Специалисты Центра НТИ СПбПУ и приняли участие в профориентационном форуме «ПроеКТОриЯ»
23-26 ноября 2019 года в Ярославле проходил профориентационный форум «ПроеКТОриЯ» для старшеклассников со всей России. Масштабный форум профессиональной навигации был создан по поручению Президента Российской Федерации. «ПроеКТОрия» прошла уже в седьмой раз. В рамках этого форума Владимир Путин провел «Открытый урок», на который в Ярославле собрались ребята со всей страны, многие – как и глава государства – присоединились по видеосвязи. К телемосту Кремль – Ярославль подключились в общей сложности 18 регионов, а наблюдали за трансляцией в 30 тысячах школ по всей стране. Речь шла и о том, какой должна быть школа завтрашнего дня.
Владимир Путин отметил важность выбора будущей профессии в современном мире и подчеркнул роль «ПроеКТОрии» в этом процессе. «Ранняя профессиональная ориентация нужна, – уверен президент. – И она не будет мешать пробиваться ярким талантам и людям с гениальными способностями в те области, в которых они смогут себя проявить наилучшим образом. Одно другому не мешает. А для того, чтобы на рынке труда у нас в целом в стране, и для каждого конкретного человека была ситуация, при которой мы бы создавали вот эту профессиональную базу и наилучшим образом это делали, такая работа по ранней профессиональной ориентации, конечно, нужна. Совместно и со школой, и с высшей школой, и с нашими крупнейшими предприятиями».
В рамках форума «ПроеКТОриЯ» прошел «Ректорский час», в котором приняли участие руководители ведущих российских вузов. В их числе – ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор МИСиС Алевтина Черникова, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, ректор ТюмГУ Валерий Фальков, врио ректора СФУ Максим Румянцев, ректор СевГУ Владимир Нечаев, ректор СВФУ Анатолий Николаев и ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский. Ключевой темой мероприятия стал разговор о целях и задачах федеральных проектов «Новая школа» и «Успех каждого ребенка», а также обсуждение ролей и новых возможностей университетов: что же могут предложить вузы студентам и выпускникам, в том числе в части формирования и «надстройки» компетенций. Диалог между старшеклассниками и руководителями высшей школы коснулся результатов Проекта 5-100, цифровой трансформации высшей школы, создаваемых НОЦ мирового уровня.
Но главной темой стала готовность вузов учить современных выпускников школ и быть для них профессиональными навигаторами. На вопрос, каким должен быть современный вуз, ректор Петербургского Политеха ответил, что, прежде всего, он должен быть площадкой для личностного развития и выстраивания собственных профессиональных траекторий студентов. «Университет – это большой уютный дом, где зарождаются идеи, творятся масштабные проекты, а хозяин в университете – это студент. Но вы, во-первых, должны правильно определиться с будущей профессией, во-вторых, иметь глубокие базовые знания по тому профилю, который выбрали, и, в-третьих, четко понимать, что попадаете в совершенно иной мир, где важна самодисциплина, умение перестроиться на совершенно другую методику и формат принятия знаний. А крепкие профессиональные знания мы вам дадим», – заверил Андрей Рудской, комментируя один из ключевых вопросов повестки «Ректорского часа».
Во второй и третий дни форума школьники трудились в лабораторных зонах. заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и министр просвещения Ольга Васильева пообщались со школьниками, которые представили им свои проекты. В зонах Политеха министров сопровождал ректор Андрей Рудской. Несмотря на то, что ребята порой смущались такого наплыва взрослых, к тому же статусных гостей, диалог получился живым и интересным.
Работая в командах, участники старались решить практические задачи, поставленные крупнейшими российскими компаниями и вузами, по шести направлениям или, как их называют организаторы, глобальным вызовам: «Экология», «Культурный код», «Производственная революция», «Здоровье», «Среда обитания» и «Безопасность». Политех предложил кейсы по трем направлениям – производственной революции, экологии и здоровью. Сотрудники Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» – ведущий инженер Артемий Коростелкин и инженер Рихард Петров провели кейс в рамках трека-вызова «Производственная революция». Сам кейс был непростым и был близок к реальной производственной задаче – «Оптимизация цапфы задней подвески автомобиля». Участникам требовалось уменьшить объем заданной детали. В процессе работы старшеклассники узнали о конечно-элементарных расчетах, аддитивном производстве, оптимизации и об использовании бионического дизайна для создания высокотехнологичной продукции под заданные параметры. Результатом работы стали расчеты детали до и после оптимизации, была предложена новая модель цапфы, которая была распечатана на 3D принтере.
Специалисты Центра также выступили для участников трека с лекцией, в которой озвучили основные задачи и ключевые проекты, выполненные сотрудниками Центра НТИ СПбПУ.
Завершающим этапом была экспертная оценка проектов внутри направлений, по результатам которой команда, решающая кейс Центра НТИ СПбПУ, получила первое место внутри трека-вызова «Производственная революция» и была высоко отмечена экспертным жюри форума. Работу команды отметил и ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.
Среди конкурентов были представители дочерних компаний ГК «РОСТЕХ», Группы Челябинского трубопрокатного завода, Московского Политеха, Московского инженерно-физического института, Московского государственного института стали и сплавов и др. По итогам форума восемь лучших ребят наградили. Политех не только сделал отдельную программу награждения на форуме, но и готов дать самым талантливым участникам «ПроеКТОрии» по пять дополнительных баллов при поступлении.
Материал подготовлен совместно с Управлением по связям с общественностью СПбПУ
Фото: Управление по связям с общественностью СПбПУ