Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 15 Февраля 2022 года
Данная новость была прочитана 3555 раз

Алексей Боровков рассказал о критериях успешной подготовки Инженеров новой формации

10 февраля 2022 года в рамках Международной недели науки «Сила Инженерии» состоялась дискуссия «Инженеры новой формации», в которой принял участие проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков.

Дискуссия, организатором которой выступил научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ МУ) «Инженерия будущего», прошла в рамках серии межрегиональных интерактивных мероприятий, приуроченных к празднованию Российского дня науки.

Спикеры дискуссии «Инженеры новой формации» (в алфавитном порядке)
  • Апыхтина Ирина Евгеньевна, директор по развитию образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы;
  • Балашова Ольга Алексеевна, сопредседатель комитета НОЦ МУ «Инженерия будущего» «Межотраслевой комитет по образовательным проектам», директор по обучению и развитию персонала, заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса»;
  • Бехер Павел Геннадьевич, директор проектов «Цифровая экономика» службы заместителя управляющего директора – директора по экономике и финансам «ОДК-Сатурн»;
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета;
  • Гуров Александр Васильевич, руководитель представительства ГК «Ростех» в Санкт-Петербурге, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России;
  • Гутенев Владимир Владимирович, депутат Государственной Думы;
  • Коваль Олег Михайлович, главный эксперт ГК «Роскосмос»;
  • Котельников Геннадий Петрович, ректор Самарского государственного медицинского университета;
  • Ларионов Роман Михайлович, генеральный директор АО «ТЯЖМАШ»;
  • Любимова Екатерина Валерьевна, проректор Университета 2035;
  • Михеева Ольга Александровна, советник губернатора Самарской области, Генеральный директор АНО «Институт регионального развития»;
  • Нагайцев Максим Валерьевич, руководитель проектов высшей категории ГК «Ростех»;
  • Никулина Инга Эдуардовна, директор Университета Группы «АВТОВАЗ»;
  • Павлинич Сергей Петрович, директор филиала АО «ОДК» «НИИД»;
  • Пукальчик Мария Алексеевна, проректор по учебной работе Научно-технологического университета «Сириус»;
  • Романова Елена Владимировна, генеральный директор АНО «Корпоративная сетевая академия» (ГК «Ростех»);
  • Рыжов Евгений Владимирович, генеральный директор АО «Корпорация "Росхимзащита"»;
  • Сергеев Александр Михайлович, президент Российской академии наук;
  • Чернышев Николай Николаевич, официальный представитель ГК «Ростех» по Самарской области;
  • Чупин Павел Владимирович, генеральный конструктор ПАО «Кузнецов»;
  • Шереметов Сергей Константинович, управляющий директор АО «Авиастар-СП»;
  • Щелоков Дмитрий Александрович, начальник отдела подготовки кадров РКЦ «ПРОГРЕСС».

Участники обсудили темы, связанные с формированием и подготовкой современного инженерного сообщества, в частности, тренды и требования к инженерным специалистам для технологического прорыва, практики ведущих предприятий и вузов по подготовке инженеров будущего, технологическое предпринимательство и актуальные концепции подготовки инженерных кадров, а также систему развития талантов и необходимые компетенции инженеров нового поколения.

В ходе дискуссии Алексей Боровков отметил, что подготовкой инженеров новой формации должны заниматься преподаватели, которые обладают навыками будущего:

  • «Реализовать подготовку инженеров будущего можно только в том случае, если преподаватели старших курсов – магистратуры сами тесно вовлечены в реализацию проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам высокотехнологичной промышленности. Основная проблема инженерного образования – это отсутствие у преподавателей высшей школы реального опыта с промышленностью на протяжении 5-10-15-20- ... лет».

В продолжение Алексей Иванович на примере деятельности Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ продемонстрировал опыт взаимодействия с лидерами промышленной отрасли:

  • «К нам обращаются представители высокотехнологичной промышленности за решением актуальных наукоёмких задач – проблем-вызовов.
    Если Заказчика интересует лишь решение, то предложенную задачу мы решаем сами. 
    Если Заказчика интересуют компетенции, необходимые для решения задачи, то мы формируем команду из наших инженеров и инженеров компании-заказчика, которые принимают участие в реализации проекта.

    Кроме того, по заказу наших индустриальных партнеров мы разрабатываем и реализуем программы ДПО (дополнительного профессионального образования) в интересах индустриальных партнеров.
    В отдельных случаях мы разрабатываем специализированную магистерскую программу, например, в настоящее время мы реализуем магистерскую программу в интересах "НПО Центротех" и "Центротех-инжиниринг" топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом».

Кроме того, спикер отметил, что взаимодействие с ведущими высокотехнологичными корпорациями мы строим на основе разработанных, согласованных и утверждённых Дорожных карт развития сртрудничества, в которых содержится несколько десятков НИОКР, объем финансирования которых составляет, как минимум, несколько сотен миллионов рублей.

  • «Важно отметить, что устойчивое развитие какого-либо научно-технологичного направления можно обеспечить лишь в случае внебюджетных объемов финансирования, когда ежегодный объём работ превышает 100 млн. рублей в год.
    В этом случае формируется реальное управление проектами, понимание стадий жизненного цикла, системного инжиниринга, применяется передовая технология разработки цифровых двойников высокотехнологичных промышленных изделий, а также формируется команда из опытных инженеров, инженеров-магистрантов вуза и представителей заказчика», –
    подчеркнул Алексей Боровков.

Рассуждая о Школе инженеров будущего, Алексей Иванович отметил, что экосистема СПбПУ "Передовые цифровые и производственные технологии" выступила, фактически, прообразом Программы инженерных школ (ПИШ), которая была представлена вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

  • «Чрезвычайно важно создание 30 Передовых инженерных школ, которые смогут охватить все федеральные округа и все ключевые высокотехнологичные отрасли. 
    Основная 
    характеристика Передовой инженерной школы – тесное взаимодействие с индустриальными партнерами, подкрепленное значительными объемами выполняемых НИОКР, – подчеркнул Алексей Боровков.
    Важно отметить, Инженерная школа, работающая на технологическом фронтире, как правило, проводит проблемно-ориентированные фундаментальные исследования, разрабатывает и эффективно применяет цифровые технологии и платформенные решения, разрабатывает c передовых ткхнологий цифрового проектирования и моделирования высокотехнологичные промышленные изделия, которые обладают глобальными конкурентоспособными характеристиками, как правило, в настоящее время это делается на основе технологии цифровых двойников. Безусловно, результаты деятельности Передовой инженерной школы направлены на увеличения экспорта высокотехнологичной продукции, обеспечивая при этом импортозамещение».

Советник губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития» (управляющая компания НОЦ «Инженерия будущего») Ольга Михеева отметила, что Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого является экспертным центром в деятельности научно-образовательного центра «Инженерия будущего».

Ольга Александровна поддержала тезис Алексея Боровкова о том, что именно научная и инновационная деятельность в тандеме с задачами-вызовами индустриальных партнеров позволяют выстроить верную траекторию актуальных образовательных программ для обучения инженеров будущего.

В завершение, отметив высокий уровень экспертности, Ольга Михеева пригласила Алексея Боровкова и президента Южного федерального университета Марину Боровскую стать членами координационного совета по созданию инженеров новой формации, который станет органом «жесткой и реальной экспертизы»:

  • «Все, что будет сделано, будет подвержено высокому уровню экспертизы. Ваши советы и предложения станут для нас 100% подспорьем».

Ольга Александровна подчеркнула, что по итогам дискуссии будут сформулированы основные положения, которые станут основой дорожной карты по подготовке инженеров новой формации в НОЦ мирового уровня «Инженерия Будущего».

Источник: tvsamara.ru

Новости на сайте по теме публикации: