События 29 Апреля 2020 года
Данная новость была прочитана 17134 раза

Московский международный салон образования-2020: онлайн-участие команды Центра НТИ СПбПУ

26-29 апреля 2020 года команда Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» принимала участие в Московском международном салоне образования (ММСО-2020) – самой масштабной в стране выставке новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений, которая впервые проходит в онлайн-формате.

ММСО – одно из первых событий в мире, которое не отменилось и не перенеслось в связи с распространением коронавирусной инфекции. В онлайн среду переведена вся деловая программа Салона, традиционные залы программы превратились в плееры на странице сайта (формат «ММСО-стрим»). В свою очередь, выставка образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений проходит в формате «Интерактивной карты индустрии образования».

Благодаря новым онлайн-форматам, за четыре дня онлайн-салон посетило более 250 тыс. пользователей, ими было просмотрено более 4 млн. страниц. Особое значение для ММСО стало проведение вебинаров, где количество слушателей превысило 60 тыс. И это еще не конец, с 30 апреля по 8 мая стартует «ММСО: продолжение», в рамках которого у участников появится возможность спокойно и вдумчиво обсудить итоги мероприятий первых четырех дней, собрать обратную связь и комментарии от профессионального сообщества, продолжить обсуждение самых острых вопросов, провести проектные и стратегические мероприятия.

«Мы запомним эту весну не только как период сверхнапряжения, когда все мы в режиме реального времени решали и решаем проблемы, вызванные коронавирусом. Мы запомним эту весну как время цифрового сдвига в образовании. Да, после коронавируса мы обязательно вернемся в аудитории, однако многое будет выглядеть иначе. Вынужденный переход в онлайн радикально ускорил медиатизацию высшего образования», – сказал, приветствуя участников Салона, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. ⠀

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА – «ММСО-СТРИМ»

Деловая программа Салона включила в себя проведение порядка 200 дискуссионных мероприятий различных форматов – круглые столы, панельные дискуссии, стратегические сессии, мастер-классы, в которых приняли участие до 1000 экспертов и спикеров сферы образования России, представителей государственных институтов и деловых кругов. Предметом обсуждения стали ключевые темы, в числе которых: роль родителей в обучении ребенка в новых условиях и поддержка семейного образования, подготовка педагогов, информационные технологии для всех образовательных уровней в условиях перехода на дистанционный формат занятий, реакция системы на сложившуюся ситуацию и перспективы ее дальнейшего развития и другие.

Сотрудники СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ и Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ традиционно приняли активное участие в деловой программе ММСО-2020.

28 апреля состоялась панельная дискуссия «Гринфилд VS браунфилд: трансформация вуза в условиях неопределенности». В мероприятии принял участие проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ Алексей Боровков.

Также участниками дискуссии стали: проректор по цифровой трансформации, академический руководитель «Высшей IT-школы (HITs)» Томского государственного университета Олег Змеев, врио ректора Псковского государственного университета Наталья Ильина, ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев, декан ИТ-факультета Московского Политеха Андрей Филиппович. Дискуссию модерировала директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская.

Участники круглого стола обсудили тему трансформации вузов, результатом которой должен стать качественный скачок в развитии университета: выход на новые рынки, более высокие показатели качества обучения и востребованности выпускников. В частности, они затронули вопрос выбора лучшей стратегии для внедрения изменений: выстраивать новые образовательные продукты, процессы без привязки к предыдущему опыту и корпоративной культуре вуза (Гринфилд) или же начинать постепенно менять весь вуз целиком, оценивая риски инертности системы управления вузом, противодействия изменениям со стороны коллектива (Браундфилд). На реальных кейсах участники поделились опытом проведенной или продолжающейся в их университетах трансформации.

Алексей Иванович коротко представил участникам дискуссии историю развития экосистемы инноваций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), ключевыми вехами в которой стали: создание УНИЛ «Вычислительная механика» СПбПУ в 1987 году, в 2015 году – создание Института передовых производственных технологий СПбПУ, активное участие в федеральной программе «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), в рамках которой СПбПУ сформировал и возглавил направление «Технет» (передовые производственные технологии), и, наконец, создание в 2018 году на базе СПбПУ и дальнейшее развитие Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» (Центр НТИ СПбПУ).

«Наша концепция – это развитие гринфилда в условиях браундфилда, причем гринфилд, в нашем понимании, – это самое передовое подразделение вуза, которое от остальных отличает динамичный темп развития и готовность рисковать. Мы подключаем к своей работе другие подразделения университета, масштабируем и тиражируем свою деятельность, постепенно выходя за рамки университета – в различные отрасли и регионы»

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ
Алексей Боровков
 

Алексей Иванович также отметил, что развитие экосистемы инноваций СПбПУ строится на принципах конвергенции и синергии. На сегодняшний день консорциум Центра НТИ СПбПУ – основной организационный механизм трансфера и развития компетенций и технологий – включает 74 участника, среди которых Росатом, Ростех, ОДК, ОАК, ОСК, РЖД и др.

«Получая запрос от высокотехнологичной промышленности на решение сложных наукоемких мультидисциплинарных задач, Центр НТИ СПбПУ способен в сжатые сроки сформировать проектный консорциум, выбрать лучшие, best-in-class, технологии мирового уровня и получить необходимый результат, а именно – спроектировать глобально конкурентоспособный продукт, который учитывает все проектные ограничения»

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ
Алексей Боровков
 

Подробнее о мероприятии – по ссылке.

29 апреля состоялся круглый стол «Развитие сети университетских зеркальных инжиниринговых центров», организатором которого выступил Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» (Центр НТИ СПбПУ). Слушателями дискуссии стали представители ведущих вузов России – всего более 700 человек.

Участники круглого стола обсудили возможности развития инженерно-технического образования в России через расширение сети университетских зеркальных инжиниринговых центров (УЗИЦ). Концепция УЗИЦ предполагает трансфер компетенций по основным направлениям деятельности Центра НТИ СПбПУ: цифровое проектирование и моделирование, цифровые двойники, новые материалы, аддитивные технологии, Smart-Manufacturing технологии и гибридные производственные технологии.

В дискуссии приняли участие (в порядке выступления)
  • Алексей Боровков – проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ;
  • Валерий Кошкин – врио Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева;
  • Максим Буров – главный конструктор по перспективным разработкам ПАО «ОДК-Сатурн»;
  • Светлана Хаширова – проректор по научно-исследовательской работе, руководитель Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий, заведующий кафедрой органической химии и высокомолекулярных соединений Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова;
  • Алексей Титов – руководитель Инженерного проектного офиса Астраханского государственного университета;
  • Евгений Голубев – директор Технологического парка Тюменского государственного университета.

 

Руководитель Дирекции Центра НТИ СПбПУ Олег Рождественский, выступивший модератором круглого стола, обозначил для участников вектор обсуждения: «Наша главная задача – определить возможные форматы взаимодействия в рамках сети зеркальных инжиниринговых центров (ЗИЦ). Мы рассмотрим реальные кейсы по созданию таких центров в разных регионах страны и обсудим, что необходимо для формирования полноценной сетевой структуры, в которой сеть ЗИЦ становится отдельным субъектом экономических отношений».

Дискуссию открыл проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ Алексей Боровков. Он рассказал о развитии сети университетских Зеркальных инжиниринговых центров (УЗИЦ): «Впервые концепция УЗИЦ была представлена на Острове 10-22. По итогам этой презентации более 50 региональных вузов сформировали проекты договоренностей с Центром НТИ СПбПУ о создании на их базе УЗИЦ. На сегодняшний день подписаны соглашения о создании УЗИЦ между СПбПУ и Южно-Уральским государственным университетом (национальный исследовательский университет), между СПбПУ и Фондом «Региональный центр инжиниринга» Пермского края, между СПбПУ и Астраханским государственным университетом, между СПбПУ и Удмуртским федеральным исследовательским центром Уральского отделения Российской академии наук».

Алексей Иванович отметил, что основная задача УЗИЦ – трансфер технологий и компетенций Центра НТИ СПбПУ в регионы для решения локальных задач: «В рамках наших компетенций мы делимся опытом и технологиями и готовы совместно с командами университетов-партнеров выполнять пилотные проекты, ориентированные на решение конкретных задач индустриальных партнеров. Результатом такой деятельности становятся выполненные сложные научно-технические проекты, подготовленная команда специалистов и выстроенный определенным образом процесс выполнения НИОКР».

 

В ходе выступления Алексей Боровков представил участникам уникальную совместную разработку Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ и ГК CompMechLab® – российскую цифровую платформу CML-Bench™. На этой цифровой платформе инженеры Центра НТИ СПбПУ и высокотехнологичные компании-партнеры из разных отраслей разрабатывают глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения на основе цифровых двойников. Алексей Иванович также отметил, что благодаря возможностям CML-Bench™ команда инженеров Центра НТИ СПбПУ смогла за два дня перейти на режим удаленной работы и продолжить эффективно выполнять проектные задачи.

По завершении основной темы выступающие рассмотрели возможность совместного использования участниками сети ЗИЦ программного обеспечения и связанные с этим технические и юридические аспекты. Также спикеры круглого стола обсудили перспективы развития в рамках сети ЗИЦ системы индивидуальных траекторий в процессе формирования профессиональных компетенций студентов на уровне магистерских программ. В завершении дискуссии участники круглого стола договорились о том, чтобы наладить информационный обмен между УЗИЦ, для чего Центр НТИ СПбПУ на первом этапе планирует создать раздел на сайте https://nticenter.spbstu.ru, где будет собираться вся информация о развитии сети УЗИЦ.

Подробнее о мероприятии – по ссылке.

Также 29 апреля прошел круглый стол «Новые образовательные продукты: ловим ветер трендов», модератором которого выступил заместитель руководителя Дирекции Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по образованию, программный директор «Точки кипения – Политех Санкт-Петербург» Сергей Салкуцан.

Сергей Владимирович задал тон дискуссии, обозначив вектор обсуждения: «Сегодня мы поговорим о трендах, которые ожидают нас завтра, послезавтра, в близком и далеком будущем. Важно понимать, что отношение к трендам всегда двустороннее – положительное или отрицательное. В рамках круглого стола мы обсудим тренды, которые будут пользоваться спросом у ведущих отечественных университетов, сделаем акцент на новом с точки зрения формата и итогового продукта, а также узнаем, какие «новые» изменения происходят в условиях трансформации университетов».

Участниками дискуссии стали: директор IT-Центра Московского авиационного института Мария Булакина, проректор по научной и инновационной деятельности Севастопольского государственного университета Максим Евстигнеев, Руководитель образовательной программы iPhD «Биоматериаловедение» Московского института стали и сплавов Федор Сенатов, директор Института опережающих технологий «Школы Икс» Донского государственного технического университета Паел Герасин.

Спикеры рассказали о трансформациях, которые происходят в вузах и включают: индивидуальные образовательные траектории студентов, проектно-ориентированное обучение, междисциплинарные подходы в образовании, комплексные исследования, отход от монопрофильности вуза, работу со школьниками и выявление лидеров, новые модели реализации высшего образования и модели реализации учебных процессов.

 

Подробнее о мероприятии – по ссылке.

ВЫСТАВКА – «ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ИНДУСТРИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Экспозиционная часть Московского международного салона образования стала полностью виртуальной. Традиционно СПбПУ принимает участие в экспозиционной программе.  Виртуальный стенд вуза представлен под номером 3.11. Весь контент визуализирован с помощью информационных технологий, которые моделируют реальное посещение выставки. На виртуальном стенде СПбПУ представил ключевые научно-образовательные проекты, программы дополнительного образования и повышения квалификации, международные образовательные проекты и программы двойных дипломов с иностранными вузами-партнерами, а также информационно-образовательный проект «Открытый Политех».

 

В вебинарной комнате стенда СПбПУ специалисты Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ провели вебинары:

  • 27 апреля прошел вебинар «Нейроинтерфейс как образовательная платформа: новые инструменты для обучения робототехнике».

Ведущие вебинара: ведущий инженер лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ Дмитрий Казаков и основатель международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru Павел Фролов представили программно-аппаратный комплекс, на базе которого школьники, студенты и разработчики смогут изучать технологии создания нейроинтерфейсов и нейротренажеров или создавать свои собственные устройства. 

 
  • 28 апреля состоялся вебинар «Передовые решения для обучения технологиям Индустрии 4.0: учебно-демонстрационная малогабаритная модель автономного автомобиля».

Ведущий вебинара: инженер Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ Георгий Васильянов рассказал о реализуемом в настоящее время проекте по созданию модели беспилотного автомобиля как образовательной платформы для подготовки специалистов в области построения интеллектуальных транспортных систем управления для беспилотных автомобилей.

 

На виртуальном стенде СПбПУ представлены проекты и разработки специалистов Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ и Центра НТИ СПбПУ, выполненные в интересах высокотехнологичных отечественных организаций.

 

Участие в Салоне приняли специалисты Лаборатории «3Д-образование» Центра НТИ СПбПУ. Лаборатория представлена на стенде «Российские производители – Сделано для образования». Стенд стал пространством для диалога образовательного и экспертного сообщества, российских производителей и государственных институтов по актуальным вопросам создания и развития в стране инфраструктуры образовательной экосистемы, развития отечественных предприятий, работающих для сферы образования.

26 апреля в рамках деловой программы ММСО-2020 состоялся тематический круглый стол на тему «Создаем будущее страны: инженерное образование от школы до высокотехнологичного бизнеса», участие в котором приняли специалисты Лаборатории «3Д-образование» Центр НТИ СПбПУ. Мероприятие прошло в формате телепередачи при поддержке телеканала «Шаг России».

В круглом столе приняли участие: президент Ассоциации 3D-образования, руководитель Лаборатории «3D-образование» Центра НТИ СПбПУ Роман Бондаренко, руководитель образовательных проектов Ассоциации 3D-образования Ольга Тихомирова, руководитель Школы инженерного мышления Лаборатории непрерывного математического образования Санкт-Петербурга Анатолий Шперх и руководитель Центра гуманитарного и цифрового образования детей «Точка Роста» Павел Иванов. Модератором выступил ведущий телеканала «Шаг России» Глеб Мордовченко.

Участники обсудили ключевые проблемы в системе школьного образования, которые не позволяют развивать обучение инженерному делу, а также привели реальные инструменты для решения этих проблем.

Роман Бондаренко рассказал о проекте «Инженеры будущего», который Ассоциация 3D-образования и Лаборатория «3D-образование» Центра НТИ СПбПУ запустили 5 лет назад: «Сейчас к проекту подключилось почти полстраны: создаются образовательные ресурсные центры, тренировочные площадки. Более 10 000 детей заняты на наших проектах при школах, при группах дополнительного образования. Они занимаются 3D-моделированием, прототипированием, учатся работать с аддитивными технологиями. В регионах мы создаем пул педагогов (уже более 5 000 человек), способных правильно доносить до детей, что такое технологии и как их изучать, понимающих, как эти технологии применяются на предприятиях».

Ольга Тихомирова отметила, что главное преимущество проекта «Инженеры будущего» – в подходе к обучению: «У нас сквозное и направленное в будущее обучение. Ребенок видит результат своей работы, понимает, что с этим можно дальше работать, развивать, совершенствовать. Мы делаем важный упор на творческой составляющей. Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям, которую мы проводим для победителей региональных конкурсов, – это две недели занятий, полноценная летняя смена, когда у ребят есть возможность проявить фантазию, талант в инженерно-техническом творчестве. Финалисты также делают технико-экономическое обоснование своего проекта, то есть получают компетенции технологических предпринимателей».

Подробнее о мероприятии – по ссылке.

В рамках деловой программы прошла серия питч-сессий Лаборатории «3Д-образование»:

  • руководитель Лаборатории Роман Бондаренко выступил с докладом «Создаем цифровое будущее: передовые технологии для современного учителя».

  • руководитель образовательных проектов Ассоциации 3D-образования Ольга Тихомирова представила доклад «Сквозь время и пространство: Олимпиада по 3Д-технологиям».

Несмотря на новый формат мероприятия, ММСО-2020 привлек участников со всего мира и увеличил аудиторию мероприятия в несколько десятков раз.

Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, ряд мероприятий отменяется или переносится на неопределенный срок, часть конгрессно-выставочной отрасли быстро и гибко изменяется, приобретая новый формат – онлайн. Петербуогский Политех, Центр НТИ СПбПУ и ИЦ CompMechLab® СПбПУ продолжают участвовать в крупнейших выставках и салонах даже в виртуальном пространстве.

«В рамках продвижения бренда, демонстрации и популяризации образовательных и научно-технических результатов деятельности Политех всегда демонстрирует высокий уровень участия в крупномасштабных международных и российских конгрессно-выставочных мероприятиях, коррелирующих со сферой деятельности и специализацией вуза, – прокомментировал ректор СПбПУ Андрей Рудской. – Это позволяет максимально оценить национальное значение научно-исследовательского потенциала университета в области передовых производственных технологий, машиностроения, энергетики, строительства».

Новости на сайте по теме публикации: