Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 3 Мая 2023 года
Данная новость была прочитана 1952 раза

В ПИШ СПбПУ прошло обучение представителей АО «ЦКБМ» машиностроительного дивизиона «Атомэнергомаш» госкорпорации «Росатом» по индивидуальной образовательной программе «Импортозамещение в технологических процессах водородной энергетики»

С 17 по 21 апреля 2023 года в Передовой инженерной школе «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) прошло обучение представителей АО «ЦКБМ» машиностроительного дивизиона «Атомэнергомаш» госкорпорации «Росатом» по индивидуальной образовательной программе повышения квалификации. Курс посвящен теме импортозамещения в технологических процессах водородной энергетики. В программе приняли участие руководители и специалисты разных уровней предприятия.

Цель образовательной программы – сформировать у слушателей компетенции в области химико-технологических систем получения водорода, основных аспектов водородной энергетики, лучших производственных практиках и опыта.

Преподаватели курса
  • Юрий Аристович, эксперт Научно-образовательного центра (НОЦ) «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ, ведущий специалист Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Сергей Филипченко, генеральный директор ООО «Ренфорс-НТ»;
  • Лев Миргородский, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ;
  • Валерия Михеева, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ;
  • Ольга Тарасова, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ.

В ходе обучения специалисты АО «ЦКБМ» прослушали лекции по следующим темам:

  • Водород как энергоноситель будущего – концепция водородной энергетики, причины развития водородной энергетики, физико-химические особенности водорода и возможности его использования в качестве энергоносителя и накопителя энергии, конкуренция с природным газом;
  • Типы водорода и методы его получения – основные технологии производства водорода и структура его потребления, зеленый, голубой, серый и желтый водород, глобальный рынок технологий и оборудования, лицензиары, вендоры, поставщики, производители;
  • Технологические особенности получения водорода – процессы и аппараты для производства водорода из углеводородного сырья, ключевые аспекты эффективности, технические и технологические преимущества;
  • Отечественные технологии получения водорода – отечественные аппараты процессов получения водорода, существующие и потенциальные производители/поставщики основного технологического оборудования;
  • Нормативные требования к процессам получения водорода – требования к технологиям получения водорода, нормативная документация;
  • Материалы для производства водорода – отечественные материалы, катализаторы, используемые для получения водорода, особенности выбора и параметров применения;
  • Применение водорода – актуальные и перспективные сегменты использования водорода (энергетика, транспорт, накопители, технологические процессы), перспективы развития внутреннего российского рынка;
  • Расчетный кейс – расчетный кейс планирования инвестиционного проекта в водородной энергетике.

В результате обучения участники повысили свои компетенции в области водородных технологий. Благодаря выдержанной хронологии курса, удалось рассмотреть основные этапы жизненного цикла от производства водорода до поставки конечному потребителю.  

  • «В ходе лекции мы обсудили производство водорода и водородсодержащего газа разными способами (сырье, параметры процесса, аппаратурное оформление, преимущества, недостатки) каждой из технологий, а также перспективные направления развития уже существующих способов производства и тех, что используются не так часто.
  • Слушатели были обеспокоены огромными выбросами углекислого газа в атмосферу, в частности при производстве водорода технологиями парового и парокислородного риформинга, и их заинтересовал экологически безопасный способ, который пока не вышел на промышленный уровень – пиролиз метана, а именно каталитический пиролиз. В ходе лекции мы также успели совместно обсудить возможные пути реализации этого метода на существующих предприятиях»,
    – поделилась преподаватель программы, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ Валерия Михеева

  • «Наша команда организовала специальный курс “Импортозамещение в технологических процессах водородной энергетики» для наших партнеров из АО “ЦКБМ” с целью распространения имеющихся знаний, опыта и создания единого информационного поля. Обучение было направлено на понимание всей водородной тематики в целом – от производства до реализации. Благодаря высокому уровню подготовки спикеров и слушателей нам удалось успешно провести обучение. Полученные результаты позволяют выстраивать дальнейшее сотрудничество как в области обучения сотрудников компании, так и в реализации совместных проектов в области производства энергоносителя будущего»,
    – рассказал преподаватель программы, эксперт НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ Юрий Аристович.

  • «На занятии мы рассмотрели вопросы потребления водорода, его сферы использования в технологических процессах, двигатели, работающие на водородном топливе, а также методы хранения и транспортировки. Представители компании проявили особый интерес к основным источникам потребления водорода на территории России»,
    – сообщила преподаватель программы, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ПИШ СПбПУ Ольга Тарасова

О нормативной документации в области водородной энергетики рассказал преподаватель модуля, инженер НОЦ «Цифровой инжиниринг основного оборудования химико-технологических систем» ИППТ СПбПУ Лев Миргородский: ​

  • «В теме моего блока рассматривались различные требования отечественных и зарубежных стандартов и нормативных документов к технологиям получения, хранения и транспортировки водорода. В ходе выступления слушатели активно задавали вопросы о том, как обеспечить соответствие нормативным документам, а также успешно пройти все стадии согласования с Ростехнадзором. Это важно для реализации нашего совместного проекта».

Представители АО «ЦКБМ» – первый заместитель генерального директора Сергей Щуцкий и директор по развитию новых бизнесов Алексей Михайлов, – поблагодарили ПИШ СПбПУ за организацию и проведение образовательной программы.

  • «Благодарим ПИШ СПбПУ за организацию такого интересного и актуального курса. В программу включена вся необходимая информация, начиная с самых азов, что позволило подробно рассмотреть процессы производства, хранения и транспорта водорода. Мы рады нашему сотрудничеству и готовы продолжать двигаться в этом направлении. В будущем мы планируем привлечь часть наших сотрудников для прохождения подобных курсов в направлении реализации водородных технологий. Желаю успехов и дальнейшего развития!»,
    – сообщил Сергей Щуцкий.
  • «Благодарим сотрудников ПИШ СПбПУ за проведение познавательного и актуального курса. На протяжении недели мы погружались в тематику водородных технологий с теоретической и практической точек зрения. Курс позволил систематизировать и дополнить знания, составить собственное мнение, а также сформировать представление о перспективных направлениях развития технологий в водородной энергетике. СПбПУ – наш ключевой партнёр в области водородных технологий. Мы продолжим реализацию совместных проектов для развития столь перспективной отрасли промышленности»,
    – отметил Алексей Михайлов.

Напомним, что 21 ноября 2022 года на площадке международного форума «Атомэкспо» (г. Сочи) состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между АО «ЦКБМ» ПИШ СПбПУ. Со стороны ЦКБМ соглашение о сотрудничестве подписал генеральный директор Игорь Бурцев, от СПбПУ подпись под документом поставил Алексей Боровков.
Представители двух организаций договорились о выстраивании долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в образовательной, научной и инновационной деятельности в целях реализации совместных основных и дополнительных образовательных программ обучения под актуальные задачи между ЦКБМ и ПИШ СПбПУ.