Передовая инженерная школа СПбПУ развивает сетевые образовательные программы ДПО и приглашает к сотрудничеству
С 13 по 15 ноября на площадке ФГАНУ «Социоцентр» проходило обучение по программе повышения квалификации «Образовательная программа в сетевой форме: особенности и перспективы». Слушателями стали представители университетов, которые проектируют и реализуют образовательные программы в сетевой форме. В их числе – Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Обучение прошли младший научный сотрудник Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ Елена Касяненко и ведущий специалист Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ Наталья Рыбакова.
Программа повышения квалификации включала три модуля.
- Проектирование и механизм реализации образовательных программ высшего образования в сетевой форме
- Нормативно-правовая база, регулирующая сетевую форму реализации образовательных программ высшего образования
- Модели образовательных программ высшего образования в сетевой форме: зарубежный опыт
В ходе обучения участники получили возможность разработать образовательную программу в сетевой форме и провести оценку ее результативности. Специалисты ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провели презентацию модели сетевого взаимодействия, которая уже создана и успешно внедряется на практике.
Спикеры отметили, что сетевая форма обучения позволяет слушателям приобретать необходимые профессиональные знания и наращивать компетенции с использованием ресурсов нескольких университетов, научных организаций, предприятий. Это дает возможность вузам повысить качество подготовки кадров и привлекательность образовательных программ, сокращает время адаптации новых специалистов к работе на предприятиях.
Программа ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» включает разработку и развитие целого спектра основных образовательных программ и программ ДПО, в число которых входят и сетевые форматы взаимодействия с вузами и корпоративными университетами. В настоящее время Центром ДПО ПИШ СПбПУ запущены три сетевые программы:
- «Применение цифровых двойников в нефтегазовой отрасли» совместно с «Газпром корпоративный институт». Слушатели первого набора проходили обучение с 9 по 13 октября 2023 года. Участниками программы стали руководители и специалисты дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром», в том числе ООО «Газпром морские проекты», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ПАО «Газпром», ООО «Сахалинская Энергия», ООО «Газпром трансгаз Югорск».
- «3D-дизайн и прототипирование инновационного продукта» совместно с Институтом горного дела им. Н.А. Чинакала Сибирского отделения Российской академии наук (ИГД СО РАН). Программа запущена 1 декабря 2023 года, сейчас обучение проходят более 100 человек.
- «Аддитивное производство и реверсивный инжиниринг» совместно с Мончегорским политехническим колледжем. Программа нацелена на формирование у слушателей профессиональных компетенций для работы в области аддитивных технологий. Реализуется с 09 октября 2023 г.
Спикеры пояснили, что программы имеют матричную структуру: содержание структурировано по темам (модулям и трекам). Кроме традиционных форм занятий применяются дополнительные образовательные форматы: форсайт-сессии, модерируемая групповая работа, игры/симуляции, рефлексивные сессии, работа с технологиями мышления. Отдельно были представлены этапы взаимодействия с университетами при сетевой форме реализации программ ДПО.
По результатам обучения сотрудники ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» успешно прошли итоговую аттестацию, защитили представленную модель организации сетевого взаимодействия. Было отмечено, что курс содержит много практической информации по организации и перспективам развития образовательных программ в сетевой форме. Подобное обучение помогает укрепить собственные знания, профессиональные компетенции, смотреть на существующие бизнес-процессы под другим углом и находить точки эффективности.
«Данное обучение было полезно с точки зрения обмена опытом с коллегами из других вузов, а также взаимодействия с экспертами, которые проводили программу. Было интересно услышать от экспертов не только про позитивный опыт реализации программ в сетевой форме, но и об ошибках, которые могут возникнуть в процессе реализации», – поделилась впечатлениями Елена Касяненко.
Как отметил директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Сергей Салкуцан, сетевые программы относятся к одному из наиболее перспективных образовательных форматов в сфере ДПО, поскольку объединяют ресурсы и лучшие практики вузов-участников и промышленных предприятий. Слушатели получают доступ к актуальной информации от ведущих экспертов отрасли, а образовательные организации могут максимально быстро адаптироваться к меняющимся запросам рынка труда. В настоящее время Центр ДПО ПИШ СПбПУ нацелен на развитие трех перспективных форматов сетевого взаимодействия:
- Разработка и реализация сетевых программ совместно с корпоративными университетами. Помимо взаимодействия с «Газпром корпоративный институт», в ПИШ СПбПУ выстроено сотрудничество с Открытой школой бизнеса, организован и проведен совместный онлайн-курс «Управление цепями поставок» по темам, включенным в международные сертификационные программы APICS CPIM и CSCP. Кроме того, структурные подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ ведут совместную работу с Корпоративным университетом Санкт-Петербурга – это учреждение ДПО, которое проводит обучение руководителей и специалистов бюджетной сферы, государственных органов, бизнеса и общественных организаций.
- Разработка сетевых образовательных программ с техническими университетами России. Образовательные траектории реализуются по модульному принципу с различными вариантами интеграции. В уже созданные программы ДПО встраивают образовательные модули по передовым компетенциям ПИШ СПбПУ: системный цифровой инжиниринг, цифровая трансформация, передовые цифровые технологии. Это позволяет добиваться синергии опыта и возможностей разных университетов в области инженерной подготовки.
- Разработка сетевых программ подготовки школьных педагогов с компетенциями в области высокотехнологичной инженерии, где партнерами выступают педагогические университеты страны. Данное направление призвано решить одну из актуальных задач Передовых инженерных школ – изменение модели инженерного образования, начиная с вовлечения школьников в профессию еще до поступления в университет.
«Передовая инженерная школа открыта для сотрудничества в части развития программ сетевого образования, – подчеркнул Сергей Салкуцан. – Мы рады продолжать и наращивать практику взаимодействия с корпоративными университетами, которым требуются наши компетенции в области передовых цифровых технологий для обучения своих сотрудников, приглашаем к сотрудничеству технические университеты России, а также образовательные организации, которые занимаются подготовкой педагогических работников, и надеемся на успешное развитие кооперационного взаимодействия».