Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Мероприятия 27 Апреля 2023 года
Данная новость была прочитана 1653 раза

Продуктивное взаимодействие и многостороннее сотрудничество: работа Передовых инженерных школ стала центральной темой обсуждения на IX Международном технологическом форуме в Рыбинске

20-21 апреля 2023 года в Рыбинске Ярославской области проходил IX Международный технологический форум «Инновации. Технологии. Производство» (МТФ-2023), организованный АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК», входит в Госкорпорацию «Ростех»), ПАО «ОДК-Сатурн» при поддержке правительства Ярославской области.

Соорганизатором выступили СПбПУ и его структурные подразделения, входящие в экосистему технологического развития вуза, в том числе Передовая инженерная школа (ПИШ) СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

В этом году основной фокус внимания был сосредоточен на теме развития Передовых инженерных школ и их кооперации с предприятиями ОДК в научно-технической области и подготовке современных инженерных кадров.

В мероприятиях деловой программы приняли участие 14 ПИШ, 7 из которых созданы на базе вузов в регионах присутствия ОДК. Это:

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ),
  • Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет (СПбГМТУ),
  • Московский авиационный институт (МАИ),
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет),
  • Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ),
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
  • Новосибирский государственный университет (НГУ).

Руководители ПИШ выступили спикерами на 28 профильных секциях, посвященных цифровым двойникам, аддитивным технологиям, композиционным материалам, гибридным и электрическим силовым установкам, промышленному интернету вещей и другим инновационным разработкам и технологиям. В рамках форума состоялись презентации программ развития ПИШ по технологическим направлениям секций форума. В обсуждениях приняли участие ведущие специалисты предприятий ОДК, представители органов власти, академической науки и бизнеса.

Основной вектор двухдневных дискуссий – взаимодействие с вузами как основной механизм инновационного развития ОДК – был задан уже на открытии форума.

В приветственном слове заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин обозначил, что выстраивание партнерских отношений с университетами является важным направлением работы корпорации. Также он подчеркнул, что совместное решение фронтирных инженерных задач позволяет не только получить передовые технологии, разработки продукты, но и подготовить выпускников с принципиально новыми компетенциями, важными для развития конкурентноспособного двигателестроения в России.

ПИШ представляют собой новый этап в развитии кооперации высокотехнологичного бизнеса и ведущих университетов. Обсуждения на эту тему развернулись на одноименной секции сразу после официального открытия форума. Представителям ПИШ и университетов было предложено представить свое понимание сути нового подхода к инженерному образованию.

Спикеры главной секции

Модераторы главной секции:

  • Владимир Рахтеенко, генеральный директор группы компаний CUSTIS;
  • Александр Фертман, директор по науке технологиям и образованию Фонда «Сколково»;

Основные спикеры:

  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», НЦМУ СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ;
  • Юрий Равикович, проректор по научной работе НИУ МАИ;
  • Иван Зубко, директор ПИШ ПНИПУ «Высшая школа авиационного двигателестроения»;
  • Вячеслав Вавилов, директор ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ;
  • Анна Щербина, проректор по науке РХТУ имени Д. И. Менделеева.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков отметил, что принципиальная особенность ПИШ – это подготовка инженеров с компетенциями мирового уровня в процессе выполнения реальных передовых проектов, которые отвечают актуальным потребностям индустриального партнера.

Алексей Иванович подчеркнул, что речь идет о системной, устойчивой и регулярной работе. В цифрах – это НИОКРы общим объемом не менее 100 млн рублей ежегодно для одной магистерской программы, открытой в рамках ПИШ.

  • «Реализация программы ПИШ предполагает устойчивое динамичное развитие сотрудничества с высокотехнологичными индустриальными партнерами по всему спектру направлений – это решение фронтирных инженерных задач и выполнение НИОКР, создание специализированной магистратуры и программ дополнительного профессионального образования. То, что мы развивали десятилетиями в СПбПУ, было взято за основу федерального проекта ПИШ, признано на разных уровнях как лучшая практика и теперь развивается по всей стране»,
    – отметил спикер.
 

Ректор СПбГМТУ Глеб Туричин высказал мнение, что взаимодействие науки и производства позволяет выявить фронтирные задачи промышленности, для решения которых пока нет специалистов, просто, их никто не готовил. Это мотивирует индустрию на реальное вложение средств в подготовку инженеров с уникальными компетенциями.

  • «Ценность ПИШ – в новом качестве кооперации университетов с промышленностью. На самом деле, мы научились выстраивать партнерские отношения с индустрией, но ПИШ – это первый раз, когда промышленность вкладывается в учебный процесс подготовки и создания инженера: не в НИОКР, не только в продукт как продукт. И это будет уже половиной успеха на пути к формированию инженера новой формации»,
    – отметил Глеб Андреевич.

Речь идет о «подготовке системных инженеров, которые обладают мультидисциплинарными знаниями» – процитировал основной тезис А.И. Боровкова директор ПИШ Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов. Дополнением к основным компетенциям инженера должно стать понимание производственных и бизнес-процессов предприятия, а также всего жизненного цикла изделия.

  • «В результате реализации программы ПИШ появятся университеты, которые будут подобны корпорациям, а результатом деятельности станут не только высокотехнологичные продукты, но и специалисты. По факту у такого специалиста тоже есть жизненный цикл, мы должны будем предугадать, когда он заканчивается и появится необходимость готовить нового специалиста»,
    – отметил Вячеслав Евгеньевич.

ПИШ – это без сомнения новая для нашей страны образовательная модель, которая существенно сократит сроки адаптации выпускников к решению реальных задач предприятия – об этом говорил директор ПИШ ПНИПУ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Иван Зубко.

  • «Для меня развитие Передовых инженерных школ – это появление и развитие сложных коммуникаций между университетами и индустрией, повышение доверия индустрии к университетам. Это также появление малых инновационных компаний, которые могли бы соединять технологии, которые нужны предприятиям, и разработки университетов»,
    – заключил спикер.
 

Как достигается новое инженерное образование, в цифрах, сроках и реальных задачах руководители ПИШ представляли на тематических секциях и круглых столах. Центральная секция, организатором которой выступил СПбПУ Петра Великого, была посвящена особенностям подготовки инженерных кадров в интересах отрасли авиационного двигателестроения. Она объединила представителей Передовых инженерных школ, которые ведут совместные проекты с предприятиями ОДК. 

Участники секции
  • Олег Рождественский, руководитель дирекции ПИШ СПбПУ (модератор);
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», НЦМУ СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Александр Себелев, руководитель отдела перспективных разработок в двигателестроении Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, руководитель магистерской программы «Технологии цифровизации в двигателестроении» ПИШ СПбПУ;
  • Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ;
  • Алексей Михайлов, руководитель научной группы по силовым установкам ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий;
  • Сергей Головин, руководитель ПИШ «Когнитивная инженерия» Новосибирского государственного университета;
  • Виталий Смелов, директор Института двигателей и энергетических установок Самарского университета, заместитель директора по научной работе ПИШ «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники»;
  • Юрий Равикович, проректор по научной работе Московского авиационного института, научный руководитель лаборатории «Электрические и гибридные силовые установки» ПИШ МАИ.

Участникам предстояло обсудить запросы отраслевых предприятий на формат и наполнение основных образовательных программ и программ ДПО, формирование механизмов по реализации совместных сетевых программ, возможности совместной работы в рамках перспективных НИР / НИОКР и требования к образовательным пространствам, создаваемым в рамках ПИШ. Важной составляющей мероприятия стала демонстрация уже наработанных практик в разных ПИШ.

Представлению концепции и показателей реализации программы ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» был посвящен доклад Алексея Боровкова. Он отметил, что помимо ГК «Ростех» и предприятий АО «ОДК» индустриальными партнерами ПИШ СПбПУ выступают семь дивизионов ГК «Росатом», а также ПАО «Газпром нефть», ПАО «Северсталь» и другие предприятия-лидеры российской промышленности.

Алексей Иванович рассказал, что все заявленные показатели в 2022 году были выполнены на 100% и более. Подробный отчет о работе ПИШ СПбПУ был представлен в феврале 2023 года на заседании Совета по грантам под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.

Уже в 2023 году в рамках развития ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» к апрелю месяцу согласовано и подписано более 20 контрактов на сумму свыше 400 млн рублей с высокотехнологичными партерами ПИШ.

Спикер отметил, что речь идет об уникальных высокотехнологичных разработках, обеспечивающих глобальную конкурентоспособность и направленных на достижение технологического суверенитета в ключевых отраслях промышленности.

Совместно с ОДК ПИШ СПбПУ развивает направление системного цифрового инжиниринга в двигателестроении на основе уникальной разработки – цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®решая актуальные задачи разработки и развития отечественных воздушных, морских и наземных газотурбинных двигателей и агрегатов: снижение себестоимости и сроков разработки, объемов натурных испытаний на основе технологий цифровых двойников.

  • «От решаемой фронтирной инженерной задачи формируется структура образовательной программы и траектории обучения, – подчеркнул Алексей Боровков
    Обучение идет в процессе реализации актуальных НИОКР, инициативных проектов, формирующих научно-технический задел и ранее выполненных работах – используется система управления знаниями на цифровой платформе CML-Bench®: математических, компьютерных и цифровых моделей, результатов  верификации и валидации, цифровых (виртуальных) испытаний, стендов и полигонов, проектных решений.
  • Образовательные программы ежегодно актуализируются в соответствии с новыми задачами, в первую очередь, за счет разработки новых образовательных модулей и программ ДПО в том числе и по заказам индустриальных партнеров».
 

Подробнее о сотрудничестве ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ и АО «ОДК» в области подготовки кадров для авиационного двигателестроения рассказал руководитель отдела перспективных разработок в двигателестроении Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ Александр Себелев.

Запланировано создание 7 совместных образовательных программ, в числе которых магистратура «Передовые цифровые технологии в двигателестроении». Она ориентирована на подготовку кадров для АО «ОДК», способных осуществлять проектирование газотурбинных двигателей на основе эффективного применения передовых цифровых технологий (Simulation-Driven Design) и возможностей Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. Планируемая дата запуска магистерской программы – 01.09.2024 года.

Александр Себелев также коснулся вопроса организации нового технологического и научно-образовательного пространства с лабораторией и стендом исследования осерадиальных компрессорных / турбинных ступеней.

Отметим, что первое научно-технологическое образовательное пространство в ПИШ СПбПУ создано в конце 2022 года с индустриальным партнером АО «ТВЭЛ» (ГК «Росатом»).

  • «Формат технологического и научно-образовательного пространства совместно с АО «ОДК» позволит вовлекать студентов в выполнение НИОКР по фронтирным инженерным задачам предприятия с использованием цифровой платформы CML-Bench, обеспечит неразрывный процесс обучения студентов на основе методологии и технологии цифровых двойников, а также сквозное применение этой передовой технологии на стадиях разработки, производства и эксплуатации изделия»,
    – отметил спикер. 

О подготовке кадров в формате программ ДПО и стажировок рассказал директор Центра ДПО ПИШ СПбПУ Сергей Салкуцан. Он представил возможный формат организации совместной образовательной деятельности ПИШ СПбПУ и вузов-партнеров, включающий модули мобильности, стажировок и профессиональных компетенций, а также летние практики, хакатоны и конкурсы.

  • «ДПО в рамках ПИШ решает несколько задач, прежде всего, это развитие сетевой формы кооперации с другими университетами.
  • Нам было бы интересно обсудить с вузами, которые находятся в периметре ОДК, развитие сетевых форм, своего рода семейства программ. Мы понимаем, что индустриальным партнерам нужна комплексная подготовка, в которой задействованы люди, отвечающие за разные задачи. И мы понимаем, что это сложно сделать в рамках одной области»,
    – отметил Сергей Владимирович.

Намеченные пути развития и связанные с этим идеи представили руководители других ПИШ.

Так, руководитель научной группы по силовым установкам ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ Алексей Михайлов рассказал о решении глобальной научно-технической задачи по созданию высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для боевой и гражданской авиации России.

Проректор по научной работе МАИ, научный руководитель лаборатории «Электрические и гибридные силовые установки» ПИШ МАИ Юрий Равикович раскрыл актуальные тематические направления, к которым относятся новые материалы и конструкции, электрические и гибридные силовые установки, интеллектуальные и беспилотные системы.

Директор Института двигателей и энергетических установок Самарского университета, заместитель директора по научной работе ПИШ «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Виталий Смелов рассказал о формировании новой модели инженерного образования, основанной на концепции «цифрового завода». Она обеспечивает научно-техническое и кадровое сопровождение опережающего развития России в решении проблем создания и производства изделий аэрокосмической техники нового поколения.

Руководитель ПИШ «Когнитивная инженерия» НГУ Сергей Головин отметил, что школа ставит своей целью подготовку инженеров, способных к преодолению технологических вызовов общества на основе применения фундаментальных научных знаний с использованием современных методов организации и ведения научно-технологического бизнеса. И подчеркнул, что наряду с финансами привлекательным фактором для хороших специалистов являются интересные задачи.

 

В итоговом обсуждении эксперты сошлись во мнении, что несмотря на разность направлений, подходов и инструментов, Передовым инженерным школам следует уделить внимание более тесному взаимодействию с индустриальными партнерами.
Формирование такой площадки являлось одной из целей проведения Рыбинского форума, отметил директор по инновационному развитию ПАО «ОДК-Сатурн» Дмитрий Иванов.

  • «Мы хотели организовать дискуссию, поговорить и обсудить актуальные вопросы развития Передовых инженерных школ, взаимодействующих с ОДК.
  • Мы знаем, что вузы с трудом между собой коммуницируют, особенно, когда дело касается якорных компетенций, которые составляют ядро развития ПИШ. Но и в этом вопросе хотелось бы видеть взаимодействие или взаимопонимание»,
    – сказал Дмитрий Станиславович.

Искать оптимальные и удобные  форматы сотрудничества ПИШ призвал и руководитель Методического центра федерального проекта «Передовые инженерные школы», сформированного нам базе НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

  • «Одна из задач проекта ПИШ – наладить взаимодействие через образовательные программы. Давайте искать формы взаимодействия. Ясно, что мы как методический оператор будем заниматься сбором лучших практик.
  • Есть образовательные пространства – сколько студентов вы будете пропускать? Готовы ли вы на стажировки принять студентов из других вузов, чтобы они работали, набрали какие-то компетенции?
  • Про предприятия: чем больше студентов будут реально это видеть, тем с большим интересом они будут работать. Механизмы взаимодействия мы, конечно, продолжим обсуждать»,
    – подытожил Георгий Валентинович.
 

Не остались в стороне и представители промышленности. На специальной секции руководители крупных предприятий, поддержавших программы ПИШ – победителей первой волны конкурса, обсудили роль индустриальных партнеров в развитии ПИШ и роль вузов в трансформации корпораций, а также организационные модели, повышающие эффективность использования результатов ПИШ в экономической деятельности.

Участники дискуссии
  • Юрий Шмотин, заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК»;
  • Марс Хасанов, директор по науке ПАО «Газпром нефть»;
  • Иван Иванов, заместитель генерального директора — директор института металлургии и машиностроения АО «НПО «ЦНИИТМАШ» (ГК «Росатом»);
  • Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ.
  • «Подготовка инженеров будущего – это совместная работа Передовых инженерных школ и индустриальных партнеров», – подчеркнул заместитель генерального директора – генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин.

И отметил, что промышленности нужны системные инженеры, которые смогут не только выполнять проекты, но и возглавить конкретное направление. Для этого в процессе подготовки самым активным образом должны участвовать преподаватели от индустрии.

  • «Наставничество в ПИШ очень важно. Это тот ключевой фактор, на котором мы должны сделать акцент и совместно с вузами, которые работают в рамках ПИШ, реализовать. От того, какого наставника мы выберем, как этот наставник будет работать со студентами, зависит, какой результат мы получим. Наставник – это не тот, кто ведет практику или лабораторные занятия. Это человек, который видит в выпускнике Передовой инженерной школы своего будущего работника или партнера»,
    – пояснил Юрий Николаевич.

Заместитель генерального директора — директор института металлургии и машиностроения АО «НПО «ЦНИИТМАШ» ГК «Росатом Иван Иванов на конкретном примере подтвердил неоднократно отмеченную высокую эффективность подхода, который лежит в основе ПИШ, – образование через реальные НИОКР.

  • «Недавно был реализован НИОКР по созданию системы управления ткачеством машиностроительного производства при производстве изделий ответственного машиностроения.
  • Была построена сквозная модель, которая позволяет на основе всего технологического процесса предсказывать качество металлопродукции, прописанное в технических условиях.
  • Сразу стало понятно нам, какие специалисты нужны, для внедрения такого типа программного обеспечения, аппаратных цифровых технологий на предприятиях машиностроения и металлургии.
  • Этот проект реализовывали не виртуально, а на конкретном производстве, что позволило получить обратную связь и в итоге такие предприятия, как НЛМК, БМЗ,  «АЭМ-Спецсталь» высказали желания обучать специалистов»,
    – рассказал Иван Алексеевич.

Директор по науке ПАО «Газпром нефть» Марс Хасанов подчеркнул, что действительно новым в модели ПИШ является активное участие бизнес-компаний в научно-техническом развитии вузов и страны.

  • «Мы понимаем, что технологический суверенитет невозможно обеспечить без новых технологий, которые должны разрабатывать отечественные научные центры и отечественные производители технологического оборудования и процессов»,
    – отметил Марс Магнавиевич.

По итогам секции он предложил создать «Клуб индустриальных партнеров ПИШ», которому предстоит оценить опыт организации работы Передовых инженерных школ с компаниями и сформировать предложения для Минобрнауки РФ по повышению эффективности программы.

Такой клуб мог бы послужить площадкой для обмена инновационными идеями и лучшими практиками научного сотрудничества. С этим согласился Владимир Шевченко, ректор НИЯУ «МИФИ» – экспертно-методического и методологического оператора проекта ПИШ.
Он подчеркнул, что если на этапе отбора победителей федерального конкурса вузы и их индустриальные партнеры были конкурентами, то сейчас пришло время менять конкурентную позицию на кооперативную.

  • «Это касается и вузов, и индустриальных партнеров. Когда мы говорим про обмен опытом, нельзя сказать, что все предприятия спят и видят, как бы поделиться своими корпоративными, образовательными и другими практиками с коллегами.
  • Такой клубный формат, объединение людей, которые вовлечены в эти проекты и думают о том, кто будет двигать их компании и рынки через 10-15 лет к новым рубежам, эти люди могли бы между собой договориться, как совершать подобный обмен, как создавать сетевые программы между разными ПИШ, чтобы никто не чувствовал, что его интеллектуальную собственность отобрали»,
    –  резюмировал Владимир Игоревич.

Вопросам подготовки инженерных кадров были посвящены еще несколько мероприятий форума.

Так, в дискуссии на тему «Критические элементы развития ПИШ – от общего к частному» приняли участие руководители более десяти ПИШ, среди которых Передовые инженерные школы Университета Иннополис, Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ КАИ), Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н. Э. Баумана, НИТУ МИСиС, Нижегородского государственного технического университета (НГТУ им. Р. Е. Алексеева), Томского политехнического университета (ТПУ), Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и ряд других. ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» представляли Алексей Боровков и руководитель дирекции Олег Рождественский.

На повестку были вынесены вопросы методического обеспечения ПИШ: кто определяет тематику НИР и НИОКТР ПИШ, как обеспечить рост объема НИР/НИОКТР, выполняемых ПИШ, как планируется обеспечить накопление внутренних знаний и компетенций по выбранной тематике ПИШ и будут ли работодатели готовы нанимать сотрудников, «нужных завтра», уже сегодня?

 

Кроме того, в дни форума была организована стажировка магистрантов ПИШ СПбПУ, обучающихся по программе «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство». Они получили возможность на практике познакомиться с высокотехнологичной отраслью двигателестроения и одним из лучших предприятий отрасли – ПАО «ОДК-Сатурн».

 

Новости на сайте по теме публикации: