Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Мероприятия 29 Ноября 2023 года
Данная новость была прочитана 1095 раз

Передовая инженерная школа СПбПУ выступила соорганизатором панельной дискуссии в рамках финала Чемпионата «Профессионалы»

25 ноября 2023 года Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) совместно с Правительством Санкт-Петербурга выступила соорганизатором

  • панельной дискуссии «Профстарт – технологии, создающие будущее»

в рамках деловой программы финала Чемпионата «Профессионалы».

 

Основная цель Чемпионата «Профессионалы» – создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодежи путем гармонизации лучших практик и профессиональных навыков, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики. Чемпионат проходит под эгидой Национального проекта «Образование».

Панельная дискуссия «Профстарт – технологии, создающие будущее» – одно из главных событий деловой программы финала Чемпионата «Профессионалы». Мероприятие направлено на обсуждение вопросов формирования кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей промышленности, рассмотрение ключевых особенностей подготовки инженерных и технологических специалистов, а также выстраивание взаимодействия между предприятиями, образовательными организациями и будущими работниками.

На панельной дискуссии «Профстарт – технологии, создающие будущее» в качестве спикеров выступили представители государственной власти, промышленности, высшего и среднего образования. Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня (НЦМУ) СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков представил доклад на мероприятии. Заместитель руководителя Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Олег Рождественский организовал работу панельной дискуссии на правах модератора.

Участники панельной дискуссии «Профстарт – технологии, создающие будущее»

Модератор:

  • Олег Рождественский, заместитель руководителя Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ.

Спикеры:

  • Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга;
  • Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга;
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Алексей Глазунов, заместитель директора, главный конструктор по цифровому моделированию ООО «Центротех-Инжиниринг» (входит в топливный комплекс «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом»);
  • Людмила Ильина, директор Центра оценки квалификации АО «ОДК-Климов»;
  • Юлия Гуккина, операционный директор медицинского направления холдинга «БСС»;
  • Нина Мельник, директор Учебного центра ООО «Кингисеппский машиностроительный завод».
 
  • «Сегодня перед нами стоит задача не только обсудить текущее положение дел в сфере подготовки кадров для промышленности, но и выстроить функциональную систему этого процесса на перспективу ближайших лет»,
    – обозначил повестку модератор дискуссии, заместитель руководителя Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Олег Рождественский.
    Модератор панельной дискуссии отметил важность механизма вовлечения молодых людей в инженерные профессии для перспективного развития рынка труда в России.
 

Выступление вице-губернатора Санкт-Петербурга Ирины Потехиной открыло дискуссию.

  • «В первую очередь для эффективной профориентационной деятельности со школьниками нам необходимо грамотно выстроить работу с их родителями. К сожалению, родители обладают малой долей информации о востребованности некоторых профессий на фоне острейшего кадрового дефицита. Они не знают и о высоком уровне зарплат, предлагаемых индустриальными партнёрами молодым специалистам, начиная с первого уровня профессиональной деятельности. До 75% выпускников принимают решение о выборе профессии, основываясь в той или иной степени на рекомендациях родителей.
  • Отмечу, что в последние 20 лет основными заказчиками направлений подготовки для колледжей выступали родители, а не промышленные предприятия. Сегодня ситуация меняется. Индустриальные партнёры всё активнее направляют ресурсы в подготовку квалифицированных кадров и являются не только заказчиками, но и соорганизаторами учебных программ»,
    – отметила Ирина Петровна.

Спикер подчеркнула в своём докладе важность качества образования, несмотря на приоритет скорости в вопросах подготовки кадров для технологического развития нашей страны.

  • «Основная задача – нарастить критическую массу компетенций уже в школе. Вовлеченность ребёнка в определенную область знаний напрямую коррелирует с тем, когда он начал ей заниматься. Крайне важно вовлекать детей в техническое творчество с самых ранних этапов образования, постепенно знакомя их с предметами научно-технического цикла»,
    – заключила Ирина Потехина.
  • «На сегодняшний день в четверти школ Санкт-Петербурга мы имеем хорошо оснащенные лаборатории, экспериментальные площадки и научные центры для учащихся. К концу 2023 года планируем оснастить ещё 300 школ оборудованием для экспериментов с целью вовлечения учеников в инженерные специальности, стимулирования детей к изучению научно-технических предметов и роста изобретательской активности.
  • В 2024 году планируем укомплектовать ещё 300 школ и приблизиться к полному оснащению городских школ оборудованием, необходимым для технического творчества и увлекательного процесса изучения физики, химии, биологии и математики»,
    – подвела итог Ирина Петровна.
 

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин рассказал о влиянии современных технологий на рынок труда:

  • «Развитие образования – это постоянный и непрерывный процесс. В этих условиях мы наблюдаем тренд, когда каждые 4-5 лет общество ищет новые направления деятельности, обучается и переходит к следующему этапу своего развития. Мы регулярно переживаем «технологические рывки», которые меняют действительность и вводят новые профессии. Сейчас перед нами стоит задача о повышении уровня оплаты труда через увеличение производительности. На этом пути нам может помочь искусственный интеллект, но скорее как вспомогательный инструмент, управляемый специалистом, а не самостоятельная единица, способная занять рабочее место».
 

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков выделил в своем докладе особенности подготовки инженерных кадров в условиях четвертой промышленной революции на основании опыта обучения молодых специалистов в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

  • «Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» осуществляет подготовку инженеров нового поколения в интересах высокотехнологичных компаний России за счёт цифровой трансформации образовательных подходов и технологий на основе выполнения прорывных исследований, направленных на решение актуальных фронтирных инженерных задач.
  • Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» получила наибольшее количество в России гарантийных писем поддержки от индустриальных партнеров с общим объемом софинансирования 1,7 млрд. рублей с целью создания и развития  ПИШ.
  • Ключевыми партнерами Передовой инженерной школы СПбПУ выступают Госкорпорация «Ростатом», Госкорпорация «Ростех», ПАО «Газпромнефть», ПАО «Северсталь», АО «Силовые машины» и другие крупные предприятия. Все индустриальные партнёры выдвинули фронтирные инженерные задачи, для решения которых сейчас не готовят специалистов в стране.
  • Передовая инженерная школа СПбПУ фокусируется на создании совместно с индустриальными партнерами технологических магистратур по подготовке инженеров-разработчиков, обладающих обширными знаниями в сфере системного цифрового инжиниринга, передовых цифровых и производственных технологий, цифрового материаловедения и кросс-отраслевых цифровых платформенных решений и технологий»
    – резюмировал Алексей Иванович.
 

Спикер отметил создание в Политехническом университете Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® как важнейший фактор эффективного сотрудничества с индустриальными партнерами по внедрению цифровых и передовых производственных технологий и обучению будущих инженеров высокотехнологичных отраслей промышленности на реальных задачах производства.

  • «При работе на Цифровой платформе CML-Bench® и магистранты Передовой инженерной школы СПбПУ в учебных целях, и инженеры СПбПУ, и инженеры индустриальных партнёров для решения своих научно-технологических задач имеют уникальную возможность ознакомиться с лучшими практиками, накопленными за многолетнюю работу над сотнями проектов, которые представлены на цифровой платформе – безусловно, это принципиально новая система управления знаниями и компетенциями»,
    – заключил проректор по цифровой трансформации СПбПУ.

Алексей Боровков обозначил основные направления деятельности Передовой инженерной школы СПБПУ «Цифровой инжиниринг» и кратко описал основные компоненты образовательного процесса:

  • «Подготовка в магистратуре ПИШ СПбПУ предполагает для каждого студента работу над решением фронтирной инженерной задачи под руководством двух наставников: преподавателя-практика из университета и специалиста от компании-партнёра.
  • Данный методический подход обеспечивает передачу опыта, развитие компетенций и получение магистрантами новых знаний в условиях их глубокой вовлеченности в производственные процессы предприятия, но без отрыва от изучения прорывных технологий будущего. Лучшие студенты к моменту окончания магистратуры имеют опыт работы в 10-15 проектах.
  • Конечной целью обучения в магистратуре является формирование личности инженера, обладающего определенными компетенциями. Каждый магистрант имеет «цифровой след» своей инженерной деятельности («инженерное портфолио») на Цифровой платформе по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® в виде участия в проектов (математические и компьютерные модели, результаты исследования практической сходимости конечно-элементных решений, модели, прошедшие верификацию и валидацию,  и передовых технологий, которые он освоил и применил в практической работе, например, перечень CAx-систем, по которым он проходил курсы повышения квалификации и которые применял для решения научно-образовательных задач и задач в ходе выполнения НИОКР). Такой специалист, как правило, понимает полный цикл создания изделия, рассматриваемого как сложная техническая система, и обладает навыками командной работы над проектом. Эти специалисты формируют так называемый «инженерный спецназ».
  • К настоящему моменту запущено 7 магистерских программ, всего в рамках проекта планируется 15. Также в Передовой инженерной школе СПбПУ широко представлена система дополнительного профессионального образования для тех, кто уже имеет высшее образование. Более 25 000 специалистов индустриальных партнёров уже прошли подготовку и успешно завершили обучение по программам дополнительного образования».
  • «Федеральный проект Передовых инженерных школ показал высокую эффективность на федеральном уровне и фактически наладил кооперацию между вузами и предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности по широкому спектру актуальных вопросов – от решения фронтирных инженерных задач на регулярной основе до создания новых технологических магистратур и специализированных программ ДПО, открытия новых научно-технологических и научно-образовательных пространств («инженерные коворкинги»)»,
    – подытожил Алексей Иванович.
 

Заместитель директора, главный конструктор по цифровому моделированию ООО «Центротех-Инжиниринг» Алексей Глазунов (входит в топливный комплекс «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом») посветил свой доклад опыту формирования кадрового резерва в компании, в частности на основе совместной деятельности с Передовой инженерной школой СПбПУ «Цифровой инжиниринг»:

  • «На первом курсе магистратуры Передовой инженерной школе СПбПУ "Цифровой инжиниринг" мы знакомимся с нашими будущими специалистами. В рамках совместной работы в рамках НИОКР мы имеем возможность оценить знания, умения, навыки и, конечно же, компетенции студентов, стремимся подобрать задачи для всестороннего раскрытия потенциала каждого магистранта на основе его способностей, приоритетов и интересов. Но это уже завершающий этап нашей системной работы с магистрантами. Естественно, в начале пути необходимо работать с учениками старших классов. Госкорпорация «Росатом» разрабатывает и регулярно проводит определенные мероприятия для школьников, а также планирует реализовать часть из них в ближайшее время».
 

Директор Центра оценки квалификации АО «ОДК-Климов» Людмила Ильина сосредоточила внимание аудитории на подходе компании к профориентационной деятельности со школьниками и студентами.

  • «Первоначально мы проанализировали образовательные стандарты и выявили отсутствие в них необходимых для нас компетенций. Следующим этапом стало сотрудничество с вузами: 22 образовательные программы для нас разработал Политех и 24 программы – ВОЕНМЕХ. В Передовой инженерной школе СПбПУ "Цифровой инжиниринг" мы реализуем магистерскую программу по авиационному двигателестроению.
  • В прошлом году на базе предприятия мы создали инженерные классы для школьников и видим положительную динамику этого направления. В последние годы значительно вырос объем производственных задач АО «ОДК-Климов». Следовательно, потребность в квалифицированных кадрах в сфере разработки и серийного производства тоже увеличилась. Выстроенная нами цепочка «школа – среднее профессиональное образование – вуз – работодатель» позволяет удовлетворять кадровые потребности компании и поддерживать конкурентоспособность предприятия, благодаря высокой квалификации сотрудников и вовлеченности в рабочий процесс всех категорий персонала».
 

О системе сетевого взаимодействия в вопросах подготовки кадров ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» рассказала директор Учебного центра предприятия Нина Мельник.

  • «Часто, принимая выпускников на производственную практику, мы сталкиваемся с тем, что они не обладают необходимыми компетенциями. Для решения этого вопроса мы применили систему сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями разных ступеней подготовки. Внутри системы сетевого взаимодействия мы применяем принцип дуального образования; проводим корректировку учебных программ партнёров с учетом наших потребностей; работаем с программами целевого обучения; поддерживаем деятельность базовых кафедр в вузах; организуем профориентационные мероприятия для школьников, основанные на интерактивном взаимодействии с производственной средой»,
    – отметила Нина Михайловна.
 

Особенности развития подготовки кадров в отрасли медицинского производства отразила в своём выступлении операционный директор медицинского направления холдинга «БСС» Юлия Гуккина.

  • «В производстве эндопротезов крайне мал процент представителей старшего поколения профессионалов, способных передать свой опыт молодым специалистам. С 1970-х гг. в нашей стране не велись собственные разработки по производству эндопротезов, и мы оказались полностью зависимы от зарубежных производителей. Сейчас отрасль медицинского производства в самом начале пути к технологическому суверенитету.
  • В работе с учениками школ мы привлекаем их к медицинской инженерии через предметную область биологии. Студентов колледжей, попадающих к нам на практику, мы учим культуре производства, потому что этот фактор крайне важен для нас. В совместной деятельности с вузами по подготовке кадров для нас является критичным вопрос участия студентов в НИОКР, потому что только так возможно досконально изучить все технологические этапы производства. Мы взаимодействуем с МГТУ им. Н.Э. Баумана и с Передовой инженерной школой Политехнического университета в Петербурге. Для разработки новой персонализированной продукции и наладки опытного производства в отрасли нам необходим как раз тот «инженерный спецназ», о котором говорил Алексей Боровков. Фактически сейчас мы формируем новый перечень актуальных НИОКР, которого не было в России последние 40 лет, соответственно, не было основы для подготовки инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня.
  • В первую очередь мы нацелены на создание совместных лабораторий цифрового превосходства и работу с цифровыми двойниками изделий, потому что без применения этой технологии невозможно говорить о новых конкурентоспособных разработках. Догнать мировой уровень по тем же механизмам и с помощью традиционных технологий, которые уже применяются много лет, у нас точно не получится, поэтому нужно искать свой путь, поэтому, конечно же, нас интересует экосистема передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ. Переход в цифровую разработку, применение цифровых испытаний – это единственный шаг, который может дать толчок к развитию отрасли. Более того, Алексей Иванович рассказал о Распоряжении Правительства РФ, связанном с цифровой трансформацией обрабатывающей промышленности – нас очень интересует специализированный бизнес-процесс «цифровая сертификация», создателем которого являются инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»,
    – заключила Юлия Александровна.

Дискуссия вызвала живой отклик аудитории. Вопросы роста престижа инженерных профессий стоят наиболее остро в современных экономических условиях и более не ограничиваются сферой образования.

После участия в панельной дискуссии проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков вместе с операционным директором медицинского направления холдинга «БСС» Юлией Гуккиной посетил стенд СПбПУ финала Чемпионата «Профессионалы», где для участников был представлен кейс «Цифровой инжиниринг» по передовым цифровым и производственным технологиям: 3D-моделированию, разработке новой продукции в САПР и практике применения аддитивных технологий в производстве.

Кейс подготовлен специалистами Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» для образовательно-просветительского профориентационного мероприятия «Марафон профессий» в рамках Чемпионата «Профессионалы».

Участники чемпионата познакомились с профессией инженера в области передовых производственных технологий под руководством экспертов ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»: руководителя направления «Прикладные исследования и разработки» Жмайло Михаила, инженера направления «Прикладные исследования и разработки» Тарасенко Федора и специалистов Лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ. Участники с интересом прошли все этапы кейса. Многие из ребят всерьез заинтересовались областью цифрового инжиниринга для дальнейшего изучения в вузе и построения карьеры в будущем.

 

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого активно поддерживает Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и выступает методологическим партнером Правительства Санкт-Петербурга по организации и проведению мероприятия.

Так, 12 апреля 2023 года стартовал первый региональный этап Чемпионата «Профессионалы» в Петербурге, организованный при участии Передовой инженерной школы СПбПУ. Ведущий инженер Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Михаил Жмайло выступил экспертом в компетенции «Изготовление прототипов» (аддитивное производство) на региональном этапе Чемпионата «Профессионалы», прошедшем в Петербурге в апреле 2023 года.

Новости на сайте по теме публикации: