Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События 10 Декабря 2020 года
Данная новость была прочитана 38327 раз

На ВУЗПРОМЭКСПО-2020 состоялась презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1», созданного на основе технологии цифровых двойников

10 декабря 2020 года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве перед церемонией открытия VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020 на стенде Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) состоялась презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1», разработанного на основе технологии цифровых двойников специалистами Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️) СПбПУ – ключевого структурного подразделения Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».

В церемонии приняли участие:

  • Фальков Валерий Николаевич, Министр науки и высшего образования Российской Федерации;
  • Когогин Сергей Анатольевич, Генеральный директор ПАО «КАМАЗ»;
  • Сергеев Александр Михайлович, Президент РАН;
  • Песков Дмитрий Николаевич, Спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития;
  • Кравченко Денис Борисович, Депутат Государственной Думы;
  • Княгинин Владимир Николаевич, Вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Также на мероприятии присутствовали представители ПАО «КАМАЗ», специалисты Инжинирингового центра (CompMechLab®) и Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии» СПбПУ, руководители госкорпораций, представители федеральных органов власти и институтов развития, вузов и федеральных СМИ.

Презентацию электромобиля «КАМА-1», которую с нетерпением ждали все причастные к передовому инженерному образованию, науке и высокотехнологичной промышленности, открыл руководитель проекта, проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®), Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков, который напомнил, что проект состоялся при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

«У нас сегодня значимое событие, – сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. – Мы презентуем разработку одного из лучших российских вузов – Санкт-Петербургского политехнического университета. В первую очередь хочу поблагодарить ректора и коллектив Алексея Ивановича за эту разработку. Но такого результата невозможно было бы достичь без взаимодействия с индустрией, и особая роль в реализации этого проекта принадлежит ПАО «КАМАЗ». Целью этой выставки является демонстрация успешного взаимодействия российских университетов, научных институтов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики. Те технологии и идеи, которые рождаются в университетах, студенческих и молодежных стартапах, должны найти воплощение в производстве и стать продуктами мирового уровня. То, что сегодня представлено, уникально в силу многих причин. На протяжении 20-30 лет идет большая дискуссия, верить или не верить в российское образование и науку, в российский автопром. Мне кажется, для людей, стоящих здесь, ответ очевиден: конечно, надо верить, учитывая славные традиции и коллективы и их желание двигаться вперед! Задача, решенная Петербургским Политехом совместно с «КАМАЗом», показывает, что и в этой части амбиции могут быть успешными. Результат, безусловно, будет, но надо помогать, поддерживать и оказывать доверие, потому что результат возможен благодаря усилиям больших коллективов. Это автомобиль, который создан в рекордно короткие сроки, по самой современной технологии цифровых двойников. Сама технология, ее носителем и держателем также является Политех, а идейный вдохновитель, человек, который приложил максимум усилий, – Алексей Иванович Боровков. Он очень много этим занимается и успешно, мы это знаем. Мы привыкли, что на превращение идеи в разработку уходит от 5 до 15-20 лет. Представленный электромобиль – это пример, когда благодаря целенаправленным усилиям заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт. Хотел бы особо отметить роль молодых ученых и инженеров в разработке этого проекта. Государство ставит задачу, чтобы наука молодела, была синергия взаимодействия молодежи и состоявшихся ученых. Важно обеспечить приток молодых кадров в российские разработки. И мне кажется очень важным, что те ребята, которые окунулись в этот проект, сегодня могут продемонстрировать стране и миру очень интересную разработку».

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин так прокомментировал представление электромобиля: «Это не первый наш совместный проект с Политехом. Мы верим в то, что за электрическим транспортом будущее – уже не далекое, а ближайшее. После того как на улицы Москвы вышли 400 электробусов производства КАМАЗ, сформировав общую концепцию и видя, что происходит в мире, мы совместно с Политехом и с помощью Минобрнауки, которое нам помогает, решили, что пора рассмотреть вопрос о разработке базовой платформы для развития как пассажирского, так и коммерческого транспорта. Для нас самое важное – это способность группы молодых инженеров Политеха и наших инженеров за короткий срок сделать законченный продукт. Ближайшее время покажет, насколько это получилось, и мы просим всех оценить эту нашу работу».

 

Символическое покрывало с уникального российского электромобиля сняли главный конструктор, заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ Олег Клявин и технический руководитель работ, ведущий инженер ИЦ «ЦКИ» СПбПУ Алексей Тарасов.          

 

С приветственным словом к большому коллективу проекта и всем гостям ВУЗПРОМЭКСПО-2020 обратился Президент РАН академик Александр Сергеев: «Сегодня действительно интересное событие – не только открытие форума, но и презентация уникального экспоната. Символично, что именно в Питере его сделали. Именно в Санкт-Петербурге была основана Российская академия наук, город был колыбелью науки и продолжает ею оставаться и сейчас, показывает очень сильные примеры инноваций. Все прорывные технологии очень быстро развиваются, и молодежь смотрит на то, где ей приложить свои усилия, чтобы ворваться в мировой технический прогресс. Здорово, что здесь присутствует КАМАЗ. Они сегодня в нашей стране являются лидером хайтека, находятся на самом острие продвижения России по пути высоких технологий. Важным мне кажется и то, что машина изначально была разработана в цифре – это будущее вообще всей индустрии. И сейчас, когда мы вошли в цифровую эпоху, все должно начинаться in silicо. Этот электромобиль – пример того, как подобное должно делаться в будущем. Это сплав молодости, опыта, сплав молодежи и университетской и академической науки, сплав с современной индустрией. Замечательный пример для открытия сегодняшней выставки».

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков подчеркнул ключевые характеристики проекта разработки «КАМА-1»: «Про эту машину нужно знать несколько вещей, поскольку это действительно будущее мирового автопрома. Она электрическая – это первый важный факт. Машина готова к беспилотной эксплуатации, в нее встроены соответствующие системы класса ADAS 3-4 уровня, лидар и камеры, и она может эксплуатироваться как в обычном, так и в беспилотном режиме. Это машина композитная, спроектированная не просто в цифре, а так, чтобы быстро можно было выпускать новые версии. Это идеология Национальной технологической инициативы – продвижение на новые рынки, которые позволяют выпускать продукцию нового класса очень быстро, с коротким time-to-market, и под задачи целевой аудитории. Таких продуктов в НТИ будет становиться все больше наряду с другими продуктами в области плавающих устройств, судов – фактически, это новое будущее российской индустрии. Сделано это руками молодых ребят, которые выросли за последние годы в российских университетах, центрах компетенций НТИ, в Питерском Политехе, Иннополисе, Черноголовке. Они сегодня практически каждый месяц выдают продукты такого класса. Это один из них, и я надеюсь, что он первым дойдет до массового рынка и потребителя».

Депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко высказал свое впечатление о проекте в том числе как выпускник СПбПУ: «Отрадно, что в лучшем техническом университете страны, одном из лидеров мирового технического образования родился такой замечательный продукт. Это действительно уникальное воплощение взаимодействия науки, образования и промышленности – тот самый случай, когда целевые деньги попадают в цель. Мы ознакомились с характеристиками этого, казалось бы, «малыша», но оказалось, под капотом 220 лошадиных сил (соответствует 160 кВт – пиковая мощность установленного электродвигателя, которая в разработанном образце электронно ограничена до 80 кВт (108 л.с.). – Прим. ред.) и скорость разгона до 100 км в час составляет менее семи секунд. Этот продукт имеет колоссальный потенциал как для реализации внутри нашей страны, так и для завоевания внешнего рынка. Нам всем – и законодателям, и министерству, и правительству, всем причастным – необходимо приложить максимум усилий, чтобы этот автомобиль был запущен в серию. Уверен, что рынок его ждет. Но нужно еще поработать, чтобы более активно развивать сеть заправок нового поколения. Поздравляю всю команду разработчиков и лично Андрея Ивановича Рудского, Алексея Ивановича Боровкова. Для меня большая радость быть сегодня здесь со всей командой».

Краткое резюме с точки зрения идеологии разработанного электромобиля дал главный конструктор проекта, заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ Олег Клявин: «Это большой результат работы с нашим индустриальным партнером, министерством. Этот автомобиль – головной образец, на него создана вся конструкторская документация. Он не заимствует готовых решений, это полностью отечественная разработка по всем системам. Разрабатывали мы его как основу городского транспорта. Большинство людей живут в больших городах, и хотелось бы, чтобы это были чистые города, чистый воздух и экологичный транспорт».

По завершении презентации все гости выставки и представители СМИ получили возможность поближе познакомиться с уникальной разработкой петербургских политехников. Напомним, что ближайшие два дня – 10 и 11 декабря – на площадке выставочного стенда СПбПУ в рамках ВУЗПРОМЭКСПО-2020 будут продемонстрированы (в том числе с применением технологий виртуальной реальности (VR)) возможности платформенных решений, принципы разработки и применения цифровых двойников и перспективы развития Петербургским Политехом проектов в области электромобильности.

 

Материал подготовлен совместно с управлением по связям с общественностью СПбПУ

Новости на сайте по теме публикации: