Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 14 Июня 2024 года
Данная новость была прочитана 1025 раз

Испытания паралета Федора Конюхова, разработанного в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг», прошли успешно

Международный центр путешествий Ф.Ф. Конюхова и специалисты Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого успешно провели испытания модернизированного двухместного паралета, на котором знаменитый путешественник вместе с напарником в июле 2024 года планирует совершить полет от архипелага Земля Франца-Иосифа до точки географического Северного полюса.

Специально усовершенствованный под эту задачу летательный аппарат совершил несколько кругов вокруг аэродрома Кречевицы в Новгородской области и благополучно приземлился.

  • «Для нас это очередной этап подготовки к арктической экспедиции. В ней мы планируем установить мировой рекорд. Мы с Федором Конюховым летим на паралете двухместного класса, который был специально доработан – на него поставили аэродинамические обтекатели. Команда ПИШ СПбПУ в сжатые временные сроки разработала оптимальную конструкцию обтекателя, осуществила необходимое математическое и компьютерное моделирование обтекателя из композиционных материалов, включая встроенные в обтекатель топливные баки особой аэродинамической формы. Всего лишь за два месяца композитный обтекатель был разработан, изготовлен и интегрирован в конструкцию паралета. Сегодня мы проведем летные испытания паралёта с новым композитным обтекателем и проверим его технические характеристики»,
    — рассказал перед стартом пилот Игорь Потапкин, который не раз совершал длительные и рекордные перелеты на летательных аппаратах такого класса.

После летных испытаний пилот отметил, что благодаря обтекателю значительно улучшилась аэродинамика паралета, снизилось сопротивление воздуха. Также повысилась скорость полёта, а топливные баки сделали дальность полета существенно большей, чем это было ранее.

Путешественники планируют установить новый мировой рекорд по дальности полёта на двухместном паралете в высоких широтах Арктики. От Земли Франца Иосифа, куда их доставит ледокол «50 лет Победы», им предстоит по воздуху преодолеть более 900 км и приземлиться на льдину на Северном полюсе. На льдине участники экспедиции развернут одиночную дрейфующую полярную станцию и проживут несколько недель, занимаясь, в том числе, научной деятельностью.

Инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ в рамках реализации проекта взяли за основу серийный двухместный паралет одного из российских производителей. Однако, так как экспедиция будет проводиться на Крайнем Севере, возникла необходимость защитить пилотов от встречного холодного ветра. Для этого на основе углеродного волокна, разработанного в России Композитным Дивизионом Росатома ЮМАТЕКС был создан специальный композитный обтекатель, повышающий комфорт экипажа и аэродинамические характеристики паралета. В качестве материала инженеры использовали легкий и прочный многослойный углепластик. Общий вес обтекателя составил 23 кг. Установка обтекателя на паралёт дала дополнительное пространство для размещения грузов, что было запланировано и указано в требованиях.

 

Для увеличения дальности полета инженеры ПИШ СПбПУ, используя собственную цифровую платформу разработки и применения цифровых двойников CML–Bench®, интегрировали в паралет два дополнительных композитных топливных бака объемом по 75 литров каждый. Чтобы не увеличивать аэродинамическое сопротивление воздушному потоку, топливные баки с помощью компьютерных технологий оптимизации разработали обтекаемыми и встроили в конструкцию аппарата. Благодаря материалу из углепластика вес одной емкости составил всего 2 кг. Производители парапланов проявили интерес к технологиям многопараметрической и многодисциплинарной оптимизации. Возможно, в будущем такие топливные баки появятся и на серийных летательных аппаратах.

  • «Основным целевым показателем для нас стала максимальная дальность. По нашим расчетам усовершенствованный паралет сможет пролететь до 1200-1300 км. А запланированная длина маршрута экспедиции до Северного полюса составит 900 км»,
    — пояснил инженер-исследователь Инжинирингового центра Передовой инженерной школы СПбПУ Максим Никитин. 

Длительность полета будет существенно зависеть от погодных условий и может составить от 8 до 14 часов.

Инженеры ПИШ СПбПУ также увеличили общую жесткость кабины паралета. В случае экстренной посадки она должна будет защитить экипаж от травм. После доработки общий вес аппарата составил около 150 кг. А взлетный вес всей конструкции с полным багажом и пилотами достигнет 500 кг.

История взаимодействия Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Федора Конюхова началась в 2023 году. Легендарный советский и российский путешественник со своим товарищем, полярником Виктором Симоновым приехал в Политехнический университет, чтобы встретиться со студентами и сотрудниками, рассказать о своей планируемой экспедиции — трансарктическом переходе из России в Канаду через Северный полюс на чукотских ездовых собаках, ответить на вопросы и обсудить с руководством, учеными и инженерами вуза будущие совместные проекты.

А 27 февраля 2023 года Ученый совет Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого единогласно проголосовал за присвоение  Федору Конюхову звания «Почетный доктор СПбПУ». Звание «Почетный доктор СПбПУ» присваивается выдающимся деятелям науки, образования и культуры, а также ведущим специалистам из России и зарубежных стран за значительный вклад в развитие передовых областей знаний и науки, деятельность которых способствует стратегическому развитию нашего университета, расширению направлений сотрудничества и повышению его авторитета на международном уровне.

Новости на сайте по теме публикации: