В ПИШ СПбПУ завершено проектирование обтекателя паралета для нового рекорда Федора Конюхова
Инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» завершили проектирование обтекателя мотопараплана (паралета) для арктической экспедиции Федора Конюхова. Летом этого года знаменитый путешественник отправится к Северному полюсу, где предпримет попытку установить сразу два новых мировых рекорда. Для достижения поставленных целей конструкция мотопараплана была существенно изменена. О подготовке к рекордному перелету и уникальных технологических решениях при создании паралета рассказали на конференции в пресс-центре ТАСС. В ней приняли участие Федор Конюхов, пилот Игорь Потапкин и организаторы экспедиции. ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» представлял заместитель руководителя Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ Андрей Иванов.
Фото: Артем Геодакян, ТАСС
В начале июля Федор Конюхов с Игорем Потапкиным попытаются установить новый мировой рекорд по дальности полета на двухместном мотопараплане в высоких широтах Арктики. Отправной точкой станет архипелаг Земля Франца-Иосифа, куда их доставит атомный ледокол «50 лет Победы». Отсюда путешественники начнут движение в сторону точки географического Северного полюса – 90 градусов северной широты. После взлета им предстоит преодолеть более 600 км и приземлиться на льдину. Затем они развернут одиночную дрейфующую полярную станцию в Северном ледовитом океане, на которой предстоит прожить три недели.
«Сейчас идет сложный и ответственный этап, – отметил Федор Конюхов. – Как сказал великий японский путешественник Наоми Уэмура, с экспедицией можно вернуться только тогда, когда ее хорошо подготовишь. Мы достигнем Северного полюса и дальше нам предстоит ожидать ледокол. Он идет со скоростью около 20 км/ч, а мы будем лететь примерно 60 км/ч, то есть мы прилетим значительно раньше».
Фото: Артем Геодакян, ТАСС
В 2022 году экипаж Конюхов-Потапкин совершил тренировочный полет к вершине Земли. Паралет поднимался в воздух с дрейфующей 100-метровой льдины, расположенной вдоль борта ледокола «50 лет Победы» на 85 градусе северной широты. Это был первый в истории полет на мотопараплане в высоких арктических широтах. Спустя 3 часа и 172 км в пути, пилоты совершили посадку на льдину. На основе полученного опыта были определены требования к конструкции летательного аппарата для использования в арктической зоне.
«У паралета мягкое крыло, он уникален по свойствам взлета и посадки, может взлететь с небольшой площадки в 100 метров. Надо учесть, что летом лед меняет свойства, покрывается водой, образуются лужи, трещины, которые надо объезжать. Взлетая с полной заправкой и максимальным весом, нужно не попасть в трещину. Это достаточно сложно сделать. Но самое страшное – это обледенение. В воздухе очень много влаги, и с этой проблемой сталкивались все, кто летал в зоне Арктики. То есть нужно будет постоянно менять эшелон, набирать высоту. Мы хотим установить рекорд дальности, пролетев порядка 900 километров и сделать посадку. До нас никто не совершал таких посадок на паралете – сверхлегком летательном аппарате», – рассказал Игорь Потапкин.
Фото: Артем Геодакян, ТАСС
Над модернизацией конструкции летательного аппарата для защиты пилотов от ветра и полярного холода работала команда инженеров ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». В конце прошлого года паралет доставили в Политех для выполнения 3D-сканирования с последующим формированием геометрической 3D-модели для дальнейшего проектирования обтекателя под заданные требования и ограничения.
Как подчеркнул Андрей Иванов, применение передовых цифровых технологий, новых материалов и уникальных компетенций позволило специалистам ПИШ СПбПУ решить непростую задачу – минимизировать сопротивление набегающего воздушного потока на конструкцию паралета, сделав полет более комфортным и безопасным для путешественников.
Фото: Артем Геодакян, ТАСС
«Благодаря использованию цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®, которая обеспечила доступ ко многим передовым технологиям компьютерного инжиниринга, нам удалось добиться, чтобы вес готовой конструкции не превышал 20 кг – это в 2 раза меньше, чем предполагалось изначально. Разработаны два дополнительных топливных бака по 75 литров каждый в дополнение к основному баку двигателя, что позволит преодолевать значительно большую дистанцию. Баки, как и сам обтекатель, созданы из полимерных композитных материалов. Кроме того, нашим инженерам удалось существенно повысить жесткость конструкции, что увеличивает безопасность при нештатной посадке», – отметил спикер.
Фото: Артем Геодакян, ТАСС |
Предварительные итоги проекта были озвучены во время визита Федора Конюхова в Передовую инженерную школу Политеха в январе 2024 года. Тогда же было подписано официальное соглашение о сотрудничестве в части выпуска рабочей конструкторской документации обтекателя паралета под заданные характеристики с последующими консультациями и авторским надзором при производстве. Партнером по производству выступает Средне-Невский судостроительный завод, обладающий большим опытом в части создания конструкций из композитных материалов. Андрей Иванов добавил, что уже к концу марта запланированы совместные летные испытания модернизированного паралета.
Источник: ТАСС
Напомним, ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» работает и над другим уникальным проектом по заказу Федора Конюхова – это разработка улучшенной конструкции гондолы воздушного шара для полета над Россией – от Мурманской области до Чукотки. Знаменитому путешественнику уже была представлена интерактивная VR-версия внутреннего пространства гондолы, которую воссоздали c помощью 3D-технологий.