СПбПУ и ПАО «КАМАЗ» согласовали график работ по совместным проектам
8 сентября 2020 года представители Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ и научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Передовые цифровые технологии», координатором которого является Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, провели очередное рабочее совещание с представителями ПАО «КАМАЗ» во главе с генеральным директором Сергеем Когогиным. В совещании приняли участие вице-губернаторы Санкт-Петербурга Евгений Елин и Владимир Княгинин.
Участники рабочего совещания обсудили ход выполнения и план-график работ следующего этапа комплексного научно-технического проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса» и промежуточные итоги проекта создания «умного» цифрового двойника экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля.
Представители Правительства Санкт-Петербурга:
- Елин Евгений Иванович, вице-губернатор Санкт-Петербурга;
- Княгинин Владимир Николаевич, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Представители ПАО «КАМАЗ»:
- Когогин Сергей Анатольевич, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»;
- Гумеров Ирек Флорович, заместитель генерального директора по развитию ПАО «КАМАЗ»;
- Халиуллина Жанна Евгеньевна, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – корпоративный директор;
- Саттаров Самат Гарафутдинович, директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ»;
- Моисеев Олег Витальевич, советник генерального директора ПАО «КАМАЗ»;
- Макаров Евгений Геннадьевич, главный конструктор – директор НТЦ ПАО «КАМАЗ»;
- Савинков Андрей Сергеевич, заместитель главного конструктора – главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ»;
- Данилов Эдуард Евгеньевич, главный конструктор пассажирского транспорта – руководитель службы пассажирского транспорта НТЦ ПАО «КАМАЗ»;
- Мадишин Марат Расимович, руководитель службы развития пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ»;
- Назаренко Сергей Владимирович, главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ»;
- Корепанов Евгений Борисович, директор по развитию ПАО «НЕФАЗ»;
- Пеньков Павел Анатольевич, главный специалист по развитию технологий производств пассажирского электротранспорта ПАО «КАМАЗ».
Представители Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):
- Рудской Андрей Иванович, ректор СПбПУ;
- Боровков Алексей Иванович, проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ;
- Клявин Олег Игоревич, заместитель руководителя, главный конструктор ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Тарасов Алексей Владимирович, начальник отдела ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Денисов Никита Вадимович, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Сапунов Вадим Алексеевич, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Скрипко Андрей Александрович, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Станишевский Владислав Вячеславович, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Цветков Павел Сергеевич, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
- Черников Алексей Владимирович, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ.
С приветственным словом к участникам совещания обратился ректор СПбПУ, академик Андрей Рудской. Андрей Иванович обозначил ключевую цель совещания – обсуждение и согласование состава последующих работ по двум масштабным высокотехнологичным проектам, выполняемым в интересах стратегического для университета партнера – ПАО «КАМАЗ».
«Подчеркну, что уже сейчас наши проектные разработки являются знаковыми как для отрасли – автомобилестроения, так и для российской промышленности в целом. Важно, что реализация проектов отвечает государственному запросу на развитие новых технологий. В проекте универсальной пассажирской платформы активно применяются передовые производственные технологии: разработка и применение цифровых двойников различных вариантов исполнения платформы и производства, проводятся виртуальные испытания, применяются новые и перспективные материалы», – обозначил ректор СПбПУ.
Андрей Рудской отметил, что деятельность ученых и специалистов СПбПУ получила мировое признание: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого получил статус научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и продемонстрировал существенный рост в международном рейтинге The Times Higher Education World University Rankings 2020, заняв позицию между 301-м и 350-м местами среди 1527 мировых университетов.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин обозначил высокий уровень доверия компании к совместной работе над проектами с Санкт-Петербургским Политехом. «Партнерство с Санкт-Петербургским политехническим университетом открывает перед нами новые перспективы в создании инновационной техники. Наша задача – выпустить на рынок продукт, который будет востребован не только сегодня, но и в будущем. Уже сейчас мы должны быть на шаг впереди мировых лидеров», – подчеркнул Сергей Когогин.
В первой части совещания участники обсудили итоги второго этапа и план дальнейших работ, сроки и распределение задач между партнерами проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса». «Трансформация системы пассажирских перевозок происходит во всем мире. Именно в этом направлении мы видим перспективы для развития компании. Мы хотим создать продукт, который будет востребован на российском и мировом рынках. К 2024 мы планируем выйти на серийное производство», – обозначил цели проекта Ирек Гумеров.
Распределение задач, план-график работ по третьему этапу проекта представил заместитель главного конструктора – главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ» Андрей Савинков.
Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей Боровков отметил, что проект реализуется с 2018 года в постоянном контакте как с ключевыми представителями руководства КАМАЗа, так и с вице-губернатором Санкт-Петербурга Евгением Елиным. «Мы гордимся тем, что наши работы были одобрены, и реализация проекта продолжается при активном участии СПбПУ – в тесном сотрудничестве с эксплуатирующими организациями, такими как ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Горэлектротранс», ГУП «Мосгортранс» и другими», – сказал Алексей Иванович.
Заместитель руководителя, главный конструктор ИЦ CompMechLab® СПбПУ Олег Клявин обозначил готовность к дальнейшей реализации проекта по обозначенным ПАО «КАМАЗ» задачам в согласованные сроки. «Одна из наших задач на данном этапе – обеспечить снижение массы изделия. Мы готовы провести дополнительные исследования и гарантировать результат», – отметил Олег Игоревич.
Результатом обсуждения стало согласование плана-графика и ответственных лиц по реализации третьего этапа проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса».
Напомним, что соглашение о партнерстве лидера российского грузового машиностроения – ПАО «КАМАЗ» и ведущего политехнического вуза страны – СПбПУ для реализации проекта было подписано в мае 2018 года на XXII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018).
Цель соглашения – создание инновационной, универсальной модульной платформы для нового модельного ряда автобусов, электробусов и троллейбусов средней, большой и особо большой вместимости с различными типами двигателей: дизельным, газовым, электрическим, гибридным.
Универсальная пассажирская платформа (УПП) предполагает унификацию модулей экстерьера и интерьера, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на производство, обслуживание и ремонт машин, снизить их снаряженную массу, достичь улучшения экологических показателей.
В проекте применяются передовые производственные технологии: разработка и применение цифровых двойников (Digital Twins) различных вариантов исполнения УПП и производства, использование новых и перспективных материалов.
Результаты второго этапа работ по проекту были согласованы по итогам рабочей встречи руководителей и специалистов Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и ПАО «КАМАЗ» 14 марта 2020 года.
Далее участники совещания перешли к обсуждению хода реализации проекта создания «Умного» Цифрового Двойника экспериментального образца малогабаритного городского автомобиля.
Концепцию, основные подходы к разработке проекта и текущий статус работ представил Олег Клявин. Основой для разработки проекта стала матрица целевых показателей и ограничений, которая позволяет учитывать требования потребителей к электромобилю, заданные характеристики для конструкции автомобиля и его компонентов, необходимые условия для обеспечения серийного изготовления продукции и многие другие показатели.
Ирек Гумеров отметил интерес компании к проекту: «Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля – одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы. Мы уверены, что компактный городской автомобиль с минималистичным интерьером по доступной цене будет интересен, в первую очередь, молодым людям до 35 лет, которые смогут оценить динамику и энергоэкономичность продукта».
Алексей Боровков подчеркнул, что проект реализуется по заказу Министерства науки и высшего образования РФ, и уже успешно завершены первые два этапа. «Среди целей проекта, лежащих в зоне ответственности инженеров СПбПУ, – создание комплекса программ «Умный» цифровой двойник» и разработка методик цифрового проектирования и оптимизации автомобиля. Такое сочетание технологий дает возможность сократить трудозатраты на разработку электромобиля не менее чем на 30% и более чем вдвое сократить длительность работ по выпуску серийного образца», – отметил Алексей Боровков.
Итогом рабочей встречи стала демонстрация стиля экстерьера и интерьера экспериментального образца малогабаритного городского автомобиля с использованием технологии виртуальной реальности.
«Компания заинтересована в успешной реализации проектов и выхода продуктов на этап прохождения испытаний и серийную сборку. Мы находимся в постоянном поиске решений, которые позволяют компании занимать лидерские позиции на рынке», – подчеркнул в завершение рабочей встречи генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.