Алексей Боровков выступил c онлайн-лекцией в рамках программы «Лидеры научно-технологического прорыва» в Московской школе управления «Сколково»
16 февраля 2021 года по приглашению Московской школы управления «СКОЛКОВО» для участников программы «Лидеры научно-технологического прорыва» с лекцией «Новые производственные технологии. Создание на базе университета исследовательского центра высоких технологий в кооперации с научными организациями, бизнесом и государством» выступил проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей Боровков.
«Лидеры научно-технологического прорыва» – образовательная программа для руководителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализуемая по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основной целью программы является формирование у руководителей образовательных и исследовательских организаций Российской Федерации необходимых управленческих компетенций для эффективного управления и реализации комплексных проектов в сфере науки и образования.
В начале выступления Алексей Боровков сделал краткий экскурс в историю университета и отметил выдающихся ученых и деятелей, которые стояли у истоков формирования высшего учебного заведения: Дмитрий Менделеев, Виктор Кирпичёв, Андрей Гагарин, Петр Капица, Николай Семенов, Жорес Алферов, Абрам Иоффе, Игорь Курчатов и другие. «Мы гордимся, что в этом году СПбПУ исполнится 122 года. Мы генетически предрасположены к решению серьёзных, крупных проектов, имеющих государственное значение. Физико-Механический факультет – первый в мировой истории факультет по подготовке инженеров-исследователей основан в 1919 году выдающимся физиком, академиком Абрамом Иоффе. Уже тогда был заложен основополагающий принцип: гармоничное сочетание учебного процесса и научных исследований», – подчеркнул Алексей Иванович.
Переходя от истории к современным достижениям университета, Алексей Боровков рассказал о том, что в Центре компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ был разработан и изготовлен всего за 2 года «с нуля» и без ДВС-предшественника первый предсерийный образец электромобиля на основе технологии цифровых двойников (Digital Twins). 3 февраля 2021 года на встрече с генеральным директором Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой президенту России Владимиру Путину был представлен первый российский образец электромобиля «КАМА-1».
Отдельно спикер остановился на разработанной коммуникационной стратегии проекта: системная работа с вызовами (мифами, возражениями и т.д.) и обеспечение опережающих ответов на них на основе аналитики, форсайт-подхода и инструментов авторской концепции Hi-Tech & PR-GR-IR & Marketing, которая обеспечила проекту охват аудитории более 125 миллионов человек. Широкая общественная презентация проекта позволила электромобилю «КАМА-1» войти в топ-5 проектов номинации «Продвижение технологий будущего» национальной премии «Серебряный лучник». Кроме того, 16 февраля 2021 года в Москве состоялось подведение итогов ежегодной премии Digital Communication AWARDS-2021, по итогам которой проект «КАМА-1: рожденный электромобилем» Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» занял первое место в номинации «DIGITAL-ПРОЕКТЫ И СТРАТЕГИИ: Внешние коммуникации».
Алексей Боровков рассказал также о том, как были достигнуты такие результаты. В основе создания электромобиля лежат технологии цифровых двойников (Digital Twins) и уникальные CML-платформенные решения, которые выступают драйвером и интегратором применения системы («семейства») сквозных цифровых технологий класса Smart Design & Engineering. Весь процесс разработки наукоемких высокотехнологичных изделий, в том числе электромобиля, происходит на цифровой платформе по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™. Говоря о перспективах развития электротранспорта в России, проректор по перспективным проектам СПбПУ отметил следующее: «На сегодняшний день у России есть окно возможностей в 2–3 года для того, чтобы синхронно реализовать большое количество задач. Прежде всего, создать линейку электротранспорта, во-вторых, сформировать инфраструктуру зарядных станций, в-третьих – построить заводы по производству отечественных аккумуляторов».
В ходе лекции спикер рассказал об экосистеме инноваций СПбПУ «ТЕХНОПОЛИС ПОЛИТЕХ» на основе Smart Design, Digital Twins, AMT, Smart Manufacturing, сформированной по принципу «матрешки». Были представлены ключевые направления деятельности, ресурсы и опыт работы Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ, модель работы Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ. «Значимым процессом является формирование экосистем на базе цифровых платформ. Нами сформирован уникальный в мире интеллектуальный потенциал: Brainware & Software & Hardware, что позволяет достаточно быстро двигаться вперед. В сутки мы делаем 200-300 виртуальных испытаний, генерируя порядка терабайта содержательных данных (Smart Big Data). Также, в 2015 году была создана модель Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ на основе раширения системы «Физ-Меха» и модели института производственных инноваций в США с целью подготовки «инженерного спецназа», высококвалифицированных кадров», – добавил Алексей Иванович.
Алексей Иванович подробно остановился на определении и технологиях цифровых двойников, а также привел примеры их применения в рамках уже реализованных проектов, таких как разработка цифрового двойника дизельного двигателя ДМ-185 (ООО «Уральский дизель-моторный завод» /АО «Синара – Транспортные Машины»), разработка Вибросита – основного элемента системы очистки бурового раствора (ТК «ТВЭЛ» / ГК «Росатом») и разработка декантирующей центрифуги (ООО «НПО «Центротех»).
В завершение образовательной программы спикеру были заданы вопросы о будущем цифровых двойников, организации деятельности научных платформ и цифровизации в различных отраслях промышленности, кроме того, была выражена благодарность за интересную лекцию и познавательную дискуссию.