Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Мероприятия 1 Ноября 2022 года
Данная новость была прочитана 2075 раз

Наука, промышленность, школа: в СПбПУ стартовал Первый Всероссийский форум по импортоопережающим и 3D-технологиям

1 ноября 2022 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого стартовал Первый Всероссийский форум по импортоопережающим и 3D-технологиям. Это масштабное мероприятие, объединяющее ученых и практиков, педагогов и школьников – лидеров в области 3D-технологий и образования, площадка для эффективного взаимодействия всех участников процессов, связанных с созданием и использованием 3D-технологий.

В работе Форума принимают участие 300 образовательных организаций, 100 высокотехнологичных компаний и 2 тысячи школьников более чем из 40 регионов России. Трехдневная деловая программа включает круглые столы, стратегические сессии и открытые лекции экспертов в области цифровых и кибертехнологий, роботизации производства и общества, внедрения «умных» технологий, цифровой трансформации промышленности.

В дни Форума будет работать выставка российских производителей учебного оборудования и средств обучения, инновационных разработок для образования.

Одним из ключевых событий станет Финал VII Всероссийской олимпиады школьников 5-11 классов по 3D-технологиям.

Организаторы форума – Ассоциация внедрения инноваций в сфере 3D-образования при поддержке Центра Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» (Центр НТИ) СПбПУ и Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

На церемонии открытия участников и гостей приветствовал ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.

Андрей Иванович отметил, что Петербургский Политех с самого начала своего существования ориентирован на тесное взаимодействие с промышленностью, системную интеграцию науки, образования и реального сектора экономики. Исследования и разработки СПбПУ прямо направлены на решение актуальных наукоемких задач. В качестве примера Андрей Рудской привел деятельность Центра НТИ СПбПУ, который за 4 года работы реализовал несколько сотен прорывных высокотехнологичных проектов, отвечающих реальным вызовам времени. Именно практикоориентированный подход должен лечь в основу Форума, подчеркнул спикер.

  • «Сегодня мы говорим в первую очередь об импортоопережении, потому что в новой реальности нам уже поздно «догонять» и «заменять». Мы просто обязаны перенастроить наше сознание в режим качественных прорывов и – в очередной раз подчеркну это – системной трансформации промышленности, системы образования, академической науки в контексте цифровой экономики и новых экономических реалий.
  • В этом смысле мы хотели бы видеть наш Форум по-настоящему эффективной площадкой для взаимодействия сильнейших научно-исследовательских, педагогических, производственных команд, готовых рассматривать и воплощать прорывные идеи в области разработки и применения импортоопережающих технологий»,
    – сказал Андрей Иванович.
 

Направление аддитивных технологий в СПбПУ развивается уже много лет. Андрей Рудской отметил давнее сотрудничество вуза с соорганизатором Форума – Ассоциацией 3D-образования и подчеркнул большую работу Ассоциации по популяризации 3D-технологий среди школьников, формированию интереса у ребят к дальнейшему развитию знаний и умений в этой области.

Завершая выступление, Андрей Иванович поблагодарил всех участников Форума, а также Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям, пожелал успешной и продуктивной работы и внёс предложение о ежегодном проведении Форума на площадке СПбПУ – это предложение было поддержано  аплодисментами .

Благодарность организаторам на церемонии открытия выразил заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков. В своем выступлении он обозначил важную роль Форума в постепенном формировании нового подхода к образовательному процессу. 

  • «Для нас главная задача – не просто принести технологии в школы, а произвести изменения внутри школы с помощью технологий. Часто у нас наука и технологии в школах чаще преподаются как история науки и технологий, а не те современные наука и технологии, которые есть здесь и сейчас. Привнесение реальной науки, реальных технологий в образовательный процесс – это и есть задача, которая стоит в том числе перед Форумом и Олимпиадой. Самое главное, что мы можем вынести из таких совместных мероприятий – это изменение сознания, наших подходов и привнесения в сферу образования абсолютно современной науки и передовых технологий», – отметил Михаил Юрьевич.

Подробнее задачи Форума раскрыл президент Ассоциации 3D-образования Роман Бондаренко. Он пояснил, что треки разработаны таким образом, чтобы объединить представителей системы общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, органов власти, деятелей науки, производителей оборудования и программного обеспечения.

  • «Один из треков – это выставка оборудования для системы образования. Необходимо помочь компаниям адаптироваться, доработать методики, образовательные модули для того, чтобы наши школы, колледжи могли полноценно использовать это оборудование в работе. Также у нас будут питч-сессии, посвященные демонстрации российских разработок, российских продуктов для образовательного процесса. В целом мы постарались, чтобы каждый получил полезную информацию. И самое главное – это полезные знакомства, которые появятся во время проведения мероприятия»,
    – рассказал Роман Валериевич.

Конструктивный диалог власти, науки, бизнеса и образования начался с первых минут Форума. Сразу после открытия началось пленарное заседание на тему «

  • 3D перспектива: компетенции и технологии».
Участники пленарного заседания
  • Пучков Михаил Юрьевич, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Бондаренко Роман Валериевич, президент Ассоциации 3D образования;
  • Ананич Марина Ивановна, помощник губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций, образования;
  • Кузин Сергей Константинович, начальник Управления развития предпринимательства Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга;
  • Михальченкова Наталья Алексеевна, заведующая лабораторией развития высшего образования Российской академии образования;
  • Муравьев Игорь Борисович, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты;
  • Пронькин Виктор Николаевич, директор Института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А. И. Герцена.

Экспертам предстояло обсудить глобальные задачи технологического лидерства, независимости и внедрения прорывных технологий, ответить на ключевые вопросы:

– Какие вызовы стоят сегодня перед инженерами и разработчиками?
– Какие основные направления импортоопережения важно обеспечить в первую очередь?
– Какие перспективы у российской системы образования в создании кадрового потенциала экономики будущего?

 

В условиях новой реальности целью импортоопережения является технологический суверенитет, наличие у страны как минимум всех критических технологий, без которых невозможно развитие промышленности. Такое мнение высказал проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра НТИ СПбПУ и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков, открывая дискуссию. Наряду с технологическим определяющее значение имеет суверенитет цифровой, включающий все цифровые технологии.

  • «Цели верхнего уровня – глобальная конкурентоспособность нашей экономики и национальная безопасность. То есть, двигаясь по пути импортозамещения и импортоопережения, мы должны достигать технологического суверенитета с дальнейшей целью обеспечения глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности»,
    – подчеркнул Алексей Иванович.
 

Говоря о подготовке тех специалистов, которым предстоит решать ключевые задачи промышленности, Алексей Иванович отметил важность наставничества. Каждому студенту следует дать шанс раскрыться, поддерживать в нем мотивацию и интерес к выбранной профессии. 

  • «В процессе получения новых знаний и компетенций учащийся должен быть погружен в среду. Очень важно создать среду, которая является "компанией, генерирующей знания". То есть будущий специалист должен понимать, что он – участник этой среды, перед ним есть лидеры, за которыми он тянется», – отметил проректор по цифровой трансформации СПбПУ.

Учиться передовым технологиям необходимо у тех, кто в совершенстве ими владеет. Знание предыдущего опыта позволяет наращивать возможности, а не начинать с нуля. Такое мнение высказала помощник губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций, образования Марина Ананич.

  • «3D и другие передовые технологии должны быть в голове, начиная от технологии цифровых двойников, идеологом которой является Алексей Иванович, – сказала Марина Ивановна. – Политех считаю лидером во всем образовательном пространстве. В технологическом образовании то, что делает Алексей Иванович с командой, это очень достойно, рекомендую всем участникам Форума изучить и перенять этот опыт».

Марина Ананич также напомнила, что в августе 2022 года в рамках IX Международного форума технологического развития ТЕХНОПРОМ проходил финал V Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям в направлении «Наставничество» на Кубок Губернатора Новосибирской области. Ключевая цель состязания – повышение качества инженерного образования через развитие цифровых компетенций и аддитивных технологий. Команды формировались в формате наставничества (студент + два старшеклассника), отметила Марина Ивановна.

Устойчивая цепочка «школа – вуз – предприятие» – это задача, которую перед нами ставит жизнь, считает исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев. Он подчеркнул: сейчас важна честная оценка реального положения дел в промышленности и необходимых действий, в том числе и в кадровой отрасли.

  • «Выбор молодежи сегодня далек от осознанности. Во многом профориентацией в школах занимаются далекие от этого люди и в основном только на бумаге. И это большая проблема. Мы понимаем, что в современных условиях горизонт планирования очень сокращен. Надо быть готовым очень быстро и динамично двигаться в этом мире, находить то, что интересно вам и востребовано страной»,
    – сказал Игорь Борисович, обращаясь к школьникам-участникам Олимпиады.

Заведующая лабораторией развития высшего образования Российской академии образования Наталья Михальченкова обозначила положительные изменения в системе высшего образования страны. Она отметила, что университеты России меняются в соответствии с изменениями на рынке труда и возрастающими требованиями к подготовке специалистов в части ориентации на реальные запросы промышленности.

  • «Развивая программы высшего образования, очень важно обеспечивать условия для получения квалификации. Все это возможно и в консорциумах, которые образуются в университетах, и в поддержке тех проектов, которые сегодня реализуют Передовые инженерные школы, и в программах «Профессионалитет», и в создании кластеров – это все те изменения, которые происходят в системе образования», – подчеркнула Наталья Алексеевна.

Участники пленарного заседания обсудили механизмы, которые запущены и работают в системе высшего образования, формы наставничества для молодых специалистов и меры поддержки для развития бизнес-идей. Завершая плодотворную дискуссию, Алексей Боровков обратился к школьникам, которые сейчас стоят на пороге выбора профессионального пути.

  • «Технологии стремительно развиваются, становятся более наукоемкими и более мультидисциплинарными. Если вы хотите попасть на Олимп, работать на технологическом фронтире, вы должны понимать, что этот фронтир стремительно меняется благодаря высокотехнологичным компаниям мира, которые вкладывают в разработку технологий и технологическое развитие большие деньги. Все время происходит "битва за таланты". Важно, чтобы вы не потеряли мотивацию, темп и желание развиваться.
    Нужно жить в согласии с душой, заниматься любимым делом, которое достойно оплачивается»
    ,
    – сказал Алексей Иванович.
 

Продолжением первого дня Форума стал круглый стол, посвященный обсуждению практик сетевого взаимодействия с университетами в задачах развития геостратегических территорий России. Также была организована дискуссия на тему импортозамещения в различных отраслях промышленности и инфраструктурного обеспечения образовательных организаций.

Участники Олимпиады приступили к выполнению олимпиадных заданий. На работу ребятам отводится два дня. В завершающий день Форума состоится презентация проектов, после чего экспертная комиссия определит победителей и призеров.


Первый Всероссийский форум по импортоопережающим и 3D-технологиям является продолжением серии совместных мероприятий Ассоциации внедрения инноваций в сфере 3D-образования и Центра НТИ СПбПУ.

Так, в августе 2021 года в рамках VIII Международного форума технологического развития «Технопром-2021» состоялась четвёртая олимпиада по 3D-технологиям в формате «Наставничество» на Кубок губернатора Новосибирской области.

23 августа 2022 года прошел финал пятой Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям в направлении «Наставничество»

5 октября 2021 года в Политехе прошла Всероссийская конференция «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании».

12-13 мая 2022 года в Туле состоялась Всероссийская инженерно-технологическая конференция «Цифровые и 3D-технологии в образовании: Новая реальность».