На панельной дискуссии в рамках Международной выставки ИННОПРОМ Алексей Боровков рассказал о Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
6 июля 2022 года в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2022» была организована панельная дискуссия «Передовые инженерные школы, как драйвер развития региона и страны». Участие в ней принял проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Алексей Боровков.
Основная задача дискуссии – определить вызовы и направления для развития экосистемы подготовки высокоуровневых инженерных кадров в интересах высокотехнологичных производств страны и определить роль в данном процессе Передовых инженерных школ (ПИШ). К обсуждению были приглашены лидеры ПИШ, руководители крупных вузов страны, представители федеральных ассоциаций и агентств, промышленных предприятий.
- Кокшаров Виктор Анатольевич, ректор Уральского федерального университета;
- Кайсин Дмитрий Вячеславович, лидер ПИШ Московского авиационного института;
- Лысенко Игорь Евгеньевич, лидер ПИШ Южного федерального университета;
- Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» СПбПУ, лидер ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ;
- Голлай Александр Владимирович, лидер ПИШ Южно-Уральского государственного университета;
- Текутьева Людмила Александровна, лидер ПИШ Дальневосточного федерального университета;
- Овчинникова Валентина Андреевна, лидер ПИШ Уральского федерального университета;
- Юрьев Алексей Борисович, ректор Сибирского государственного индустриального университета;
- Гуц Денис Сергеевич, проректор по учебной работе Сибирского федерального университета;
- Кузнецов Леонид Викторович, заместитель директора Центра по перспективным разработкам Холдинга «Синара – Транспортные Машины»;
- Шадрин Артем Евгеньевич, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций;
- Самсонова Елена Юрьевна, вице-президент ЕВРАЗ по персоналу;
- Кислов Алексей Сергеевич, руководитель подразделения «Развитие практик ERP» 1:С;
- Мудрова Ольга Владимировна, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники;
- Романов Александр Вячеславович, директор департамента цифровой трансформации машиностроения «ЛАНИТ»;
- Рахтеенко Владимир Евгеньевич, генеральный директор компании CUSTIS;
- Пышминцев Игорь Юрьевич, директор по научной работе ПАО «ТМК»;
- Лыжин Павел Сергеевич, руководитель представительства государственной корпорации «Ростех» в Свердловской области.
В июне 2022 года подведены итоги федерального проекта по созданию Передовых инженерных школ для подготовки инженеров для высокотехнологичных компаний. За право создать ПИШ в партнерстве с высокотехнологичными российскими компаниями соревновались 89 вузов из 41 региона России. По итогам экспертного совета было отобрано 30 университетов. Напомним, в число победителей вошла ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ.
Общий объем финансирования проекта составляет 2,5 млрд рублей – из федерального бюджета и 3,6 млрд рублей предусмотрено в качестве софинансирования от индустриальных партнеров.
Приветствуя участников дискуссии, ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров отметил, что проект ПИШ приобретает особую актуальность в свете задач вызовов по достижению технологического суверенитета России и глобальной конкурентоспособности.
- «Технологии шагнули вперед. Сегодня нужны новые технологические решения для рынка, построенные на глобальной цифровизации. Чтобы создавать такие решения, требуются кадры. Это штучные специалисты, подготовленные для конкретных предприятий, которые могут сразу выйти на работу и приступить к решению самых сложных задач. Только с помощью кадров, которые обладают компетенциями мирового уровня, мы можем добиться технологического суверенитета страны», – отметил Виктор Анатольевич.
Виктор Кокшаров рассказал о направлениях деятельности ПИШ, созданной на базе УрФУ. К таковым относятся глобальная интеллектуализация энергетики, интеллектуальные производственные системы, системная инженерия, материаловедение и технологии обработки материалов.
Как отметил лидер ПИШ Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Кайсин, глобальная цель Передовых школ – не восстановить отстающие технологии, а сформировать новый облик промышленности.
- «На примере нашего института могу сказать, что мы видим задачу в интеграции новых решений, которые существуют и у нас, и у партнеров, и у других ПИШ в новое поколение летательных аппаратов. У нас есть заделы, но довести это до экономических эффективных проектных решений не всегда получается. Требуется интеграция разных зон знаний, сфер проектирования, производства, эксплуатации, испытаний, сертификаций – это инженерная задача, решить которую могут только специалисты с системным инженерным мышлением», – выразил мнение Дмитрий Вячеславович.
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Алексей Боровков в своем выступлении напомнил, что проект Передовых инженерных школ разработан Минобрнауки как одна из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ. В соответствии с Распоряжением Правительства России от 26 мая 2022 года № 1315-р Алексей Иванович вошел в состав Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития Передовых инженерных школ.
- «Мы рассмотрели 89 заявок, каждый вуз получил те или иные баллы, составлен рейтинг. 30 лучших отобраны. Однако сейчас уже есть предложения о проведении дополнительного конкурса, потому что есть очень хорошие заявки, которые заняли места с 31-го по 45-е», – рассказал Алексей Боровков.
Далее спикер перешел к проекту ПИШ СПбПУ. Программа Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» направлена на совместную работу с индустриальными партнерами в области сверхактуального направления – системного цифрового инжиниринга.
- «Петербургский Политех является единственным техническим университетом в России, в котором эффективно работают Центр компетенций НТИ, лучший по показателям в стране, и Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии» – это цифровые технологии, цифровое проектирование и моделирование, искусственный интеллект, роботизированные системы, аддитивные технологии. Программа ПИШ станет новой ступенью развития экосистемы инноваций СПбПУ», – подчеркнул Алексей Иванович.
Спикер отметил, что в деятельности ПИШ СПбПУ планируется сделать акцент на передовые цифровые технологии и платформенные решения, в качестве инструмента будут использованы возможности уникальной разработки Центра НТИ СПбПУ – Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™️.
Алексей Боровков рассказал, что проект ПИШ СПбПУ поддержали лидеры высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе, семь (!) дивизионов Госкорпорации «Росатом» (АО «ТВЭЛ», АО «Наука и инновации», АО «АтомЭнергоПром», АО «АтомЭнергоМаш», АО «АтомСтройЭкспорт», АО Концерн «РосЭнергоАтом», AO Центр «АтомЗащитаИнформ»). Также партнерами выступят госкорпорация «Ростех» (в первую очередь, АО «ОДК»), ПАО «Газпром нефть» и многие другие высокотехнологичные компании.
В заключение спикер привел пример опережающий мировой уровень разработки, которую выполнили специалисты Центра НТИ СПбПУ. Это проект «Разработка цифрового двойника тепловыделяющей сборки (ТВС) ВВЭР-1000 с антидебризным фильтром и перемешивающими решетками» в интересах АО «ТВЭЛ». Изготовленный в рамках проекта образец антидебризного фильтра накануне был продемонстрирован Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и получил высокую оценку.
- «Примечательно, что все характеристики изделия превышают те, что есть у изделий, созданных нашими великими предшественниками, а ключевая характеристика – коэффициент фильтрации – превосходит в 10 раз. Это и есть, в нашем понимании фронтирная инженерная задача, которая, безусловно, находится за гранью знаний, опыта и интуиции генерального конструктора», – резюмировал Алексей Боровков.
Свое видение вектора развития передовых индустрий, а также компетенций «инженеров будущего» озвучили представители промышленности. По их мнению, создание Передовых инженерных школ – это ключевой шаг на пути к качественной трансформации образовательного процесса.
- «Сейчас в университетах в основном идет подготовка только по двум основным специальностям: конструктор и технолог. Между тем мы сталкиваемся с тем, что заказчик приходит и говорит: а почему мы должны давать вам технические требования? Мы даем вам класс изделия и технико-экономические показатели, которых на вашем изделии хотим достигнуть. Все остальные вопросы к вам. Соответственно, встает вопрос уже о формировании технического облика изделия», – рассказал заместитель директора Центра по перспективным разработкам Холдинга «Синара – Транспортные Машины» Леонид Кузнецов.
Было отмечено, что самая идея ПИШ обеспечит трансфер компетенций, опыта и передовых знаний в университеты. Передовые инженерные школы должны будут распространять свои практики подготовки на другие вузы страны. К 2024 году 28 тысяч преподавателей повысят квалификацию и пройдут стажировку в высокотехнологичных компаниях.
- «В содержание проекта заложены очные стажировки с последующим возвращением в свои вузы, частичное направление выпускников программ подготовки ПИШ в другие университеты. Это должно дать дополнительный качественный скачок в уровне преподавания. Важно, чтобы были кадры, способные транслировать возросшие современные инженерные компетенции в базовые университеты в регионах страны», – подчеркнул генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин.
Подводя итоги, участники панельной дискуссии еще раз обозначили главную цель проекта ПИШ – обеспечение высокопроизводительных, высокотехнологичных и экспортоориентированных секторов экономики квалифицированными кадрами. В условиях глобального изменения рынка технологий, трансформации ведущих индустрий страны перед образовательной системой стоит задача пересмотра и качественного изменения механизма подготовки специалистов. Передовые инженерные школы должны стать драйвером данного процесса.