Политех стал победителем в конкурсе Студенческих конструкторских бюро
В МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках конкурса Министерства науки и высшего образования РФ состоялась защита проектов Студенческих конструкторских бюро. Один из участников – команда СКБ «Системный инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Представители Политеха продемонстрировали стратегию подготовки молодых инженеров, способных решать прорывные задачи в интересах промышленности и технологического развития страны. Проект представили в направлении «Студенческое конструкторское лидерство». Он вошёл в пятёрку вузов-победителей в своей номинации. Грантовая поддержка в размере 20 млн рублей будет направлена на развитие образовательной экосистемы СКБ, а также на закупку материалов и комплектующих для опытных образцов изделий, создаваемых силами студентов.
- «На базе молодёжных конструкторских бюро ведётся подготовка высококвалифицированных инженеров, способных внести вклад в достижение технологического лидерства страны. В них студенты, аспиранты и молодые учёные разрабатывают конкурентоспособные технологии, решают конкретные научно-технические и инженерные задачи, широко привлекаются к работе по заказам промышленных предприятий. Важно, что инициатива показала высокую востребованность – заявки на первый конкурс подали 178 вузов из 81 субъекта страны. 15 университетов-победителей получат поддержку на создание новых и развитие действующих площадок, в том числе закупку современного оборудования»,
– сказал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
СКБ «Системный инжиниринг» реализуется в рамках стратегии и программы развития университета по достижению технологического лидерства и интеграции образования, науки и промышленности. Основной целью проекта является формирование сквозной траектории подготовки инженерных кадров – от ранней профориентации школьников до включения студентов старших курсов в реальную научно-исследовательскую и проектную деятельность по заказу промышленности. Заинтересованность в результатах проекта высказали 12 партнёров, включая стратегического партнера университета – крупнейшую энергомашиностроительную компанию России – АО «Силовые машины». В 2020 году в СПбПУ на базе Института энергетики под их руководством было открыто студенческое конструкторское бюро, которое на сегодняшний день охватывает 8 различных направлений. В рамках реализации проекта в 2025 году компания обеспечит софинансирование работы СКБ СПбПУ в объёме почти 15,5 млн руб.
Выступая на защите, руководитель проекта, директор Высшей школы энергетического машиностроения, заместитель директора НОЦ «Авиационные двигатели и энергетические установки» ПИШ «Цифровой инжиниринг» Алёна Алёшина подчеркнула, что работа СКБ СПбПУ напрямую отвечает национальным целям развития России до 2036 года и направлена на подготовку высокомотивированных специалистов, способных работать над преодолением современных технологических вызовов.
В 2025 году основное внимание СКБ сосредоточено на двух ключевых направлениях, соответствующих национальным проектам технологического лидерства:
- «Новые атомные и энергетические технологии» и
- «Беспилотные авиационные системы (БАС)».
В перспективе в структуру СКБ планируется интеграция и других стратегически значимых направлений.
Руководитель офиса технологического лидерства СПбПУ Олег Рождественский подчеркнул:
- «В рамках СКБ мы знакомим школьников с инженерным делом, приглашаем их к продолжению обучения в Политехе, где даём возможность уже будучи студентами найти себя и попробовать свои силы в разных направлениях во время обучения на 1-2 курсе, во время общеинженерной подготовки. А на 3-4 курсе самых квалифицированных студентов мы отбираем для работы по запросам наших индустриальных партнёров».
Особенностью подхода Политеха является создание трёхуровневой образовательной экосистемы, охватывающей разные возрастные категории обучающихся, сформированной на основе методического и научно-технического задела ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», сформированного под руководством Сергея Салкуцана, заместителя директора ПИШ по ДПО:
- Школьные КБ – ранняя профориентация, развитие инженерного мышления и вовлечение в технологическую среду уже на этапе школьного образования. В марте 2025 года при поддержке правительства Санкт-Петербурга и Академии талантов подписано 12 соглашений об открытии новых школьных КБ.
- Молодёжные КБ – работа с учащимися 10-11 классов и студентами среднего профессионального образования, включение их в проектную деятельность с реальным задачами от партнёров. Так, на базе Института среднего профессионального образования СПбПУ уже действует лаборатория, где студенты создают мелкие серии антенн по заказу предприятия.
- Студенческие КБ – фокус на общеинженерную подготовку студентов 1–2 курсов и постепенный переход к осознанной инженерной практике и участию в НИОКР с 3 курса.
Программа развития СКБ «Системный инжиниринг» интегрирована в Стратегию развития университета до 2030 года, с перспективой до 2036 года, имеет тесную связь с ключевым научно-технологическим направлением (КНТН-1) развития СПбПУ – «Системный цифровой инжиниринг», будет основываться на принципах сетевого взаимодействия различных подразделений СПбПУ, в том числе: Студенческое конструкторское бюро «Силовые машины – Политех», работающее с 2020 года, СКБ ОКБ Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг», с 2024 года участвующее в реализации крупного проекта по беспилотникам, а также Центр молодежных траекторий и другие.
Директор Инжинирингового центра АО «Силовые машины» Константин Савичев отметил важность проекта с точки зрения подготовки квалифицированных инженерных кадров под запрос компании и рассказал, что уже сейчас студенты обучаются в процессе работы над НИОКРами по заказу предприятия. Команда СКБ уже подписала контракт на выполнение НИОКР на сумму 12 млн рублей, в выполнении которого участвуют студенты. До конца 2025 года планируется привлечь более 25 млн рублей на реализацию проектов и разработку опытных образцов.
- «Ключевая задача СКБ СПбПУ – дать каждому обучающемуся возможность найти своё место в инженерном деле. Мы стремимся не просто передать знания, а сформировать навыки, научить работать с передовыми цифровыми и производственными технологиями, чтобы молодые специалисты могли внести реальный вклад в достижение технологического лидерства страны»,
– отметила Алёна Алёшина.