Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» представила опыт и компетенции на форуме «Инженеры решают»
С 1 по 2 июля 2024 года прошёл форум «Инженеры решают», направленный на обсуждение вопросов инженерного образования, технологического предпринимательства, искусственного интеллекта. Мероприятие состоялось на базе Донского государственного технического университета, где собрались студенты, преподаватели, инвесторы, управленцы университетов и компаний, которые представили наиболее удачные инженерные решения и обменялись опытом.
Исполняющий обязанности директора Высшей школы технологического предпринимательства Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ВШТП ПИШ СПбПУ), кандидат экономических наук, доцент Артур Киреев выступил с докладом «Экосистема технологического предпринимательства в СПбПУ» и принял участие в работе проектной мастерской «Стартап vs диплом».
Спикер отметил Передовую инженерную школу СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и подчеркнул, что школа была создана в первую волну федерального проекта и сохраняет лидирующие позиции по показателям эффективности до сих пор. ПИШ СПбПУ имеет развитую образовательную инфраструктуру, и Высшая школа технологического предпринимательства является её частью.
«Высшая школа технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ – это мост между наукой и бизнесом, который направлен на обучение специалистов, способных управлять наукоемкими производствами и коммерциализировать передовые научные разработки, а также создавать инфраструктуру для обеспечения непрерывных инноваций в компаниях», – заключил Артур Генрихович.
Докладчик отметил, что развитию технологического предпринимательства в вузах уделяется значительное внимание. Направление технологического предпринимательства представлено в Концепции технологического развития на период до 2030 года как один из катализаторов роста экономики предприятий.
В продолжение доклада Артур Киреев подробно рассказал о деятельности Высшей школы технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ, отметил проводимые мероприятия и реализуемые образовательные программы.
Высшая школа технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ ведет магистерские программы, программу EMBA для собственников бизнеса и руководителей высшего звена, а также осуществляет проектную деятельность и является координатором программы «Стартап как диплом».
Но основной фокус деятельности подразделения сосредоточен на дополнительном образовании и в ВШТП ПИШ СПбПУ широко представлены программы переподготовки специалистов, краткосрочные образовательные программы по разным трекам.
«Внутри школы мы реализуем несколько образовательных треков. Первый трек состоит в подготовке предпринимателей, которые планируют развивать собственный бизнес. Второй трек связан с внутренним предпринимательством и направлен на развитие кадров, которые занимаются теми или иными вопросами, связанными с инновационным развитием в корпорациях.
Третье направление – исследовательское, и оно для тех, кто нацелен на научную деятельности в области предпринимательства. Школа курирует проекты Платформы университетского технологического образования на общеуниверситетском уровне», – пояснил спикер.
Артур Киреев представил воронку технологического предпринимательства в СПбПУ и осветил все этапы развития студенческой активности от получения базовых знаний в данной сфере до выхода на международные рынки с реальным проектом и инвесторами. Докладчик рассказал о деятельности Стартап Центра ПИШ СПбПУ, который курирует предпринимательскую активность студентов в рамках акселератора проектов и активно взаимодействует с начинающими предпринимателями, консультируя их по разным аспектам проектов и оказывая помощь в их доработке. Экосистема технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ способствует повышению качества и разнообразия студенческих проектов, позволяет формировать гибкие образовательные треки для получения компетенций в области управления проектов, содействует междисциплинарной кооперации студентов и научных коллективов, а также способствует коммерциализации университетских разработок молодых учёных и обеспечению бесшовности этого процесса благодаря выстроенной системе кооперации с индустриальными партнёрами.
«В начале воронки все студенты получают базовый уровень знаний о возможностях развития предпринимательской активности в СПбПУ. Далее формируются команды, заинтересованные в продвижении перспективных идей или проектов. Потом команды проходят через акселераторы и участвуют в проектах “Студенческий стартап” или “Стартап как диплом”, получая экспертную оценку на разных этапах развития проектов и овладевая при этом необходимыми навыками. Я отмечу также, что магистерские программы и программы дополнительного профессионального образования синхронизированы с деятельностью акселераторов и сроками участия в конкурсах стартапов. Так, студенты могут максимально эффективно применить полученные знания о развитии бизнес-идей на практике. В конце воронки мы ориентированы на вывод на рынок технологических предпринимательских проектов, который обеспечивается сильными командами, готовыми к разным условиям взаимодействия с коммерческими предприятиями и форматам масштабирования инициатив», – заключил Артур Генрихович.
Спикер отметил опыт участия СПбПУ в проекте «Студенческий стартап» и привел конкретные примеры успешных проектов, на реализацию которых студенты получили по 1 млн. рублей. Так, в 2023 году 23 проекта студентов СПбПУ стали победителями данного конкурса и получили финансирование. Проект «Студенческий стартап» показывает рост уровня технологического предпринимательства среди молодежи, исходя из качества подготовки заявок. Для подготовки к участию в конкурсе Высшая школа технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ и Стартап Центр ПИШ СПбПУ проводят образовательные мероприятия: консультации по подаче заявок на грант, лекции и мастер-классы индустриальных партнеров, «Краш-тест стартапов» и т.д.
Далее Артур Киреев рассказал о программе «Стартап как диплом», которая успешно реализуется в СПбПУ в течение 4-х лет. Спикер отметил высокие требования к проектам, участвующим в программе, которые учитываются Экспертным советом, в том числе оценку технологической составляющей стартапа, потенциала масштабирования, степени готовности разработанного MVP или прототипа, наличие финансового обеспечения и сформированной команды.
«В Экспертный совет входят преподаватели СПбПУ и представители индустриальных партнёров университета. Через Экспертный совет мы осуществляем связь с реальным бизнесом. Совет заседает дважды в год: в мае и декабре. В ходе заседаний эксперты оказывают консультационную поддержку студентам, дают практические советы по доработке, исходя из конъектуры рынка, а также подсказывают иные направления исследований, способных значительно расширить рамки проектов или же необходимых для реализации стартапов. В конце заседания эксперты выносят решение о готовности защиты каждого стартап-проекта в качестве выпускной квалификационной работы», – разъяснил Артур Генрихович.
Артур Генрихович поделился одним из последних достижений Высшей школы технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ в сфере развития студенческих стартапов. Выпускница Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Анастасия Цыцына вошла в число 15 финалистов Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». Анастасия Цыцына принимала активное участие с данным проектом в программе «Стартап как диплом» в СПбПУ, улучшила свой стартап с учетом рекомендаций Экспертного совета и вышла на Всероссийский конкурс, где получила высокую оценку жюри среди 500 проектов из 47 регионов страны.
В заключение спикер отметил развитие в Передовой инженерной школе направления компьютерных тренажеров, которые представляют современный образовательный инструмент для оценки компетенций и тренировки навыков студентов в рамках технических магистратур и специалистов индустриальных партнеров в процессе дополнительного образования.
«Технологическое предпринимательство получает всестороннее и сбалансированное развитие в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» сконцентрирована на развитии передовых технологий системного инжиниринга и подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для промышленности. Образовательная часть по освоению навыков и получению знаний о продвижении перспективных идей реализуется в Высшей школе технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ. Стартап Центр ПИШ СПбПУ осуществляет консультационную поддержку студентов в прямом диалоге с представителями бизнеса и оценивает идеи с точки зрения конъектуры рынка. Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ помогает на этапе коммерциализации проектов», – подвел итог исполняющий обязанности директора Высшей школы технологического предпринимательства Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» Артур Киреев.
2 июля 2024 года Артур Киреев также принял участие в проектной мастерской «Стартап vs диплом». В рамках мероприятия эксперты обсудили границы между дипломными проектами и стартапами, обменялись мнениями об актуальных вопросах развития предпринимательства в корпорациях и провели дискуссию о рынке стартапов.
Фотографии предоставлены организатором форума «Инженеры решают».