Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 29 Ноября 2024 года
Данная новость была прочитана 1384 раза

Инфраструктурный центр «Технет» СПбПУ провел исследование рынка цифровых платформ оптовой торговли

Специалисты Инфраструктурного центра «Технет» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ИЦ «Технет» СПбПУ) провели исследование рынка цифровых платформ оптовой торговли в странах БРИКС и Ближнего Востока.

Исследование содержит информацию о состоянии рынка в 18 странах: 9 стран объединения БРИКС и 9 стран Ближнего Востока.

Цифровые платформы являются одним из инструментов цифровой трансформации различных отраслей экономики. Наиболее известный тип цифровых платформ – маркетплейсы, или платформы розничной торговли, на которых осуществляется взаимодействие компании с потребителем – B2C (business-to-consumer). Однако все большую долю рынка цифровых платформ занимают платформы для осуществления оптовой торговли, где взаимодействуют друг с другом компании – B2B (business-to-business). Сегодня каждая вторая B2B-покупка в мире совершается онлайн с применением цифровых платформ.

На такой B2B-платформе компании-производители размещают свои товары партиями, что обеспечивает прозрачность и результативность продаж; а компании-покупатели приобретают товар напрямую у поставщика в больших объемах, что позволяет экономить финансы и время. Существуют как всемирно известные платформы Alibaba, Amazon, eBay, имеющие широкий перечень групп продаваемых товаров, так и отраслевые решения, работающие для узкоспециализированных рынков.

К преимуществам применения цифровых платформ оптовой торговли для продавцов относится автоматизация процесса продажи, оптимизация складских запасов, увеличение объемов продаж с уменьшением затрат, выход на новые рынки, обеспечение долгосрочной конкуренции, увеличение повторных продаж на 15% и ряд других преимуществ. К преимуществам для покупателей можно отнести упрощение процесса покупки, постоянное взаимодействие с клиентом, экономию за счет эффекта масштаба, большой ассортимент, наличие скидок и специальных предложений, отзывов и рейтинга и др.

По оценке Инфраструктурного центра «Технет» СПбПУ, в 2023 году объем мирового рынка цифровых платформ для оптовой торговли составил 12,4 млрд долл. Прогнозируется, что в ближайшие 7 лет рынок будет развиваться со среднегодовыми темпами роста на уровне 13,79%, в результате чего к 2030 году достигнет объема в 43,4 млрд долл.

Прогноз динамики объема мирового рынка цифровых платформ
для оптовой торговли в 2024–2030 годах (млрд долл.)

 Источник: ИЦ «Технет» СПбПУ

Согласно результатам проведенного исследования, по итогам 2023 года рынок электронной торговли с точки зрения объема оказался наиболее развитым в странах – основательницах БРИКС. Китай удерживает ведущие позиции благодаря высокоразвитым внутренним платформам, число которых составляет 11 единиц. Наибольшие темпы роста ожидаются в Индии. Рынок цифровых платформ для оптовой торговли в России является частью более широкого рынка интернет-торговли. Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем этого рынка за последние 10 лет увеличился почти в 9 раз, с примерно 713 млрд руб. в 2014 году до 6 359 млрд руб. в 2023 году. Наибольшим спросом на рынках электронной торговли в странах БРИКС в 2023 году пользовались различные потребительские товары. В большинстве стран лидирующими категориями стали одежда и товары для дома и сада.

Саудовская Аравия возглавляет список стран Ближнего Востока по объему электронной торговли, за ней следуют Катар и Алжир. Наименее развитым в 2023 году оказался рынок электронной торговли в Иордании. Аналогично ситуации, наблюдаемой в странах БРИКС, в большинстве стран Ближнего Востока лидирующими категориями по итогам 2023 года стали одежда, товары для дома и сада, а также товары для красоты и фитнеса.

Помимо этого, в исследовании были описаны меры и механизмы государственного регулирования рынка цифровых платформ в странах БРИКС и Ближнего Востока. Примечательно, что в странах объединения БРИКС и в странах Ближнего Востока государственное регулирование деятельности цифровых платформ для торговли направлено в первую очередь на обеспечение кибербезопасности, защиту данных, а также защиту прав потребителей. Наименее развитыми на сегодняшний день остаются меры регулирования в области электронной торговли в целом.

Результаты экспертно-аналитических исследований рынка цифровых платформ оптовой торговли были опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Инфраструктурного центра «Технет».

Новости на сайте по теме публикации: