Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 5 Августа 2017 года
Данная новость была прочитана 4278 раз

Пятница, CML-интервью с руководителем Инжинирингового центра СПбПУ и основателем группы компаний CompMechLab®: итоги деятельности CML за 24.07–04.08.2017. А.И. Боровков: «Я занимаюсь любимым делом»

«Пятничное интервью» об итогах работы Инжинирингового центра СПбПУ и группы компаний CompMechLab® за последние две недели (24.07–04.08.2017) с Алексеем Ивановичем Боровковым – проректором по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), научным руководителем Института передовых производственных технологий СПбПУ, лидером-соруководителем рабочей группы «Технет» НТИ, руководителем Проектного офиса «Фабрики Будущего» в Санкт-Петербурге, руководителем Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab) СПбПУ.

– Эти две недели были, как всегда, насыщены рабочими встречами с коллегами и партнерами, рабочими совещаниями, посещениями делегаций различных компаний и организаций Инжинирингового центра СПбПУ (ИЦ «ЦКИ» СПбПУ).

Нисколько не умаляя значения других событий, сказал бы, что наибольшее впечатление произвели три из них: встреча с руководством ООО «Аэросила» и Героем Советского Союза, Героем России С.К. Крикалевым, участие в стрельбах в Подмосковье и общение с представительной делегацией Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.

Впрочем, разделять встречи на значительные или незначительные некорректно, да и невозможно: все они важны для деятельности ГК CompMechLab и каждая из них вносит свой особый вклад в общее дело. Так что правильнее было бы говорить о них в хронологическом порядке.

Встреча с представителями Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга состоялась 25 июля. В составе делегации, посетившей Инжиниринговый центр CompMechLab СПбПУ, были члены созданного губернатором Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко Проектного офиса «Фабрики Будущего»: генеральный директор исполнительной дирекции, первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга М.А. Лобин и начальник Управления развития промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга А.А. Яковлев. Также на совещании присутствовали руководители и профильные специалисты ряда машиностроительных и приборостроительных предприятий города, в том числе: ОАО «Кировский завод», ПАО «Звезда», АО «Климов», ОАО «Компрессор», ОАО «ЦНПО «Ленинец», Холдинг «Ленполиграфмаш», ЗАО «Завод им. Козицкого», НАО «Компрессорный комплекс», ООО «Лазерный центр».


Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга – общественная организация, основными целями которой являются развитие региональной промышленности; поддержка деловой активности, высокого социального и правового статуса предпринимателей; внедрение в бизнес-сообщество принципов добросовестной конкуренции, социальной ответственности, свободы предпринимательства, деловой этики; рост влияния промышленников и предпринимателей на создание благоприятных условий труда и обеспечение достойной жизни граждан.

В составе ОО СПП СПб более 130 постоянных членов – союзы, ассоциации, корпорации, концерны, холдинги, предпринимательские структуры, разнопрофильные крупные организации.


На встрече обсуждался  опыт  использования разработок Инжинирингового центра в области автомобилестроения и создания авиационной техники для трансфера передовых наукоемких технологий нового поколения и для ускоренного решения имеющихся на петербургских предприятиях производственных задач на основе цифрового проектирования и моделирования, использования новых материалов, аддитивных и гибридных технологий, сенсорики и робототехники.

Создание Проектного офиса «Фабрики Будущего» – это новый этап и новый уровень работы с промышленностью Санкт-Петербурга. Положено начало разъяснению нового подхода к взаимодействию с высокотехнологичной промышленностью, когда мы идем от рынка – в частности, «рынков будущего» Национальной технологической инициативы – и от проблем-вызовов, которые стоят перед каждым предприятиям в части обеспечения глобальной конкурентоспособности продукции. У каждого предприятия – свои уникальные актуальные проблемы, и в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко наша задача – собрать их, проанализировать и предложить решения, выходящие зачастую за возможности предприятий, но обладающие высокой степенью адекватности реальным объектам и реальным физико-механическим / технологическим / производственным процессам.

Предложение о создании Проектного офиса «Фабрики Будущего» было высказано мной на заседании рабочей группы по IT-технологиям и конвергентным системам при губернаторе Санкт-Петербурга 5 июля 2017 года и было поддержано Г.С. Полтавченко. Проект об утверждении «Положения о Проектном офисе «Фабрика будущего» и его состава» был разработан Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, а 25 июля Положение было подписано.

СОСТАВ ПРОЕКТНОГО ОФИСА «ФАБРИКА БУДУЩЕГО»

Руководитель:

Боровков Алексей Иванович – проректор по перспективным проектам СПбПУ

Заместитель руководителя:

Мейксин Максим Семенович – председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

Члены проектного офиса:

Максимов Андрей Станиславович – председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга

Чернейко Дмитрий Семенович – председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Лобин Михаил Александрович – первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Середохо Владимир Александрович – генеральный директор АО «Средне-Невский судостроительный завод»

Соловейчик Кирилл Александрович – генеральный директор холдинга «Ленполиграфмаш»

Исполнительный секретарь:

Яковлев  Алексей Александрович – начальник Управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

Работа созданного Проектного офиса нужна в первую очередь тем предприятиям, которые, видя свое будущее в цифровой экономике, осознают те или иные ресурсные барьеры для своего развития и готовы искать пути их преодоления.

Технологии и бизнес-процессы Фабрик Будущего соотносятся с принятым Положением о Проектном офисе с целями и задачами Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, связанными с инновационно-технологическим развитием промышленности, производящей конкурентоспособную продукцию с широким использованием передовых производственных технологий.

Таким образом, первое рабочее совещание Проектного офиса «Фабрики Будущего» с представителями петербургской промышленности было проведено в тот же день, когда было подписано соответствующее Положение. На мой взгляд, своевременный запуск этого проекта очень важен для всех и уже в ближайшее время он будет способен принести реальные плоды.

 

Далее, в тот же день, 25 июля, в Инжиниринговом центре CompMechLab СПбПУ прошло совещание в расширенном составе между АО «Средне-Невский судостроительный завод» (АО «СНСЗ»), АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (АО «ЦМКБ «Алмаз») и ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Темой встречи стало сотрудничество в области проекта «Цифровая верфь» в рамках ДК «Технет». Напомню, что совсем недавно – 20 июля 2017 года – эксперты рабочей группы «Технет» НТИ на заседании в Министерстве промышленности и торговли РФ одобрили проект Цифровой верфи для включения в реестр проектов НТИ.

УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ

От АО «СНСЗ»:

А.Ю. Софронов – первый заместитель генерального директора

С.М. Макеев – руководитель проекта

От АО «ЦМКБ «Алмаз»:

А.В. Калинин – главный конструктор проекта 12700

От СПбПУ:

А.И. Боровков – проректор по перспективным проектам, руководитель ИЦ «ЦКИ»

М.В. Алешин – директор проектного офиса ИЦ «ЦКИ»

О.И. Рождественский – руководитель отдела перспективных проектов ИЦ «ЦКИ»

Д.C. Сачава – руководитель направления по развитию интернет-проектов ИЦ «ЦКИ»

А.Н. Карандашев – директор центра композитных технологий «Балтико-ЛВМ-Политехник»

Приглашенные эксперты:

С.А. Скольсков – заместитель главного технолога по ИТ ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»

Н.А. Пиликов – генеральный директор ООО «Глосис»

А.С. Жилин – генеральный директор ООО «Амтел»

Совещание охватило немало вопросов в русле актуальной темы – создание цифровой экономики России. Участники совещания обсудили изменение парадигмы проектирования, производства и обслуживания новых кораблей и судов. Судостроительная отрасль сегодня готова к новым переменам и вызовам. АО «СНСЗ» при экспертной, технологической и организационной поддержке ИЦ «ЦКИ» СПбПУ, а также в тесной связке с АО «ЦМКБ «Алмаз» стали пионерами этого процесса.

Мы сконцентрировались на задачах АО «ЦМКБ «Алмаз» и АО «СНСЗ», связанных с проектированием и производством крупных судов и кораблей в рамках подготовки проекта «Цифровая верфь», для обеспечения цифровизации процессов проектирования, подготовки производства, производства и эксплуатации сложной морской техники. Специалисты нашего центра рассказали об опыте ИЦ «ЦКИ» СПбПУ в области проектирования на основе компьютерного моделирования и познакомили гостей с технологическими возможности CML-Цифровой платформы CML-Bench, разработанной инженерами CompMechLab для проектирования и виртуализации процессов испытаний.

Все участники отметили необходимость масштабной цифровизации процессов взаимодействия Заказчик – Проектант – Подрядчик с широким применением электронно-цифровых макетов разрабатываемых проектов.

Сейчас подготовка проекта Цифровой верфи идет полным ходом, это первый проект в рабочей группе «Технет» НТИ от АО «Объединенной судостроительной корпорации», и на него возлагается немало надежд отрасли.

 

26 июля я был на совещании в «Центральном научно-исследовательском институте судового машиностроения» (ЗАО «ЦНИИ СМ») – предприятии, которое занимается, в частности, разработкой аэрофинишеров и паровых катапульт для ТАВКР. Кроме того, мы обсуждали вопросы проектирования глубоководных аппаратов. Все эти вопросы мы подробно обсуждали на встрече с руководителями ЦНИИ СМ у нас в Инжиниринговом центре 3 августа.


Основная цель образования ЦНИИ СМ (1970 год) состояла в организации научно-исследовательской базы по разработке судовых машин и механизмов и сокращению цикла их создания. Сегодня ЗАО «ЦНИИ СМ» – ведущее предприятие России в области разработок и поставок изделий судового машиностроения, устанавливаемых практически на всех судах и кораблях Российского Флота.


К нам приехали руководители ЗАО «ЦНИИ СМ»: генеральный директор ЗАО «ЦНИИ СМ» М.А. Александров, главный инженер А.А. Маневич и заместитель главного конструктора В.В. Стерлин. Мы сошлись во мнении, что наше взаимодействие, которое длится уже более 10 лет (с 2005 года), очень эффективно в рамках тех задач, которые мы перед собой ставим: создание математических моделей, выполнение виртуальных испытаний и «тонкая настройка» систем управления динамической работой аэрофинишеров1,2,3 – основного компонента тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) и авианосцев типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» / «Викрамадитья», полигонов типа «НИТКА» в России и Индии.

На совещании обсуждались возможности сотрудничества Инжинирингового центра CompMechLab СПбПУ с ЦНИИ СМ в рамках выполнения мультидисциплинарных опытно-конструкторских работ в области судового машиностроения. Наши специалисты продемонстрировали результаты ряда актуальных НИОКР и проектов в интересах отечественных и зарубежных высокотехнологичных компаний, рассказали о возможностях CML-Экспертной интеллектуальной системы CML-AI, разработанной в Инжиниринговом центре на основе CML-Цифровой платформы CML-Bench™, за которую, к слову, 10 июля из рук Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова мы получили Национальную промышленную премию Российской Федерации «Индустрия» за 2017 год.

Результатом совещания стала договоренность о составлении плана мероприятий по нашему дальнейшему взаимодействию, включающий в себя проведение выездного совещания на территории ЗАО «ЦНИИ СМ», подготовку технических заданий на новые НИОКР, посещение нашими инженерами производственных площадок ЦНИИ СМ. Руководство ЦНИИ СМ выразило заинтересованность в реализации совместного проекта в рамках концепции направления «Технет» НТИ и мегапроекта «Фабрики Будущего» – в формировании Цифровой фабрики в области судового машиностроения.

 

27 июля я был в Москве, в Фонде «Сколково» состоялась встреча с вице-президентом, исполнительном директором кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий А.И. Беляковым и директором по науке, технологиям и образованию А.Д. Фертманом. Обсудили вопросы партнерства ГК CompMechLab с Фондом «Сколково», договорились о дальнейших шагах по развитию взаимодействия, о которых будет сообщено в ближайшем будущем.

В тот же день я принял участие в заседании Комитета по стратегическому планированию Совета директоров АО «РВК». На заседании обсуждались, в первую очередь, целевая организационная модель РВК и финансовая модель реализации стратегии РВК. Основным пожеланием к целевой организационной модели была озвучена гармоничная увязка развития экосистемы инноваций с целями и задачами Национальной технологической инициативы, в частности, с целями и задачами утвержденных дорожных карт реализации НТИ.

 

28 июля, там же, в Москве, прошла встреча с заместителем генерального директора по обеспечению качества продукции и сертификации НПО «Энергомаш» С.В. Тылибцевым и П.В. Булавиным, некогда возглавлявшим Проектный офис НТИ. Речь на встрече шла о современных подходах в области дигитализации производства в логике Industry 4.0. Эти вопросы еще требуют подробного изучения и осмысления, но уже начат обмен мнениями и процесс определения перечня актуальных научно-технических задач.

Вечером того же дня состоялось интереснейшее мероприятие в Подмосковье, предмет которого начал обсуждаться еще во время проведения первого регионального «Форсайт-флота-2017 Санкт-Петербург» в середине мая 2017 года. Тогда одним из проектов, обсуждаемых в рамках курируемого мною трека «Фабрики Будущего. Технет», стал «КАЛИБРi 5,6», задача которого была сформулирована как «обеспечение к 2020 году российских спортивных команд национальными образцами оружия и боеприпасов на платформе КАЛИБРi 5,6 с выводом на массовый рынок». Лидер проекта Т.С. Волченко, ст. н. с. Института химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, заместитель председателя Союза молодых инженеров России, активно занялась его разработкой, уже в июне представляла его на международном форуме «Технопром-2017» как проект Цифровой фабрики по разработке спортивного оружия, и в этом качестве он был одобрен для включения в реестр проектов НТИ на заседании рабочей группы «Технет» 20 июля.

Для максимального погружения в суть проблем-вызовов этого амбициозного проекта мы вышли на контакт с лучшими в мире специалистами в области стрелкового оружия: на международной промышленной выставке ИННОПРОМ состоялась рабочая встреча с заслуженным мастером спорта России, многократным чемпионом России, Европы и мира по практической стрельбе А.В. Кирисенко, и вот теперь в Подмосковье вместе с первым заместителем директора ИЦ «ЦКИ» СПбПУ О.И. Клявиным пообщались с лучшими в мире специалистами в области практического применения оружия, инструкторами и консультантами, лично прочувствовали специфические особенности практической стрельбы из разных видов оружия.

Это без преувеличения проблема-вызов государственного значения – возрождение на принципиально новом уровне и обеспечение глобальной конкурентоспособности российского стрелкового оружия. На стрельбище мы «изнутри» изучали лучшие в мире образцы, имена разработчиков которых известны не менее, чем М.Т. Калашников, но их оружие пользуется в мире, к сожалению, большей популярностью, чем АК.

Мы протестировали невероятное количество самого разного стрелкового оружия – пистолетов, карабинов, автоматов, винтовок – лучших фирм в мире, самые последние образцы оптических, коллиматорных прицелов, тепловизоров, насадок, спецглушителей. Пять часов стрельбы по металлическим мишеням, на расстояниях 25, 50, 100, 200, 300 метров. Попытки определить звук выстрела винтовки со спецглушителем, располагаясь на линии огня, на расстоянии 200 м от выстрела, и многое другое...

Теперь предстоит изучить, проанализировать, интерпретировать и формализовать реальный опыт профессионалов и «упаковать» эти неформализованные знания ведущих экспертов в CML-Экспертную интеллектуальную систему CML-AI, чтобы значительно поднять объем целевых показателей и ресурсных ограничений, нежели это могли позволить себе классики и могут позволить сегодняшние мировые лидеры.

 

31 июля с рабочим визитом Инжиниринговый центр CompMechLab СПбПУ посетила представительная делегация ПАО «КАМАЗ»: директор департамента – главный конструктор цифровых систем проектирования А.В. Пуртов, заместитель главного конструктора по автомобилям – гл. конструктор по перспективным автомобилям Е.Г. Макаров, руководитель службы КНИР В.С. Карабцев, заместитель главного технолога по научной работе и инновационным материалам М.В. Пашков, главный конструктор по инновационным автомобилям С.В. Назаренко, начальник конструкторского отдела цифрового продукта П.Н. Суханов, советник генерального директора О.В. Моисеев и руководитель обособленного подразделения ИЦ «КАМАЗ СПб» Д.М. Гренишев.

Встреча состоялась в рамках исполнения поручений президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова по результатам его рабочего визита в СПбПУ и Инжиниринговый центр CompMechLab СПбПУ 28 апреля 2017 года, а также совещания 16 июня 2017 года по инновационному развитию предприятий РТ под председательством президента республики, участие в котором я принимал.

На встрече мы обсудили новую парадигму цифрового проектирования и моделирования (Simulation & Optimization)-Driven Design & Additive Manufacturing – проектирование глобально конкурентоспособных изделий нового поколения на основе математического и компьютерного моделирования с применением компьютерных технологий мирового уровня. Были представлены соответствующие компетенции и опыт инженеров ИЦ «ЦКИ» СПбПУ и группы ГК CompMechLab в решении всех видов сложных научно-технических задач для высокотехнологичных компаний из различных отраслей промышленности. Особое внимание было уделено использованию CML-Цифровой платформы CML-Bench.

Итогом совещания стало решение о начале активного взаимодействия: специалистам ПАО «КАМАЗ» было рекомендовано сформировать перечень проблем-вызовов для его дальнейшей проработки совместно со специалистами ИЦ «ЦКИ» СПбПУ в ходе рабочей командировки на площадку ПАО «КАМАЗ».

 

Наконец, 4 августа в Инжиниринговом центре CompMechLab СПбПУ состоялось совместное совещание по вопросам сотрудничества ООО «Аэросила», ООО Виртуальное конструкторское бюро «Альфа», ООО «Центр цифровых технологий» и СПбПУ.

Список участников

От ООО «Аэросила»:

Баланев Андрей Николаевич – генеральный директор, военный лётчик фронтовой авиации 

Крикалев Сергей Константинович – Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения по пилотируемым программам, действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, чемпион мира по пилотажу на планёрах – куратор проекта Л-42

От ООО «Виртуальное конструкторское бюро «Альфа» (ООО «ВКБ «Альфа»):

Феоктистов Александр Леонидович – учредитель и главный конструктор

От АО «Центр цифровых технологий» (АО «ЦЦТ»):

Колганов Кирилл Андреевич – директор по развитию

От ИЦ «ЦКИ»:

Боровков А.И. – проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Проектного офиса «Фабрики Будущего», руководитель ИЦ «ЦКИ» СПбПУ

Клявин О.И. – первый заместитель директора ИЦ «ЦКИ» СПбПУ

Алешин М.В. – директор проектного офиса ИЦ «ЦКИ» СПбПУ

Тамм А.Ю. – ведущий инженер ИЦ «ЦКИ» СПбПУ

Мы продемонстрировали инструменты, разработанные и применяемые в ИЦ «ЦКИ» для управления процессом разработки передовых изделий техники, свои компетенции и опыт в части выполнения НИОКР в области авиастроения и автомобилестроения, изделий из композиционных материалов, доступные вычислительные ресурсы суперкомпьютерного центра СПбПУ и возможности их применения в совместных работах. На встрече мы обсуждали возможности сотрудничества в рамках разработки и оптимизации композитного планера перспективного легкого многоцелевого самолета-амфибии на базе существующего Л-42.

Делегация пробыла у нас весь день, у нас было много тем для обсуждения: текущие проблемы легкомоторной авиации, классы легких самолетов, на данный момент не представленные на рынке (легкий транспортный, спортивный учебный), перспективы проекта по разработке легкого многоцелевого самолета-амфибии и возможности его применения, а также возможные направления сотрудничества в рамках разработки малых мобильных роторных ветроэлектрических установок. В конце дня гости прошли с экскурсией по бизнес-центру, познакомились с нашими инженерами и их деятельностью.

Встреча оказалась насыщенной и взаимно интересной. В итоге мы утвердили следующую программу дальнейших мероприятий:

  • проработать механизм многоканального финансирования разработки легкого многоцелевого самолета-амфибии и единой модульной платформы для малой авиации;
  • выполнить оценку коммерческого потенциала проекта и анализ рынка спортивных и легких многоцелевых самолетов;
  • рассмотреть возможность подписания соглашения о проектном консорциуме по разработке перспективных легких многоцелевых и спортивных самолетов;
  • рассмотреть возможность разработки единой модульной платформы для малой авиации следующих классов: легкий транспортный, учебный, спортивный;
  • подготовить проект технического задания на разработку единой модульной платформы для малой авиации и многоцелевого самолета-амфибии;
  • осуществить ознакомительный полет на самолете Л-42; 
  • провести отдельное совещание по вопросам сотрудничества в рамках разработки малых мобильных роторных ветроэлектрических установок ООО «ВКБ «Альфа»;
  • в качестве пилотного проекта утвердить оценку и оптимизацию аэродинамических и гидродинамических характеристик разработанного облика перспективного легкого многоцелевого самолета.
 

Если говорить об этих двух неделях, лично мой график в этот период был не самым плотным – обычно встреч и мероприятий у нас проводится куда больше. Объяснение тут простое: последнюю неделю я, вообще говоря, был в отпуске. Уехать по разным причинам не получилось, поэтому большую часть времени я провел в офисе. И я этим обстоятельством нисколько не смущен – я занимаюсь любимым делом…

Новости на сайте по теме публикации: