Представители Объединенной авиастроительной корпорации успешно завершили второй модуль обучения в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
С марта 2024 года по август 2024 года 36 представителей Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК», входит в Госкорпорацию «Ростех») проходят обучение по четырем модулям образовательной программы
- «Развитие производства для достижения технологического лидерства»,
разработанной по заказу Корпорации.
Напомним, что обучение по образовательной программе направлено на следующие задачи:
- Обеспечение развития компетенций, критически необходимых для решения перспективных отраслевых задач, направленных на достижение стратегических целей корпорации в части разработки и реализации перспективных инженерных проектов.
- Организация обмена опытом участников в части способов организации деятельности подразделений и подходов к управлению персоналом, доказавших свою эффективность на практике.
- Знакомство участников с актуальными отечественными и зарубежными лучшими практиками в сфере выстраивания систем управления, организации деятельности и управления персоналом в условиях реализации задач по достижению технологического лидерства.
- Обеспечение развития управленческих компетенций (в соответствии с моделью компетенций), а также приобретение участниками современных управленческих знаний в привязке к реализации передовых инженерных проектов.
С 13 по 16 марта 2024 года состоялось открытие четвёртого потока слушателей образовательной программы и прошёл первый модуль, который был посвящён трендам и вызовам цифровой экономики для промышленности.
С 23 по 28 апреля прошло обучение представителей ПАО «ОАК» по второму модулю «Предприятие 4.0. Отладка функционирования».
- Павел Козловский, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг»;
- Юлия Кобышева, руководитель проектных образовательных программ Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», консультант по командному взаимодействию и развитию технологического лидерства, региональный эксперт АСИ «Образование. Кадры для цифровой экономики по региону СПб», генеральный директор ООО «Академия ЮКЭН»;
- Дмитрий Гаврилов, автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Института передовых производственных технологий СПбПУ;
- Владислав Терещенко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Михаил Корчков, руководитель направления авиастроения Цифровой платформы CML-Bench® ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Жанна Бурлуцкая, специалист лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» и лаборатории «Цифровое моделирование индустриальных систем» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Алексей Гинцяк, заведующий лабораторией «Цифровое моделирование индустриальных систем», старший преподаватель Высшей школы проектной деятельности и инноваций в промышленности СПбПУ.
- Леонид Токарь, главный специалист музея СПбПУ.
Программа второго модуля программы содержит лекционные и практические занятия в разных форматах: бизнес-игра, семинары, индивидуальные и командные занятия на компьютерных тренажёрах «Новый индустриальный вызов» и «Бережливое производство», проектная деятельность.
Во втором модуле обучение было направлено на освоение передовых цифровых и производственных технологий в рамках оптимизации производственной деятельности предприятий Объединённой авиастроительной корпорации в условиях перехода к Индустрии 4.0.
Первый учебный день второго модуля, 23 апреля 2024 года, был посвящен бизнес-игре «ОАК-территория Agile-успеха» и завершился ознакомительной экскурсией по территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, которая позволила проникнуться его историей, осознать масштаб исследований учёных и оценить их вклад в развитие науки, экономики и промышленности.
Главный специалист музея СПбПУ Леонид Токарь рассказал о наиболее интересных экспонатах и показал участникам обучения главный корпус Политехнического университета.
Руководитель проектных образовательных программ Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», консультант по командному взаимодействию и развитию технологического лидерства, региональный эксперт АСИ «Образование. Кадры для цифровой экономики по региону СПб», генеральный директор ООО «Академия ЮКЭН» Юлия Кобышева провела бизнес-игру «ОАК-территория Agile-успеха» для участников модуля.
Игра состоялась в формате бизнес-симуляции, направленной на совершенствование управленческих компетенций по гибким методам управления проектами, таким как Agile и Scrum. Участники обучения тренировались сокращать потери времени и ресурсов для повышения эффективности деятельности своих команд, осваивали навыки анализа процессов управления проектной командой, тренировались оптимально распределять ресурсы, постоянно улучшать рабочие процессы и командное взаимодействие.
В рамках теоретического блока к игре участники изучили ключевые тезисы гибких методов проектного управления, разобрались: что такое SCRUM-технология и в чем её преимущества перед классическими методами управления проектами.
- «В процессе бизнес-игры участники обучения также отработали на практике навыки эффективного моделирования производственных процессов. Они постоянно улучшали качество изготавливаемой продукции за счет оптимизации технологических процессов, уменьшения материальных и временных затрат. Во время коротких спринтов участникам удавалось достигать "быстрых" побед, после чего они тренировались грамотно организовывать и проводить подведение итогов каждого спринта по методике "Ретроспектива" и принимать наилучшие командные решения для закрепления успеха»,
– отметила Юлия Александровна.
Второй учебный день начался для слушателей модуля с практического занятия по концептуальным моделям производственных процессов с нотацией BPMN. Семинар закрепил знания, полученные участниками образовательной программы в рамках дистанционных лекций первого модуля. В первой части занятия рассматривались базовые примеры концептуальных моделей, реализованных с использованием нотации BPMN, а во второй части слушатели модуля приступили к самостоятельной реализации модели описанного процесса в виде имитационных моделей в Anylogic под руководством специалиста лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» и лаборатории «Цифровое моделирование индустриальных систем» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Жанны Бурлуцкой.
- «Участники обучения не просто построили свои первые имитационные модели, но и самостоятельно разработали предложения по их оптимизации в соответствии с концепцией "Бережливого производства"»,
– отметила Жанна Владиславовна.
Практическое занятие с заведующим лабораторией «Цифровое моделирование индустриальных систем», старшим преподавателем Высшей школы проектной деятельности и инноваций в промышленности СПбПУ Алексеем Гинцяком продолжило отработку знаний участников обучения, полученных на лекциях первого модуля. Ключевая цель семинара состояла в знакомстве с базовыми элементами дискретно-событийной модели и освоении начальных функций программного обеспечения AnyLogic. Во второй части занятия слушатели модуля самостоятельно поработали с ПО AnyLogic под руководством наставника.
- «Участники модуля на практике освоили базовые инструменты цифрового моделирования. В ходе выполнения заданий слушатели прошли все этапы построения цифровой модели, а также провели несколько имитационных экспериментов, на примере которых ознакомились с возможностями применения данных инструментов в задачах проверки гипотез по улучшению производственных процессов. На последующих модулях сотрудников ПАО "ОАК" ждёт проектная работа, в рамках которой они создадут цифровые модели реальных производственных процессов на своих предприятиях»,
– заключил Алексей Михайлович.
В заключительной части второго учебного дня слушатели модуля под руководством автора и ведущего программ SCM, бизнес-тренера, консультанта-преподавателя, сертифицированного специалиста APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старшего преподавателя Института передовых производственных технологий СПбПУ Дмитрия Гаврилова разобрали домашнее задание по организации рабочих центров, освоили лекционный материал по теме
- «Инновационное управление цепями поставок. Оперативно-календарное планирование производства и закупок»
и познакомились с компьютерным тренажёром «Новый индустриальный вызов».
На лекции по инновационному управлению цепями поставок представители ПАО «ОАК» ознакомились с механизмами и алгоритмами оперативно-календарного планирования производства в части как планирования материального потока, так и расчёта загрузки рабочих центров.
- «Алгоритмы оперативно-календарного планирования производства активно используются в компьютерном тренажёре "Новый индустриальный вызов", работа с которым началась сразу же после ознакомления с данными алгоритмами. Таким образом, принимая решения по оперативному управлению, участники обучения понимают те расчётные алгоритмы, на которые эти решения опираются»,
– подытожил Дмитрий Андреевич.
Напомним, что Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» активно развивает направление компьютерных тренажёров. Так, компьютерный тренажёр «Новый индустриальный вызов» вошёл в программу одного из крупнейших мероприятий в России по запуску новых рынков, инициатив и отраслей проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024».
Компьютерный тренажёр «Новый индустриальный вызов» создает комплексное представление об управлении производственной компанией, включая реализацию её стратегии, управление цепями поставок, финансовый менеджмент.
Третий день обучения, 25 апреля 2024 года, состоял из двух практических занятий по командной работе в компьютерном тренажёре «Новый индустриальный вызов» по управлению предприятием на операционном уровне и семинара, посвященного практике работы в симуляторе «Бережливое производство», а также ознакомительного визита на производственную площадку индустриального партнёра ГК «Геоскан».
Также слушатели модуля посетили научно-технологическое образовательное пространство CML-Bench®, в котором руководитель направления авиастроения Цифровой платформы CML-Bench® ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Михаил Корчков осветил разработки подразделений Экосистемы технологического развития СПбПУ в отрасли беспилотных авиационных систем и продемонстрировал инициативный проект инженеров ПИШ СПбПУ – беспилотный летательный аппарат «Снегирь-1».
В процессе командной работы на тренажёре «Новый индустриальный вызов» слушатели модуля были разделены по командам, перед каждой из которых стояла соревновательная задача по реализации сформированной стратегии и достижении успеха за счёт управления настройками изделий, расчётов и процессов в сбыте, инжиниринге, производстве в условиях конкуренции за заказы клиентов.
- «На втором модуле образовательной программы команды участников в работе на цифровом тренажёре "Новый индустриальный вызов" сконцентрировались на операционном уровне управления, чтобы организовать исполнение заказов клиентов в срок и экономически эффективно. В последующих раундах работы с симулятором, участники последовательно будут работать на тактическом и стратегическом уровнях управления предприятием»,
– подчеркнул преподаватель практических занятий Дмитрий Гаврилов.
Старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образования» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислав Терещенко провёл вводный семинар по работе в цифровом тренажёре «Бережливое производство», который прошёл в двух режимах «обучение» и «экспертный».
- «В режиме обучения слушатели освоили основы и инструменты концепции "Бережливого производства". Эти знания помогут эффективно вести производство и увеличить объемы, оптимизировав временные и финансовые расходы. Экспертный режим направлен на то, чтобы участники обучения протестировали разные тактики и стратегии, как операционные, так и тактические решения. Соответственно, в экспертном режиме они старались получить максимальный результат в условиях конкуренции, опираясь на собственный опыт и навыки, освоенные в режиме "обучение". По итогам работы в экспертном режиме слушатели получили более продвинутые знания и навыки, которые позволили им стать более уверенными в этих инструментах»,
– прокомментировал итоги семинара Владислав Владимирович.
В завершение учебного дня участники модуля подвели промежуточные итоги обучения и поделились впечатлениями с заместителем директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павлом Козловским.
На четвертый день обучения для слушателей второго модуля образовательной программы были запланированы два занятия по освоению возможностей и инструментов работы в ПО AnyLogic, связанных с моделированием отказов оборудования, работе с условиями и циклами в дискретно-событийных моделях, взаимодействии с партиями, моделированием внешних событий, использованием фиктивных процессов, работе с расписаниями.
Также участники обучения начали практику командной работы по акселерации проектов, связанных с решением задач на производственных площадках ПАО «ОАК».
В завершающий день второго модуля обучения практика командной работы по проектам продолжилась вместе с заместителем генерального директора ПАО «ОАК» по производству и техническому развитию Дмитрием Блощинским, директором Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Петром Таскаевым, руководителем направления межзаводской кооперации Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК Сергеем Казаковым, которые направили предлагаемые инициативы и предложения участников в более конструктивное русло в соотношении стратегии Корпорации и действительных путей реализации.
В заключение второго модуля образовательной программы «Развитие производства для достижения технологического лидерства» заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский прочитал лекцию об основах управленческой методологии и вместе с участниками подвёл итоги всего обучения.
- «Второй модуль программы отличался разнообразием форматов занятий. Даже для нашей команды организаторов модуль прошел на одном дыхании. В обратной связи слушатели также отмечали динамику и активную смену форматов занятий как позитивный фактор, положительно влияющий на мотивацию и интерес к обучению»,
– подытожил Павел Сергеевич.