Стать мировым КБ. Руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ А.И. Боровков дал интервью журналу «Эксперт Северо-Запад»
Алексей Боровков: «Учитывая контекст Четвертой промышленной революции, определять образ петербургской промышленности будут высокотехнологичные предприятия».
Журнал «Эксперт Северо-Запад» и Клуб лидеров запускают совместный проект, в рамках которого члены клуба будут беседовать с известными бизнесменами, учеными, общественными деятелями о перспективах социально-экономического развития, новых точках притяжения сил и знаний, проблемах, с которыми сталкивается бизнес.
Накануне X Петербургского международного инновационного форума региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко побеседовал с проректором по перспективным проектам ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ), профессором, руководителем Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ, лидером-соруководителем рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексеем Боровковым о том, готовы ли российские предприятия перестроиться на цифровые рельсы, способны ли они конкурировать на глобальных рынках.
– Алексей Иванович, в этом году в России была принята приоритетная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». До 2024 года отечественная промышленность должна перейти на цифровую модель развития. Как вы оцениваете будущее Петербургской промышленной агломерации в условиях цифровой трансформации?
– Программа «Цифровая экономика» стоит в ряду взаимосвязанных программ, среди которых Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) и Национальная технологическая инициатива (НТИ). Все эти программы реализуются в русле Четвертой промышленной революции и аналогичных направлений, которые разрабатываются в США (Advanced Manufacturing Technology), Германии (Industrie 4.0) и др.
Цифровая модель развития предполагает тотальную цифровизацию экономики и промышленности: использование «умных моделей» и цифровых двойников (smart digital twins) продуктов, оборудования, производства.
Те участники этого процесса, которые стремятся быть конкурентными на будущих рынках, вынуждены стремительно реагировать на все изменения и вызовы. Компании, скорость реакции которых ниже темпов изменения внешних условий, выдавливаются с высокотехнологичных рынков: либо закрывается окно возможностей, либо стоимость продукции оказывается неадекватной ожиданиям рынка, вследствие чего массовое производство становится нецелесообразным. Это справедливо как для петербургской промышленной агломерации, так и для российской и мировой промышленности в целом.
– Какие отрасли, на ваш взгляд, в Петербурге станут драйверами развития промышленности на горизонте 10-15 лет?
– Учитывая контекст Четвертой промышленной революции, определять образ петербургской промышленности будут высокотехнологичные предприятия. Применительно к Санкт-Петербургу отраслями-драйверами должны быть:
- судостроение и кораблестроение – предприятия Объединенной судостроительной корпорации: Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», Балтийский завод – Судостроение и другие);
- энергомашиностроение и турбостроение – предприятия корпорации «Силовые машины»: Ленинградский металлический завод, «Электросила», Завод турбинных лопаток;
- авиа-двигателестроение – предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-Климов»;
- фармацевтическая промышленность: биотехнологическая компания BIOCAD;
- ИТ: компания по производству программного обеспечения JetBrains.
Нельзя не упомянуть и такие инновационные компании, входящие в число национальных лидеров, как «Диаконт» (разработка и производство высокотехнологичного оборудования), «АРГУССПЕКТР» (системы безопасности), группа компаний «Ракурс» (промышленная автоматизация) и другие.
Важно, что в современном производстве произошли очень значимые изменения, в частности – смещение «центра тяжести» в этап проектирования. Традиционные подходы и технологии, основанные, как правило, на доводке изделий на основе дорогостоящих испытаний, достигли своего «потолка» и становятся принципиально неконкурентоспособными. В связи с этим лидерами будут становиться именно те компании, которые, находясь в тренде Цифровой экономики, переносят акценты своей деятельности в область компьютерного инжиниринга, цифрового проектирования и моделирования, «умного» и аддитивного производства и т.д.
Наконец, отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что обозначенный временной горизонт не очень показателен, т.к. для обеспечения лидерства через 10-15 лет высокотехнологичной компании фактически нужно быть лидером уже сейчас. Трудно себе представить, чтобы промышленная компания, не имеющая сегодня серьезных заделов на высокотехнологичном рынке, стала бы драйвером отрасли или рынка к 2035 году.
– Модернизация и переход к концепции «Индустрия 4.0» требуют серьезных финансовых вложений в российскую промышленность. Вы тесно взаимодействуете с российскими промышленниками. Насколько готовы отечественные производители к необходимым изменениям?
– Программа «Industrie 4.0» предложена в Германии в 2011 году. Учитывая предыдущую историю нашего взаимодействия с немецкими высокотехнологичными компаниями – лидерами отрасли, мы можем утверждать, что программе «Индустрия 4.0» предшествовала программа «Разработка 4.0», в рамках которой были разработаны «цифровые двойники» реальных объектов и производственных процессов. Очевидно, что сейчас недостаточно просто закупить новейшее оборудование и обеспечить промышленный Интернет, чтобы концепция «Индустрия 4.0» начала приносить реальный результат.
На данный момент по программе модернизации промышленности в стране закуплено порядка 80 тыс. станков, но загружены они, как правило, в среднем не более чем на 10-20%. Как я уже сказал, «центр тяжести» сместился в сторону проектирования, и современные производственные мощности сейчас не столько конкурентное преимущество, сколько необходимое условие присутствия на глобальном рынке.
– Алексей Иванович, в мае 2017 года завершил свою работу первый региональный «Форсайт-флот – 2017» в Санкт-Петербурге. Одним из приоритетных направлений повестки мероприятия являлся проект «Фабрики будущего», в рамках которого как раз обсуждалось будущее промышленности. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Фабрики будущего».
– Как правило, большинство производственных инициатив направлено сегодня на развитие инфраструктуры. Мы же неизменно повторяем, что развитие инфраструктуры и технологическую модернизацию производства нужно было осуществлять раньше. Сегодня значительно важнее определение проблем-вызовов для промышленности. Яркие примеры – «Атомный проект» и Космическая программа. Качественного прорыва не произойдет до тех пор, пока предприятия не сформулируют эти проблемы-вызовы и, естественно, не приступят своевременно к их решению.
То же самое происходит и по СНТР, но если там – «большие вызовы», то в проекте «Фабрики будущего» речь идет о проблемах-вызовах для промышленности. От масштаба национальных проблем мы спускаемся к вызовам отрасли – корпорации – компании – конкретного проекта. Таким образом, наши задачи в рамках концепции Фабрик будущего – решение вполне конкретных проблем-вызовов.
В зависимости от поставленных задач мы формируем Цифровую, «Умную» или Виртуальную фабрику (Digital / Smart / Virtual Factories of the Future), либо помогаем предприятиям переформатировать бизнес-модель, сделать цифровую трансформацию, для реализации модели Фабрики будущего, включающей все три вида фабрик.
– Какие проекты сейчас уже разработаны или планируются к реализации на базе Фабрик будущего?
– В формате Цифровой фабрики Инжиниринговым центром СПбПУ реализован совместный с Государственным научным центром «НАМИ» (головной исполнитель) проект «Единая модульная платформа» (проект «Кортеж»), который продемонстрировал весь потенциал, всю мощь подобного подхода. Велась работа по проектированию в кратчайшие сроки, в частности, кузовов лимузина, внедорожника, микроавтобуса и седана, для чего были разработаны полномасштабные цифровые двойники автомобилей. Одним из ярких результатов этой работы стало получение седаном высшей оценки безопасности Euro-NCAP на независимом испытательном полигоне в Берлине (Германия) с первой же попытки.
Если говорить о петербургской промышленности, то в рамках этой же концепции мы ведем работы с «СНСЗ», «Малахитом», «Климовым», ЦНИИ судового машиностроения.
Cтоит подчеркнуть, что нашу концепцию уже восприняли регионы – в частности, по поручению президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова мы в русле концепции Фабрик будущего работаем над решением проблем-вызовов, которые назвали ОКБ им. М. П. Симонова, Казанское моторостроительное производственное объединение, КамАЗ.
Одним из результатов работы «Форсайт-флота» стало отдельное совещание по Фабрикам будущего при губернаторе Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и его распоряжение о создании Проектного офиса «Фабрики будущего» в Санкт-Петербурге, куда вошли генеральный директор исполнительной дирекции, первый вицепрезидент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга М. А. Лобин, директоры высокотехнологичных предприятий К. А. Соловейчик («ЛЕНПОЛИГРАФМАШ») и В. А. Середохо (СНСЗ), председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга М. С. Мейксин и начальник Управления развития промышленности комитета А. А. Яковлев; руководить работой Проектного офиса доверено мне. Уже состоялось рабочее совещание членов Проектного офиса с представителями петербургской промышленности, на котором была подробно изложена концепция проекта и начат сбор и формализация существующих проблем-вызовов.
В масштабах страны модель Цифровых фабрик реализуется, например, по проектам с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и холдингом «Вертолеты России». На международном уровне чрезвычайно динамично бизнес-модель Фабрик будущего развивается с китайскими автопроизводителями, которые уже не раз приезжали к нам для изучения нашего опыта и с которыми мы сейчас активно работаем.
– Футуристы пугают нас тем, что в скором времени роботы заменят людей. Как вы думаете, как скоро в России могут появиться «Умные» фабрики?
– Сначала промышленность активно выводилась, например, в Китай – в связи с низкой стоимостью рабочей силы. Сегодняшней России – с ее уровнем образования, науки и креативностью – ближе формат Цифровых фабрик, и Россия может быть конкурентной в роли Всемирного Цифрового КБ. Сфера производства – с известной российской неряшливостью и действием на авось – не самая сильная в нашей стране. Если же брать концепцию «Умных» фабрик (безлюдное производство, промышленный Интернет, предсказательная аналитика, гибкие производственные ячейки и т.д.), то именно это может стать для России реальным шансом для возвращения в число лидеров в области производства.
Вопрос, как скоро появятся «Умные» фабрики в России, можно адресовать Д. С. Иванову – директору по инновационному развитию НПО «Сатурн», которое сегодня является лидером в реализации этого направления. Согласно проекту, заявленному НПО «Сатурн» в дорожной карте «Технет» НТИ, появление «Умных» фабрик в России можно ожидать уже через два-три года.
– Каким вы видите роль и место Санкт-Петербурга в новой промышленной революции и в структуре Фабрик будущего? Что из себя будет представлять город – глобальное мировое КБ или что-то другое? Как будет выглядеть его экосистема и что нужно сделать, чтобы этого добиться?
– Четвертая промышленная революция характеризуется именно этими трендами, и основной из них – объединение физического/материального, виртуального/ цифрового и биологического/живого миров (конвергенция). В Санкт-Петербурге представлены компании, университеты, которые являются лидерами в каждом из этих миров. Учитывая общий тренд тотальной цифровизации, целесообразно стремиться к лидерству именно в области Цифровых фабрик (КБ). Помимо всего прочего, именно этот сектор дает и наибольшую добавленную (интеллектуальную) стоимость. Производство же возможно в любом регионе страны (что будет дешевле, чем в Москве или Петербурге), либо (если речь идет о глобальных рынках) на территории заказчика – в том же Китае, например.
Для того чтобы уловить этот тренд (совмещение кастомизированного, персонализированного производства без организации масштабных производств у себя) должны создаваться эффективные распределенные производственные сети сертифицированных поставщиков, обладающих уникальными компетенциями и оборудованием, – при поддержании собственного лидерства в области проектирования. Задачи по быстрому сбору проектных консорциумов должны решать Виртуальные фабрики.
Таким образом, если Санкт-Петербург не будет претендовать на роль «мирового КБ», любой другой вариант развития событий будет значительно более рискованным и низкомаржинальным.
– Сегодня уже не секрет, что крупнейшие страны постепенно выводят свои предприятия из развивающихся стран и возвращают производство на свои территории. Во многом этому способствуют Виртуальные фабрики. Что это за новый тип предприятий?
– Труд этих стран становится дороже, поэтому и происходит такое возвращение. Однако идея разделения труда остается и сейчас. Как я уже сказал, виртуальные предприятия – это модель повышения своей конкурентоспособности на глобальном рынке. А для этого приходится избавляться от обременяющих активов и уметь быстро генерировать цепочки сертифицированных поставщиков. Виртуальные фабрики – это и возможность для малого и среднего бизнеса участвовать в больших (глобальных) рынках. При этом контрольный пакет должен оставаться именно там, где сконцентрированы ключевые компетенции.
– Не станут ли «Умные» и Виртуальные фабрики стимулом к росту безработицы?
– Фабрики будущего предполагают повышение производительности труда. Да, роботизация (замена людей промышленными роботами) произойдет, но это в данном случае – благо. Вместе с тем переход к модели Фабрик будущего влечет за собой появление новых специальностей. Ведь для сборки, настройки и эксплуатации «Умных» фабрик понадобятся новые специалисты – ИТ-универсалы, знакомые с производственными процессами. Кроме того, востребованными станут «системные инженеры», объединяющие в одном лице традиционных инженеров-конструкторов, технологов, материаловедов, расчетчиков, даже в какой-то степени маркетологов и программистов и других. Таким образом, произойдет замена традиционных специальностей новыми, и эта перемена не должна пугать.
– Алексей Иванович, могут ли уже сегодня наши предприятия конкурировать на глобальных рынках? Есть ли уже успешные примеры?
– Могут. Примерами могут быть, скажем, BIOCAD – одна из немногих в мире компаний полного цикла создания лекарственных препаратов, Центр речевых технологий – разработчик инновационных систем в сфере распознавания и синтеза речи и другие.
На глобальных рынках можно конкурировать и с продукцией, и с услугами, главное, чтобы они обладали глобальной конкурентоспособностью. А конкурентоспособность предполагает лидерство во времени принятия решений (time to decision), исполнения (time to execution) и вывода товара на рынок (time to market). Вся концепция Фабрик будущего направлена именно на это – разработку и производство в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособных кастомизированных продуктов нового поколения.
Если говорить о сфере НИОКР, то одним из успешных примеров может быть Группа компаний CompMechLab® – лауреат Национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия» за 2017 год. Критериями отбора номинантов премии были: технологическая новизна (оценка эффективности технологии, преимущества по сравнению с существующими на рынке решениями), экономический эффект (анализ спроса на технологию, прогноз коммерциализации, динамика объема рынков, экономическая выгода для конечного потребителя), межотраслевой характер проектов (оценка системного эффекта на развитие отраслей промышленности, насколько представленная технология может быть использована в других секторах/отраслях, повышая производительность, конкурентоспособность и темпы роста), ориентация на глобальный рынок (оценка объема экспортных показателей в общем объеме производства компании, показатели успешности деятельности компании за рубежом).
– Санкт-Петербург вошел в число регионов, включенных Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Российской венчурной компанией (РВК) в разработку региональной модели Национальной технологической инициативы (НТИ). Как вы оцениваете работу, которая ведется в данном направлении?
– Санкт-Петербург является активным участником таких направлений/ рынков НТИ, как «Технет» (Санкт-Петербургский политехнический университет, ГК CompMechLab®, СНСЗ, ГК «Диаконт» и др.), «Маринет» (ГК «Транзас»), Аэронет (ГК «Геоскан»), «Сэйфнет» (НП «РУССОФТ») и других. Еще в 2015 году по результатам конкурса Минобрнауки и Минпромторга России Инжиниринговый центр СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого был признан независимыми экспертами и ведущими специалистами обоих министерств лучшим среди инжиниринговых центров, созданных на базе технических университетов России.
Одним из ключевых событий стал региональный «Форсайт-флот – 2017 – Санкт- Петербург», где было предложено сразу несколько проектов, которые могут быть реализованы в рамках Национальной технологической инициативы:
- «Открытые Технет-полигоны» – развитие и расширение кросс-отраслевых высокотехнологичных полигонов полного цикла;
- «Центр AR&VR-компетенций в СанктПетербурге» – консолидация лучших российских и мировых AR&VR-практик и разработка собственных инновационных решений для B2B, повышение эффективности Фабрик будущего за счет имплементации и применения AR&VR-технологий – технологий дополненной и виртуальной реальности;
- «ГориZontНаш» – создание гражданского тяжелого «беспилотника» и освоение 20% мирового рынка БВС (Инжиниринговый центр СПбПУ – цифровое проектирование, Татарстан – «умное производство»);
- «КАЛИБРi 5,6» – обеспечение к 2020 году российских спортивных команд национальными образцами оружия и боеприпасов на платформе «КАЛИБРi 5,6»с выводом на массовый рынок.
На встрече с губернатором Санкт-Петербурга 1 августа 2017 года Г. С. Полтавченко высоко оценил проекты и дал поручение создать рабочую группу при вице-губернаторе Санкт-Петербурга, руководителе администрации губернатора Санкт-Петербурга А. Н. Говорунове, в которую войдут все лидеры треков прошедшего «Форсайт-флота» и которая будет регулировать деятельность «Форсайт-флота» в 2018 году.
Как я уже говорил, были созданы Проектные офисы – «Фабрики будущего» и «Умный город» (научный руководитель последнего – ректор ИТМО В. Н. Васильев).
Наконец, активную деятельность ведет региональная «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив, почти полностью сосредоточенная на повестке НТИ. В частности, 7 ноября 2017 года в петербургской «Точке кипения» откроется Университет национальной технологической инициативы, будет подписано предварительное соглашение с образовательными организациями о партнерстве и участии в сетевом проекте. Первыми студентами Университета НТИ станут 100 участников рынка Нейронет НТИ.
Так что работа ведется масштабная, активная и весьма продуктивная.
– Вы ведете активную работу с молодыми российскими инженерами. Становится очевидным, что через несколько десятилетий многие профессии просто исчезнут. Насколько профессия «инженер» будет востребована в будущем?
– Четвертая промышленная революция просто не может состояться без инженеров. А учитывая, что основной ее характеристикой, как я уже говорил, мы видим объединение физического/материального, виртуального/цифрового и биологического/живого миров, востребованы будут инженеры, мультидисциплинарные с точки зрения областей знаний. Кроме того, постепенно размываются границы отраслей, появляются новые рынки – и это означает, что инженер будущего должен обладать навыками и компетенциями кросс-отраслевого характера, умея переносить лучшие практики из одной отрасли в другую.
Если мы будем рассматривать инженеров с точки зрения жизненного цикла продукции, то также констатируем конвергенцию инженерных специальностей, дающую синергетический эффект и новую профессию – «системный инженер».
Если говорить еще более кратко, то в будущем будут востребованы те инженеры, компетенции которых отвечают всем тем требованиям к будущей промышленности, которые я озвучил в этом интервью.
Источник: expertnw.ru