Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провела второй образовательный модуль для начальников цехов ПАО «ОАК»
Специалисты Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) провели второй из двух запланированных модулей программы повышения квалификации «Современные подходы к управлению производством». Образовательная программа для начальников производственных цехов предприятий ПАО «ОАК» реализуется Корпорацией в формате 4-модульного обучения. Из них два модуля подготовлены и проводятся преподавателями ПИШ СПбПУ. Модули сочетают актуальные теоретические материалы по применению передовых цифровых и производственных технологий на высокотехнологичных предприятиях и практику с современными образовательными инструментами, такими как компьютерные симуляторы.
Отметим, что первый модуль программы был проведен в конце марта и начале апреля 2025 года. В мае 2025 года два потока слушателей продолжили обучение в рамках второго модуля. Первый поток стартовал 12 мая и был завершен 16 мая 2025 года. Занятия второго потока прошли с 19 по 23 мая 2025 года. Программа модуля включала экспертные лекции и практические занятия, работу с цифровыми симуляторами. Также напомним, что аналогичное обучение по двум модулям ПИШ СПбПУ было успешно завершено в 2024 году.
- Козловский Павел Сергеевич, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Гаврилов Дмитрий Андреевич, старший преподаватель Высшей школы технологического предпринимательства Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Терещенко Владислав Владимирович, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
Одной из важных частей модуля стало погружение в концепцию «Бережливое производство» в рамках нескольких занятий под руководством старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислава Терещенко.
На лекции «Элементы концепции бережливого производства» слушатели подробно рассмотрели составляющие концепции, обсудили стандартизацию, рационализаторскую деятельность, изучили теорию ограничения систем и систему 5 шагов к идеальному рабочему месту (5S). В конце лекции участники обучения перешли к решению нескольких практических задач, которые позволили лучше усвоить основы бережливого производства, а их разбор вместе с наставником – закрепить полученные знания. Командное практическое занятие, посвященное быстрой переналадке производства (методика SMED – Single Minute Exchange of Die), объединило руководителей производственных площадок в поиске решений для сокращения времени простоя оборудования при переходе от одного вида продукции к другому. Практика в экспертном режиме в компьютерном симуляторе «Бережливое производство» завершила блок освоения основ данной концепции. Интенсив в цифровом симуляторе был направлен на оптимизацию производства в логике бережливого подхода. По итогам работы с симулятором участники обучения обсудили наиболее интересные шаги и решения, а также попробовали оценить этот опыт в соотношении с проблематикой реальных цехов.
Напомним, что цифровой симулятор «Бережливое производство» входит в линейку современных образовательных инструментов, развиваемую на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU. Эта платформа представляет отдельное образовательное направление Цифровой платформы CML-Bench® – флагманской разработки инженеров СПбПУ, направленной на развитие технологии цифровых двойников для задач высокотехнологичной промышленности и подготовки квалифицированных инженерных кадров.
«В ходе обучения руководители производственных площадок получили практические инструменты для улучшения работы своих цехов. Мы подробно разобрали методы бережливого производства, включая 5S, стандартизацию и SMED (быстрые переналадки оборудования), которые помогают экономить время и ресурсы. Отдельное внимание мы уделили планированию и управлению производством – через симуляторы участники научились принимать решения в условиях реального производственного процесса – от сроков и загрузки до освоения новой продукции. Главное, что получили участники, – это уверенность в применении современных подходов на своих предприятиях и готовность к управленческим вызовам», – рассказал Владислав Терещенко.
В рамках модуля старший преподаватель Высшей школы технологического предпринимательства Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов провел лекционные и практические занятия, где вместе со слушателями разобрал принципы и методы управления запасами, осветил механизмы и процессы среднесрочного планирования работы предприятия и создания операционной стратегии.
«Эффективное управление запасами – это балансирование между необходимостью удовлетворения спроса и минимизацией затрат, связанных с хранением, закупкой и возможными потерями. Ключевой принцип – достижение оптимального уровня запасов, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия, не приводя к чрезмерному накоплению запасов и связанными с ними издержками», – пояснил на лекции по управлению запасами Дмитрий Андреевич.
В продолжение тематики лекции слушатели выполнили несколько практических расчётных упражнений на применение различных методов управления запасами, а также на расчёт величин страхового запаса и страхового времени.
Основы лекции по планированию и управлению производством были широко представлены в работе участников модуля в цифровом бизнес-симуляторе «Новый индустриальный вызов». В нём слушатели перешли на стратегический уровень принятия решений, чтобы не только организовать исполнение заказов клиентов в срок и экономически эффективно, что имело место на оперативном уровне, но и принимать решения по освоению новой продукции, разворачиванию инициатив концепции «Бережливое производство» и применению цифровых моделей изделий, производства и финансов. Отметим, что компьютерный симулятор «Новый индустриальный вызов» – один из ключевых проектов линейки, развиваемой ПИШ СПбПУ, – победитель конкурсов и лауреат премий в качестве лучшей практики управленческого образования.
Кроме того, слушатели ознакомились с понятием операционной стратегии, а также освоили процесс её разработки операционной для предприятия. Слушатели определили для своих предприятий основные моменты стратегии управления производственной мощностью, стратегии цепи поставок и технологической стратегии, которые являются компонентами операционной стратегии. Занятие прошло в формате работы в командах и включало подробное обсуждение сформулированных командами подходов.
«Программа модуля была построена таким образом, чтобы обеспечить баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками. Лекции и дискуссии сочетались с работой в группах, решением кейсов и обучением в бизнес-симуляторе. Это позволило слушателям не только усвоить новые концепции, но и применить их на практике, получив ценный опыт принятия управленческих решений в условиях, приближенных к реальным. Успешное завершение модуля позволило слушателям получить комплексное представление о принципах и методах управления запасами, интегрированного среднесрочного планирования и операционной стратегии. Полученные знания и навыки будут полезны им в дальнейшей профессиональной деятельности, способствуя повышению эффективности и конкурентоспособности их предприятий», – дополнил Дмитрий Гаврилов.
Развивая преемственность управленческих подходов и ориентируясь на внедрение передовых цифровых и производственных технологий в производственную практику Корпорации, руководители подразделений ПАО «ОАК» представили стратегические инициативы, направленные на цифровую оптимизацию производственных ресурсов. Ранее спикеры успешно завершили обучение в четвертом потоке по программе «Развитие производства для достижения технологического лидерства», реализуемой Передовой инженерной школой СПбПУ «Цифровой инжиниринг» для кадрового резерва ПАО «ОАК» с 2023 года (ранее с 2021 года на базе Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»). Они поделились опытом успешного применения полученных знаний с участниками модуля.
В завершение модуля вместе с заместителем директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Павлом Козловским слушатели разобрали ключевые вызовы и выводы, которые были определены ими по итогам занятий. Павел Сергеевич дал участникам модуля важные методологические комментарии.
«Сложность разработки и проведения данной программы заключалась в том, что слушатели – очень компетентные специалисты, профессионалы в своём деле. Мы это понимали и сразу строили программу не в формате трансляции знаний, а с акцентом на трансформацию системных представлений о современной реальности развития высокотехнологичного производства. По сравнению с модулями, прошедшими осенью 2024 года, эта программа содержала больший объем практик, групповой работы, деловых игр и работы с компьютерными симуляторами. Обновлённая версия симулятора “Новый индустриальный вызов”, с которой работали участники модуля, учитывает больше переменных в ключевых сферах организации производства (Коммерция, Инжиниринг, Производство, Работа с поставщиками). Кроме того, мы учли обратную связь от слушателей предыдущих программ ПАО “ОАК”, что позволило уже нынешним участникам сформировать более полную картину тесных взаимосвязей элементов производственной системы. Свою значимую роль в достижении целей программы также сыграл стимулятор “Бережливое производство”. В процессе групповой работы и индивидуального общения слушатели делились большим количеством интересных предложений по изменениям на своих производственных площадках. Надеюсь, что значительная их часть будет внедрена и приведёт к ожидаемым результатам!», – заключил заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ.
Подводя итоги обучения, Павел Козловский получил важную обратную связь от участников модуля. Некоторые слушатели подчеркнули, что модуль стал для них отправной точкой для переосмысления существующих подходов к управлению производством. Они выразили уверенность, что полученные знания и навыки позволят им внести вклад в повышение эффективности цехов своих предприятий.