Инженеры «Центра компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) приняли участие в семинаре в Брянске, посвященном компьютерному моделированию в железнодорожном транспорте
4-6 октября 2022 года в Брянске проходил 5-й Научно-технический семинар «Компьютерное моделирование в железнодорожном транспорте: динамика, прочность, износ».
Он объединил ученых и преподавателей железнодорожных вузов и кафедр России и Зарубежья, инженеров, представителей проектных, научно-исследовательских организаций, предприятий-разработчиков подвижного состава, технических средств и технологий для железнодорожного транспорта. Среди участников семинара были и специалисты Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Ведущий инженер отдела системного инжиниринга Анатолий Воробьёв представил проект по исследованию прочности пружинных комплектов подвижного состава железных дорог с учетом истории их нагружения на основе компьютерного моделирования.
Спикер продемонстрировал компьютерную модель локомотива и модель пружины, обозначил параметры моделирования. Итогом работы стал новый подход к определению ресурса рессорных комплектов, основанный на анализе истории нагружения пружин.
- «Методики, изложенные в действующих нормативных документах, не позволяют определить ресурс пружин в километрах пройденного пути или часах работы, при этом новый предложенный подход позволяет это сделать.
Накопление истории нагружения пружин происходит с помощью многовариантного моделирования динамики транспортного средства в различных эксплуатационных случаях с помощью программного комплекса «Универсальный механизм», обработка полученной информации – с помощью программы собственной разработки, написанной на языке Python».
– пояснил Анатолий Воробьёв.
Инженер отдела системного инжиниринга Дмитрий Евтюнин представил результаты моделирования колебания жидкости в сосуде с применением механической аналогии. Проект был направлен на разработку методики определения параметров маятниковой аналогии жидкости, совершающей свободные колебания в замкнутом сосуде.
- «Был продемонстрирован способ определения параметров механической аналогии колебания жидкости в сосуде, а также предложен способ моделирования жидкости с помощью маятника с использованием 1D-моделирования и применения программного комплекса «Универсальный механизм».
Предложенный подход позволяет упростить модель механической системы, увеличить скорость расчетов с сохранением качественного и количественно результатов моделирования», – рассказал Дмитрий Евтюнин.
Как отметил научный руководитель исследований, ведущий инженер отдела системного инжиниринга Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Юрий Житков, участие в международном семинаре позволило провести апробацию и обсуждение разработанных компьютерных моделей и их применения в составе цифрового двойника подвижного состава железных дорог.
- «Обсуждение актуальных задач с коллегами-учеными способствовало формированию новых тем для дальнейших исследований»,
– добавил Юрий Житков.
Оба выступления вызвали большой интерес аудитории. Участники задавали уточняющие вопросы и обменивались мнениями по вопросам компьютерного моделирования динамики, прочности и износа подвижного состава, применения специализированных программных продуктов для инженерного анализа.