теста, скорость автомобиля 56 км/ч, перекрытие 40%
в) |
Примеры определения критериев травмирования: а) – шеи растягивающим усилием
(кумулятивный), б) – голени (tibia index), в) результирующее ускорение головы и значение
критерия травмирования головы HIC36
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® на основе работы выполненной в 2013 г.