Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Мероприятия 2 Июня 2025 года
Данная новость была прочитана 929 раз

Инженерные соревнования команд школьных конструкторских бюро, координируемых ПИШ СПбПУ

20 мая 2025 года на площадке Академии цифровых технологий состоялись инженерные соревнования среди команд школьных конструкторских бюро (ШКБ). ШКБ – это объединения школьников в образовательных организациях, где под руководством педагогов они осваивают дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, занимаются проектной деятельностью и решают инженерные задачи.

В основе проекта лежит идея создания сети ШКБ, работающих совместно и координируемых Передовой инженерной школой Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) на образовательных площадках, прошедших особый отбор. Проект реализуется в партнерстве с Академией цифровых технологий и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

Напомним, что запуск школьных конструкторских бюро состоялся 27 марта 2025 года в рамках XV Петербургского международного образовательного форума. Соглашения об открытии ШКБ подписали 13 образовательных учреждений Санкт-Петербурга. ООО «Аскон - Системы проектирования», АНО «Физическая реабилитация», АО «АЭМ-технологии» выступают партнерами проекта. Школьные конструкторские бюро – концептуальная часть модели сквозного бесшовного инженерного образования «школа – колледж – вуз – промышленность», реализуемой ПИШ СПбПУ.

Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» СПбПУ развивает многоуровневую систему развития научно-технического потенциала молодежи, включающую школьные, молодежные (МКБ) и студенческие конструкторские бюро (СКБ), а также проектную деятельность студентов. ШКБ нацелены на раннюю профориентацию, развитие базовых компетенций, решение простых задач от индустриальных партнеров, с участием студентов СКБ в качестве наставников. МКБ на базе учащихся колледжей и учеников Инженерных классов СПбПУ ориентированы на технологическую подготовку и выпуск малой серии, также с участием студентов СКБ. В рамках деятельности СКБ осуществляется более глубокое погружение студентов в инженерную деятельность. Сначала у студенты знакомятся с инфраструктурой университета, созданной для развития технического творчества, профильными лабораториями и их проектами, выполняют командный проект по заказу внутреннего подразделения СПбПУ или индустриального партнера. Затем студенты активно включаются в проектную деятельность. Студенческие конструкторские бюро в СПбПУ представлены двумя типами: выполняющие НИОКР по заказам партнеров (например, СКБ «Силовые машины – Политех» в энергетическом машиностроении) и управляющие полным жизненным циклом проекта, начиная с постановки задачи (на базе СКБ «X-Lab»). После прохождения данной траектории студенты могут быть приняты на работу в опытно-конструкторское бюро, открытое на площадке СПбПУ, и продолжить работу в одном из научно-исследовательских подразделений университета или у индустриального партнера. Напомним, что в апреле 2025 года СПбПУ стал победителем в конкурсе студенческих конструкторских бюро, проведенном Минобрнауки России, и получил грантовую поддержку в размере 20 млн рублей  на развитие образовательной экосистемы СКБ.  

В числе инициатив Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», направленных на раннюю профориентацию школьников, студентов колледжей и популяризацию инженерных профессий среди   молодежи, также отметим стратегическое партнерство со школами и отраслевыми компаниями в области робототехники.  Так, в феврале 2025 года  успешно завершились школьные соревнования по программированию малогабаритного колесного автономного робота, разработанного инженерами лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» ПИШ СПбПУ, и 15 петербургских школ получили модели робота. А в мае 2025 года Политехнический университет на базе Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и  производитель робототехнических образовательных наборов и инфраструктуры для дополнительного образования, организатор проекта «Robot Fight Club» компания ООО «Роботмейкерс» заключили соглашение о развитии партнерства  сторон в проведении и популяризации соревнований роботов в различных категориях.

Инженерные соревнования стартовали с приветственных слов организаторов и партнеров школьных конструкторских бюро. К участникам обратились директор Академии цифровых технологий Валерия Зотова, директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан и директор АНО реабилитационных услуг «Физическая терапия» Екатерина Клочкова.

«Школьные конструкторские бюро являются частью системы конструкторских бюро, создаваемых Передовой инженерной школой Цифровой инжиниринг”. В этой системе задачи из КБ разного уровня решаются совместно. Так, в пилотном запуске программную и аппаратную часть создавали студенты в рамках студенческого КБ “X-Lab”. После этого задачей школьников стала разработка конструкции, которая будет включать в себя ту начинку, которую создали студенты. Мы хотели бы пойти дальше и, чтобы разработанные устройства смогли быть произведены малыми сериями в рамках молодежных КБ на уровне колледжей. Это поможет нам создать, в том числе единую траекторию наставничества по всей цепочке конструкторских бюро. Студенты университета будут наставниками у школьников и студентов колледжей», – отметил Сергей Салкуцан.

Валерия Зотова подчеркнула важность инженерных соревнований как для развития проекта ШКБ, так и для всех его участников:

«Соревнования между школьными конструкторскими бюро позволят вам погрузиться в профессиональную деятельность инженера и получить опыт работы в команде над конкретной задачей промышленности. Желаю вам приобрести не только новые знания и навыки, но и полезные знакомства.

Каждый из вас уже победитель. Так как вы пришли сюда, включились в проект “Школьные конструкторские бюро” и начали знакомиться с инженерной отраслью. Всегда сравнивайте себя с теми, какими вы были вчера. Если вы узнаете что-то новое, чему-то научитесь, то это большая победа! Желаю вам новых успехов и хочу, чтобы как можно больше ребят включалось в проект ШКБ и становилось на путь подготовки к профессии инженера».

 

Перед началом соревнований старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрей Шимченко провел установочную сессию, в ходе которой представил ученикам школьных конструкторских бюро задачи инженерных соревнований.

Командам ШКБ предстояло решить 2 задачи:

  • Построить детали и 3D-сборку изделия «Муфта соединительная» в соответствии с прилагаемыми к заданию чертежами и спецификацией:
  • Построить детали и 3D-сборку изделия «Приспособление для гибки» в соответствии с прилагаемыми к заданию чертежами и спецификацией:

Построение моделей осуществлялось с помощью программного обеспечения КОМПАС-3D, лицензии на которое ООО «Аскон – Системы проектирования» передало школам для деятельности ШКБ, а также Академии цифровых технологий для проведения инженерных соревнований.

 

В рамках деловой программы мероприятия состоялся круглый стол «Итоги пилотной реализации проекта по созданию сети школьных конструкторских бюро». В обсуждении приняли участие специалисты ПИШ СПбПУ, руководители и педагоги образовательных организаций, на базе которых созданы ШКБ, представители индустриальных партнеров. Среди спикеров круглого стола – директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан, директор АНО реабилитационных услуг «Физическая терапия» Екатерина Клочкова, руководитель группы в ПАО «Газпром-нефть» Владислав Матушев, ассистивный инженер, специалист по техническим средствам мастерской «Ассит» Валентин Топольник.

Эксперты подвели итоги создания сети школьных конструкторских бюро, обсудили результаты первого этапа и перспективы масштабирования данной практики в других образовательных учреждениях. Отметим, что на данный момент успешно функционируют 10 ШКБ. В дальнейшем планируется расширение сети ШКБ – к проекту будут подключаться новые школы, а сама модель будет тиражироваться и совершенствоваться.

 

Для всех гостей и участников соревнований была организована выставка школьных проектов, на которой обучающиеся представили собственные инженерные и творческие разработки.

От Центра детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга был представлен четырёхколёсный робот с полным приводом, созданный специально для участия в соревновании «Кубок РТК». Платформа робота оснащена четырьмя ведущими колёсами, что обеспечивает ему хорошую проходимость и устойчивость, а также используются драйверы двигателей для эффективного контроля скорости и направления каждого колеса. Робот имеет камеру для ориентации в пространстве и управляется с помощью контроллера ESP32. Разработчики робота предусмотрели возможность установки манипулятора для захвата объектов.

Ученик ГБОУ Инженерно-технологической школы №777 Владислав Волин продемонстрировал «квазиневозможные шахматы» – шахматные фигуры, разработанные и спроектированные в программном обеспечении КОМПАС-3D. Шахматные фигуры представляют собой объёмные фигуры, состоящие из мелких деталей сложной геометрической формы.

Команда ГБОУ СОШ №707 Невского района Санкт-Петербурга представила модель механического манипулятора (захвата), который приводится в движение шаговым двигателем. В ходе проекта ученики школы работали в T-flex, а далее в blender 3.4.

Ученики ГБОУ Школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга рассказали о результатах работы проекта «Лаборатория школьного театра “Пять СОТ”». Ребята представили самостоятельно разработанные, спроектированные и выполненные атрибуты разных исторических эпох, элементы быта и одежды. При выполнении работ использовались 3D-принтеры, программируемые швейные машинки, мобильный компьютерный класс. Среди представленных объектов – атрибуты для спектаклей по мотивам произведений: «Алиса в стране чудес», «Питер Пен» и «Волшебник изумрудного города».

Ученики ГБОУ Школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга показали на выставке несколько экспонатов:

  • макет бионической руки,
  • загородная территория школы,
  • учебно-тренировочный макет «Сердечно-сосудистые заболевания»,
  • макет- инсталляция «Природа и защита окружающей среды»,
  • спектрометрический комплекс для анализа различных источников света.
 

Пока гости и участники соревнований осматривали экспонаты выставки специалисты Центра ДПО ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» подводили итоги соревнований с помощью подготовленной программы автоматической проверки результатов работ. Принцип оценки в программе основан на анализе данных геометрических построений, реализованных в системе КОМПАС-3D. В качестве критериев оценивания работ учеников использовались массо-центровочные характеристики 3D-моделей: объем, площадь поверхности и моменты инерции. Отечественная САПР КОМПАС-3D позволяет использовать программные интерфейсы (API) для автоматизированного анализа всей необходимой информации непосредственно из переданных на проверку файлов, привлекать популярные библиотеки Pandas, NumPy, а также модуль для обработки регулярных выражений. Это обеспечило проверку наборов файлов от всех 45 участников конкурса менее чем за 6 минут.

После проверки работ состоялась церемония награждения участников пилотного запуска сети ШКБ, учеников школьных конструкторских бюро и команд-победителей ШКБ по итогам соревнований. Старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрей Шимченко выступил в роли ведущего церемонии. Директор Академии цифровых технологий Валерия Зотова, директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан и директор АНО реабилитационных услуг «Физическая терапия» Екатерина Клочкова наградили победителей и призеров в разных категориях.

Напомним, что АНО «Физическая реабилитация» подготовила первую задачу для бюро по разработке корпуса электронного реабилитационного устройства для детей, над решением которой будущие инженеры работали в рамках пилотного запуска сети ШКБ.

В начале церемонии награждения были подведены итоги пилотного запуска сети ШКБ и вручены благодарственные письма педагогам школ, а ученикам – сертификаты об участии, памятные призы и подарки. Далее были объявлены победители и призёры инженерных соревнований среди учеников и команд ШКБ.

Победители и призёры инженерных соревнований

Личный зачет:

I место

Петровский Георгий Владимирович, учащийся Центра детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга,

II место

Долинин Владимир Александрович, учащийся ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга,

III место

Маков Артем Михайлович, учащийся ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга.

Командный зачет:

I место

ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга,

II место

Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга,

III место

ГБОУ Школа № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга.

 

Победитель инженерных соревнований в личном зачете, ученик Центра детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга поделился впечатлениями:

«Мне понравились соревнования. Было очень интересно. В отличие от школьной программы в конструкторском бюро я больше работал с инженерными частями и хочу продолжить это обучение дальше. Сейчас я выступаю в команде один. Но возможно соберу свою команду в следующем году».

Учитель информатики и куратор команды-победителя инженерных соревнований, представляющей школьное конструкторское бюро ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга, Антон Сергеев рассказал об опыте участия в проекте ШКБ:

«Работа руководителем школьного конструкторского бюро оказалась невероятно увлекательным опытом! Меня особенно зацепила концепция создания реального продукта, а не проекта ради проекта. И я стал подбирать в команду ребят, которым проектирование действительно интересно. Сжатые сроки вдохнули азарт и ответственность в нашу команду, а размытые границы, наоборот, добавили пространства для фантазии. Для меня и ребят это была возможность почувствовать себя частью большого дела, увидеть, как твои решения влияют на конечный продукт и приносят пользу другим людям.  <…>

Особенно приятно осознавать, что мы смогли создать нечто полезное и значимое, преодолев трудности и проявив креативность. Каждый этап работы позволял ребятам лучше узнать свои способности, укреплял командный дух и вдохновлял двигаться дальше. Именно такие проекты помогают будущим специалистам раскрыть потенциал и приобрести бесценный опыт, который им обязательно пригодится!

Выражаю искреннюю благодарность команде Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ за совместную работу и поддержку в рамках ШКБ. Мы находились на связи практически 24/7. Благодаря нашему единству и стремлению к успеху проект стал успешным и интересным. Я искренне рекомендую каждому школьнику попробовать себя в таком проекте. Это отличный шанс проявить лидерские качества, развить инженерные способности и оставить след в истории, как минимум своей школы!».

Репортаж телеканала «Санкт-Петербург» от 21 мая 2025 года


Часть фотографий предоставлена Академией цифровых технологий.

Новости на сайте по теме публикации: