Четвертый международный форум «Передовые цифровые и производственные технологии» 14–15 декабря 2022 года
Мероприятия 7 Октября 2022 года
Данная новость была прочитана 620 раз

СПбПУ посетили представители предприятий городского электротранспорта

В сентябре в Санкт-Петербурге прошла конференция «Через историю в будущее – от музейных комнат к центрам профориентации», которая была организована Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Городской электрический транспорт» (ОООР «ГЭТ») при поддержке СПб ГУП «Горэлектротранс». Мероприятие было приурочено к 115-летию запуска постоянного трамвайного движения в Санкт-Петербурге.

Открывая конференцию, директор СПб ГУП «Горэлектротранс», президент МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» Денис Минкин отметил, что петербургский трамвай – не самый старый в стране, и попросил подняться на сцену представителей Курска и Витебска. «Хотя трамвай был изобретён в Петербурге, всё-таки с запуском регулярного движения нас обогнали другие города Российской империи, в частности Курск и Витебск. Поэтому мне приятно, что сегодня в зале присутствуют наши коллеги из этих городов. Ведь на день рождения принято звать своих «старших братьев», а по сравнению с курской и витебской трамвайными системами петербургский трамвай – ещё достаточно молодой,  пояснил Денис Минкин– Без истории нет будущего, её надо безусловно сохранять. И с этой точки зрения музейная деятельность выходит на первый план. Нам есть, что показать людям – и саму технику, и факты, как эта техника спасала людей, как она их везла. Поэтому и для популяризации истории, и в профориентационных целях музеям – быть! Например, в Москве развивается музей городского транспорта, я надеюсь, что и в Питере мы тоже сделаем новый культурный центр, соответствующая концепция продвигается».

В рамках конференции обсуждались две темы: необходимость сохранения и популяризации исторического наследия транспортных предприятий (музейных комнат и уникального подвижного состава), а также профориентационная работа с молодежью в связи с острым кадровым голодом по всем видам специальностей, который сейчас ощущается в отрасли.

Старт этой теме был дан неделю назад в Москве на Молодежном форуме, состоявшемся в рамках Российской недели общественного транспорта и 11-й международной выставки «ЭлектроТранс-2022». Молодые специалисты и студенты съехались на форум, чтобы сделать доклады и обсудить наиболее актуальные вопросы, стоящие перед отраслью. Сразу несколько докладчиков от разных предприятий затронули тему подбора персонала и подготовку квалифицированных кадров. В Санкт-Петербург обсуждать эту тему приехали уже непосредственно руководители предприятий.

28 сентября 2022 года в рамках конференции руководители, топ-менеджеры и ведущие технические специалисты предприятий городского электротранспорта побывали в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) и познакомились с работой нескольких подразделений СПбПУ. Со стороны Политеха визит был организован в соответствии с планом реализации программы Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

В ком сегодня нуждается городской электротранспорт? Кого необходимо готовить отрасли? На какие вопросы надо сделать упор при разработке учебных программ? Эти вопросы было решено обсудить в рамках технического визита в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Участие в семинаре приняли руководители предприятий городского электрического транспорта из Казани, Ижевска, Тольятти, Миасса, Коломны, Курска, Саратова, Ульяновска, Витебска, а также руководители и специалисты компаний, производящих запасные части, оборудование и элементы путевых конструкций из Москвы, Новокузнецка, Набережных Челнов, Челябинска и других городов.

В программу технического визита вошло знакомство с направлениями и программами Политеха, в рамках которых может быть реализовано образовательное, научно-исследовательское и проектное сотрудничество университета с предприятиями транспортной отрасли.

Мероприятие открыл Владимир Федоров, исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). «Наш технический визит проходит в одном из крупнейших университетов Петербурга. Это уникальное учебное заведение, которое готовит специалистов самых разных направлений, и несколько из них связаны с транспортом. Политех сегодня – обладатель статуса национального исследовательского университета. В прошлом году он вошел в первую группу победителей в треке «Исследовательское лидерство» Федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Сегодня это фактически город в городе, в котором обучается более 26 тысяч студентов. Ведётся большое количество научных разработок, которые находят своё практическое применение в отрасли транспорта. Одна из последних, которую летом обсуждали в рамках научно-технического совета МАП ГЭТ – это программное обеспечение для транспортного моделирования. Я надеюсь, что по итогам нашего визита завяжутся новые прямые деловые контакты как в плане программ обучения сотрудников, так и научно-исследовательской работы!», отметил Владимир Александрович.

Далее с приветственным словом выступила Марина Болсуновская, доцент Высшей школы интеллектуальных систем и суперкомпьютерных технологий Института компьютерных наук и технологий СПбПУ, заведующий Лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ.

Марина Владимировна рассказала о направлениях и программах Политеха, в рамках которых может быть реализовано сотрудничество с предприятиями транспортной отрасли, как с петербургским ГУП «Горэлектротранс», так и с организациями того же профиля по всей России. «В этом году Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» победила в конкурсе федерального проекта. Основная цель Программы – решение фронтирных инженерных задач для высокотехнологичной промышленности, подготовка специалистов, обладающих компетенциями мирового уровня. Совместно с наставниками от предприятий студенты смогут выполнять научно-исследовательские проекты, в том числе и выпускные работы. Эта работа направлена на то, чтобы адаптировать под требования транспортной отрасли специалистов, которых вы будете готовы принять. Мы будем вести их вместе с вами, от практики до дипломных работ – в специалитете, магистратуре и, возможно, даже при написании кандидатской диссертации», – сказала Марина Владимировна.

Далее состоялись выступления представителей различных подразделений университета. Ведущие специалисты представили свои научные направления, проекты и образовательные программы, которые могли бы быть полезны отрасли и с точки зрения улучшения технического оснащения предприятий, и в части подготовки квалифицированных кадров.

Так, инженер-исследователь лаборатории «Цифровое моделирование индустриальных систем» Центра НТИ СПбПУ Георгий Васильянов рассказал о том, как новые технологии могут помочь в регулировании дорожного трафика. Он представил кейс применения технологий имитационного моделирования, который позволяет в простой форме отработать различные алгоритмы и варианты построения дорожного движения для последующего внедрения в городской среде. 

Интерактивный симулятор дорожного трафика на основе технологий виртуальной реальности «Умный перекресток» был разработан в Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ. Он предназначен для тестирования алгоритмов адаптивного регулирования фаз светофоров с целью снижения городских пробок и увеличения скорости движения машин по дорогам без автомобильных заторов.

Симулятор содержит в себе модули симуляции транспортных и пешеходных потоков, модуль симуляции перекрестка и модуль внешнего API для подключения алгоритмов задания параметров генерации транспортных и пешеходных потоков, а также исследуемых алгоритмов адаптивного регулирования, эффективность которых и оценивается в результате симуляции.

«За счет модульной системы к нему можно подключить и модуль рельсового транспорта (в симулятор можно включить и рельсовый транспорт, трамваи, и безрельсовый электрический транспорт (троллейбусы, электробусы), и любому из них прописывать как поведение по правилам, так и поведение без правил», – сообщил Георгий Сергеевич.

Далее о работе Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ рассказал ведущий инженер отдела разработки автомобилей и техники Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Игорь Шандер. Спикер представил концепцию разработки пассажирского транспорта и опыт Инжинирингового центра по созданию цифровых двойников. «Наши разработки базируются на принципе «трех У» – унификация конструкции, уникальность подхода и универсальность. Все это делается с помощью суперкомпьютерных технологий, благодаря мощностям Суперкомпьютерного центра «Политехнический». Эти мощности мы используем для виртуальных испытаний, которые мы проводим в нашей среде разработки – на Цифровой платформе разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™, в которой мы для каждого транспортного средства имеем большое «дерево» вариантов. В самом начале его жизненного цикла мы можем проводить различные виртуальные испытания, строить так называемое «дерево решений», благодаря которому на выходе мы получаем путем многовариантных оптимизаций применения различных технологий конечный вариант в короткие сроки.  Благодаря этому достигаются и большие цели по срокам и по оптимизации самого производства, в оптимизации стоимости», – отметил спикер.

Профессор Вышей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Татьяна Кудрявцева выступила с докладом на тему «Экономика и транспортное планирование: образовательные и проектные возможности».

Татьяна Юрьевна рассказала о магистерской программе «Экономика и транспортное планирование», открытой в Высшей инженерно-экономической школе и нацеленной на подготовку специалистов с межотраслевыми компетенциями.

«Наличие сквозных технологий, которые мы везде применяем, предполагает наличие сквозных магистерских программ, которые позволяют нам получать специалистов с разнообразными, разносторонними, но при этом связанными компетенциями, – отметила докладчик. – Мы разработали эту программу совместно с тремя институтами Политехнического университета, чтобы обеспечить междисциплинарность, которая необходима сейчас для подготовки любого специалиста».

Татьяна Юрьевна кратко охарактеризовала направления технологии, экономики и инноваций, которые охватывает программа, и рассмотрела вопрос участия индустриального партнера в образовательном процессе. Спикер выразила уверенность в том, что привлечение индустриального партнера необходимо для того, чтобы воспитать интегрированные в компанию кадры.

Далее Татьяна Юрьевна представила содержание треков модуля профильной направленности и пригласила собравшихся экспертов отрасли поделиться своим мнением о том, что им хотелось бы видеть среди компетенций своих будущих сотрудников и чем можно было бы дополнить программу.

В завершение блока докладов выступил Дмитрий Плотников, заместитель директора Высшей школы транспорта Института машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ) СПбПУ с презентацией научных и образовательных компетенций института.

Докладчик представил основные научные направления исследований ИММиТ в области новых материалов, аддитивных технологий и литиевых источников тока. Особое внимание Дмитрий Георгиевич уделил исследованиям Высшей школы транспорта в сфере технологии транспортных процессов: проведению НИР по совершенствованию пассажирского транспорта общего пользования в городских агломерациях, в частности – о разработке коридоров для движения скоростного трамвая и создании цифровых двойников транспортных систем городов. Также в докладе был отмечен потенциал развития программ дополнительного профессионального образования и цифровых магистратур для быстрого формирования специалистов, востребованных в транспортной отрасли в соответствии с требованиями промышленных партнёров.

После деловой части мероприятия состоялась экскурсия для гостей по двум лабораториям Политеха. Так, в Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» (ПСПОД) Центра НТИ СПбПУ экспертам транспортной отрасли была продемонстрирована работа симулятора «Умный перекресток», а также трех обучающих систем на базе VR-технологий, созданных в рамках Программы повышения качества образования и подготовки кадров ПАО «Газпром» и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Это виртуальная компрессорная лаборатория, цифровые модели стендов для лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и виртуальный стенд гидропривода. Системы предназначены для обучения, в том числе дистанционного, студентов различных подразделений СПбПУ, но также могут использоваться как тренажер по работе с оборудованием на предприятиях. Проекты представил один из их разработчиков – программист Лаборатории ПСПОД Центра НТИ СПбПУ Никита Шерепа. Гости не только услышали детальный рассказ об этих проектах, но и смогли попробовать систему в действии и с помощью VR-комплекта выполнить простые действия с виртуальным оборудованием.

В завершение представители транспортных предприятий посетили научно-производственную лабораторию «Проектирование и сертификация передовых источников энергии» Института машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ, где инженер лаборатории «Синтез новых материалов и конструкций» Центра НТИ СПбПУ Константин Пушница представил компетенции лаборатории в области разработки литий-ионных аккумуляторных батарей для различных применений и продемонстрировал опытные образцы изготавливаемой продукции, а также рассказал о высоком потенциале применения разрабатываемых батарей для оснащения подвижного состава городского электрического транспорта с целью обеспечения его устойчивого функционирования.

«Мне очень понравилась сегодняшняя экскурсия, – отметила по завершении визита заместитель генерального директора по правовым и общим вопросам МУПП «Саратовгорэлектротранс» Анна Кудрявец. –  Особый интерес вызвали обучающие системы на основе VR-технологий. Хотелось бы такую же методику попробовать у нас в Саратове, если это будет возможно».

Новости на сайте по теме публикации:
Другие материалы по теме:
Коммерческий транспорт