Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 3 Февраля 2025 года
Данная новость была прочитана 507 раз

Специалисты Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» рассчитали варианты применения сети для локализации разлива мазута в Черном море

Специалисты Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) смоделировали возможности и варианты использования заградительной сети при подъеме и транспортировке кормовой части танкера «Волгонефть-212», затонувшего в Черном море в декабре 2024 года. Инженеры ПИШ СПбПУ создали цифровой (виртуальный) испытательный стенд, чтобы определить уровень проницаемости и нагрузки на сеть при воздействии морской воды в зависимости от скорости течения. Данные, необходимые для построения высокоадекватных математических и компьютерных моделей, предоставили коллеги с химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и из Морского гидрофизического института РАН.

Разработанные математические и компьютерные модели заградительных конструкций по типу «иловой завесы» учитывали физико-механические характеристики сети (расчеты осуществлялись для сетей различной плотности), в том числе показатели плавучести, и гидрологические условия окружающей среды – температуру воды, скорость и направление течения. На цифровых (виртуальных) испытательных стендах были рассчитаны предельные нагрузки, а также проведена оценка грузоподъемности буев.

«Именно благодаря использованию технологий цифрового инжиниринга нам удалось осуществить сложные расчеты, учитывающие множество различных показателей, всего за 5 рабочих дней. В дальнейшем результаты моделирования и цифровых испытаний могут быть использованы для обоснования и разработки техзадания на производство заградительных конструкций для локализации зон разлива мазута», - прокомментировал особенности исследования проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков.

Напомним, что разлив мазута в Керченском проливе произошёл 15 декабря 2024 года из-за разлома корпусов двух российских нефтяных танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» из-за шторма. По оценкам Минприроды, в море вылилось около 4 тыс. тонн мазута — загрязнённым оказался участок побережья Краснодарского края от мыса Панагия до Анапы, позднее течением мазут стало относить к побережью Крыма, а часть разлившихся нефтепродуктов осела на дне.

31 января 2025 года Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко в ходе рабочей поездки в Анапу провел встречу с учеными и оценил инновационные разработки и технологические решения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (ЧС) в связи с разливом нефтепродуктов в акватории Черного моря.

Вице-премьер подчеркнул, что по поручению Президента Владимира Путина создана правительственная комиссия во главе с вице-премьером Виталием Савельевым, координирующая процесс ликвидации последствий разлива мазута. Отдельное направление по науке ведет Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

«Ученые сказали важную вещь: они не конкурируют в технологиях, а дополняют друг друга и находят симбиоз. Кооперация крайне важна, потому что Президент Владимир Путин поручил нам проработать технологии на будущее, чтобы мы могли быстро реагировать и помогать другим. Также необходимо решать текущие вопросы. Сейчас перед нами стоит задача определить четкие шаги для апробации разработок и масштабировать их в реальных условиях», – отметил Дмитрий Чернышенко.

На опытном полигоне показали разработки: Тюменского индустриального университета, Института проблем управления РАН, «СИБУР» и химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Кубанского государственного университета и МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томского государственного университета.

Заместитель Министра науки и высшего образования Денис Секиринский отметил, что по поручению Правительства Российской Федерации анализируется имеющийся научно-технический задел, идет взаимодействие с оперативным штабом. Сформированная в Министерстве межведомственная рабочая группа из ведущих ученых, представителей бизнеса и заинтересованных органов исполнительной власти работает в постоянном режиме, давая необходимые консультации МЧС России, Минтрансу, Минприроды и Росприроднадзору.

«Сегодня мы представили ключевые научно-технические разработки, которые начинаем апробировать и применять для решения задач по ликвидации последствий аварии. Этот опыт, безусловно, пригодится и в будущем, если в той или иной части света произойдет подобного рода инцидент», – рассказал Денис Секиринский.

 По материалам ТАСС и Минобрнауки России.

Новости на сайте по теме публикации: