Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Мероприятия 5 Октября 2022 года
Данная новость была прочитана 1401 раз

Цифровая трансформация транспортной сферы: Алексей Боровков выступил на экспертной сессии в рамках проекта «Недели приоритетных отраслей экономики»

С 29 сентября по 28 октября 2022 года опорный образовательный и Единый методологический центры Университета Иннополис при поддержке Минцифры РФ, Минпромторга РФ и федеральных отраслевых министерств проводят программу мероприятий «Недели приоритетных отраслей экономики». Программа организована и реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

29 сентября 2022 года состоялась экспертная сессия «Вызовы цифровой трансформации транспортной отрасли: компетентные кадры и “зрелость” экосистемы поставщиков цифровых решений» секции «Транспортная инфраструктура», в которой в качестве приглашенного эксперта выступил проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков. Спикер представил доклад на тему «Цифровая трансформация на основе цифровых двойников».

Участники экспертной сессии
  • Искандер Бариев, первый проректор-заместитель директора АНО ВО «Университет Иннополис»;
  • Леонид Блайвас, заместитель руководителя Центра компетенции по управлению ИТ- проектами ПАО «Аэрофлот»;
  • Алексей Филимонов, директор Некоммерческого партнерства «Клуб директоров по науке и инновациям»;
  • Андрей Полозов-Яблонский, председатель правления Некоммерческого партнерства «Клуб директоров по науке и инновациям»;
  • Олег Карасев, проректор МГУ имени М.В.Ломоносова;
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Анастасия Мирошниченко, генеральный директор Компания «Авиаперсонал», руководитель исполнительного Комитета СПК ВТ, член СПК ВТ;
  • Султан Жанказиев, МАДИ, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения», член Научно-технического совета, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»;
  • Марина Борисова, заместитель Председателя Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях;
  • Элеонора Сурина, кандидат технических наук, эксперт по безопасности полетов и человеческому фактору, авиационный психолог, инструктор CRM, Группа Волга-Днепр;
  • Илья Чепурченко, кандидат технических наук, Руководитель отраслевого транспортного направления АНО ВО «Университет Иннополис».

Свое выступление эксперт начал с определения понятия транспорта и транспортной инфраструктуры. Так, под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Транспортная инфраструктура - это совокупность путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава) в пределах определенной территории. Помимо определений, спикер также представил схему видов транспорта, распределенного по среде перемещения, по назначению и по используемой энергии.

Далее, Алексей Боровков представил транспортную стратегию России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. «Стратегия предусматривает реализацию долгосрочных целей развития транспортной системы до 2030 года. Так, например, исходя из целей и задач стратегии, высокотехнологичных трендов и оценки цифровой зрелости транспортной отрасли будет реализована цифровая трансформация по таким направлениям, как цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая внедрение цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры. Такой шаг поспособствует снижению затрат на проектирование, содержание и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта», – обозначил докладчик. 

В ходе выступления Алексей Иванович также уделил внимание сообщению о федеральном проекте по созданию Передовых инженерных школ (ПИШ). Спикер рассказал, что СПбПУ вошел в число победителей проекта, результаты которого были объявлены 30 июня 2022 года на заседании Правительства РФ под председательством Михаила Мишустина. Эксперт отметил, что возможность влиять на систему инженерного образования в России, изменять существующие подходы в условиях новой реальности, стремясь к решению глобальной задачи по достижению технологического суверенитета – это вызов, к которому университет готов.

Также Алексей Боровков представил ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Программа по реализации деятельности школы получила поддержку со стороны Правительства Санкт-Петербурга в лице Губернатора Беглова А.Д. с софинансированием в размере 50 млн руб. на 2022-2023 гг. Кроме того, спикер обозначил группы направлений исследований ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», среди которых:

  • Кросс-отраслевые цифровые платформенные решения и технологии;
  • Системный цифровой инжиниринг в двигателестроении;
  • Цифровые технологии в атомной отрасли;
  • Цифровые технологии для ТЭК;
  • Новые материалы.

«Цель ПИШ СПбПУ “Цифровой инжиниринг” заключается в создании нового типа инженерной подготовки в интересах высокотехнологичных компаний России за счет цифровой трансформации образовательных подходов и технологий. Они включают разработку новых образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования на основе выполнения прорывных научно-технологических разработок и исследований, направленных на решение актуальных фронтирных инженерных задач», – сообщил Алексей Иванович

Среди основных фронтирных инженерных задач были отмечены следующие:

  • Разработка цифровых технологий и платформенных решений и глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе технологий цифровых двойников (двигателестроение, атомное и нефтегазовое машиностроение и др.) для обеспечения импортонезависимостии технологического суверенитета РФ;
  • Разработка и устойчивое развитие отечественных воздушных, морских и наземных газотурбинных двигателей, и агрегатов: снижение себестоимости и сроков разработки, объемов натурных испытаний на основе технологий цифровых двойников;
  • Системный цифровой инжиниринг, разработка и внедрение цифровых двойников для газовых центрифуг, установок и объектов атомной и термоядерной энергетики для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, включая аварийные ситуации; импортозамещение в области водородных технологий;
  • Ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, в том числе на основе цифровой трансформации и интеллектуализации ТЭК;
  • Разработка и применение новых материалов, включая полимерные композиционные материалы для ракетно-космической отрасли, нефтегазовой отрасли (в том числе для применения на Крайнем Севере) и др.; импортозамещениематериалов в металлургии.

«Зеркальные инжиниринговые центры – партнерское взаимодействие, обеспечивающее трансфер компетенций в процессе выполнения проектов для высокотехнологичных отраслей промышленности и позволяющее тиражировать полученный успешный опыт. В основу деятельности ПИШ ляжет опыт реализации совместных дорожных карт развития сотрудничества с ключевыми партнерами, такими как АО “ОДК”, АО “ТВЭЛ”, ПАО “Газпром нефть”», – рассказал Алексей Боровков, раскрывая участие высокотехнологичных компаний в реализации программы научных исследований и разработок ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». 

В конце своего выступления эксперт представил участникам сессии таймлайн создания и развития платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™. Также Алексей Иванович показал направления развития платформы, которые включают отраслевую специализацию, интеграцию с отечественными ПО, сертификацию средств защиты информации во ФСТЭК на соответствие CML-Bench™ требованиям по 6-му уровню доверия, обучение и техническое сопровождение, а также интеграцию с Teamcenter.

Напомним, что 29 сентября 2022 года Алексей Боровков также рассказал о цифровой трансформации в промышленности участникам Маркетинг-клуба Санкт-Петербурга, среди которых руководители крупнейших предприятий города, представители научных и деловых сообществ. В своем докладе Алексей Иванович акцентировал внимание на становлении университета как лидера научно-технологического взаимодействия с ведущими промышленными предприятиями страны и зарубежья.

Новости на сайте по теме публикации: