"Технет" НТИ. В СПбПУ Петра Великого состоялось рабочее совещание по вопросам развития автомобильной промышленности России до 2025 года под председательством заместителя Министра экономического развития РФ Е.И. Елина и заместителя Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозова
4 марта 2017 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось рабочее совещание по вопросам доработки Стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в России на период до 2025 года, инициаторами которого стали Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли РФ.
Рабоее совещание проходило под председательством:
- заместителя министра экономического развития РФ Е.И. Елина,
- заместителя министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозова.
В совещании приняли участие заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А.В. Соколов, ректор, академик РАН А.И. Рудской, проректор по перспективным проектам, лидер - соруководитель рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы, лидер мегапроекта «Фабрики будущего» А.И. Боровков, первый заместитель генерального директора ПАО «РОССЕТИ» Р.Н. Бердников, генеральный директор ФГУП «НАМИ» С.В. Гайсин, заместитель генерального директора, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» И.Ф. Гумеров, управляющий директор Люксофт Восточная Европа (IBS Group Holding) О.Ю. Золотых, первый заместитель директора Инжинирингового центра СПбПУ, директор по научно-техническому развитию группы компаний CompMechLab® О.И. Клявин, Председатель Правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» В.Н. Княгинин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» С.А. Когогин, старший партнер московского офиса McKinsey & Company Е.А. Солженицын, председатель совета директоров дочерних обществ ЗАО «Группа компаний С7» В.Ф. Филев, председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» Н.В. Филева, региональный директор по автомобильным комплектующим ООО «Роберт Бош» С.В. Цвелодуб, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС», генеральный директор ООО «УАЗ» В.А. Швецов и др.
Совещание стало продолжением заседания «Формирование “Фабрик будущего” в автомобильной промышленности», состоявшегося накануне – 3 марта в СПбПУ.
Рабочее совещание открыл ректор СПбПУ А.И. Рудской, пожелав всем участникам хорошей и плодотворной работы и отметив, что Политехнический университет сегодня является одним из главных центров развития «Фабрик будущего» в рамках Национальной технологической инициативы.
«Совещание позволит обсудить вопросы организации взаимодействия между основными игроками на рынке автомобилестроения, представляющими науку и образование, производство и центры разработок в области автомобилестроения», – сказал А.И. Рудской.
Заместитель министра экономического развития России, выпускник СПбПУ Е.И. Елин определил главную цель заседания – обсудить Стратегию развития автомобильной промышленности и выработать основные направления и инструменты ее доработки.
«Мы совместно с Минпромторгом России вышли с инициативой доработать уже существующую Стратегию, отразив в ней новые обстоятельства: изменение современного мира, потребительского спроса и, как следствие, формирование новых требований к продуктам», – отметил Е.И. Елин.
«Сегодня новые требования уже формируют четыре новых для нас рынка: первый – автономное движение транспорта («беспилотники»); второй – электромобили, которые должны быть широко внедрены уже к 2025 году; третий – Интернет-взаимодействие; четвертый – автомобили на газомоторном топливе».
Российской Федерации
Е.И. Елин добавил, что меры, связанные с развитием эксплуатации нового транспорта, сетями, послепродажным обслуживанием, достаточно дорогостоящие, поэтому одним из ключевых аспектов, который должен полностью отражаться в новой редакции Стратегии, является определение необходимости использования государством этих мер и указание эффектов, которые могут быть получены им в итоге этой работы.
Российское правительство рассматривает возможности по стимулированию производства и потребления транспортных средств с электрическим двигателем путем ввода частичных ограничений по эксплуатации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, начиная с 2025 года. Такие ограничения коснутся в первую очередь транспорта городских коммунальных служб, городов-миллионников и центров туризма, в которых экологические проблемы стоят особенно остро и требуют серьезных решений. Наряду с развитием электроавтомобилей государство намерено создавать и развивать условия для использования беспилотного транспорта за счет обустройства маршрутов для движения грузовой беспилотной автомобильной техники – строительства новых и модернизации уже существующих трасс, создания специализированных закрытых транспортных систем.
Модератор дискуссии, старший партнер московского офиса McKinsey & Company Е.А. Солженицын отметил, что главная задача совещания – реально понять и протестировать мнения отечественных автопроизводителей о степени вовлечения государства в развитие перспективных направлений автомобилестроения.
На совещании А.И. Боровков представил доклад «О компетенциях Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab в рамках доработки Стратегии развития автомобильной промышленности», в котором отразил возможности, ресурсы, опыт и компетенции сотрудников CompMechLab®, применяемые на регулярной основе для оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг на глобальном рынке автомобилестроения, включая электромобили.
Важным замечанием, к которому пришли стороны в ходе совещания, является то, что связь между разрабатываемой Стратегией и реальной жизнью должна быть установлена через проектные консорциумы, которые выступят как эффективные инструменты решения стратегических задач с четким определением роли и функций участников консорциума.
«Если мы собираемся производить продукцию хай-тек, мы должны ориентироваться на глобальные рынки. Чтобы создавать глобальный продукт, нужно иметь глобальные компетенции».
генеральный директор ООО «УАЗ»
Представители Минэкономразвития и Минпромторга России отметили, что основной вклад в развитие идей формирования консорциумов сегодня вносит Центр стратегических разработок, представленный на совещании Председателем правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» В.Н. Княгининым.
В своем выступлении В.Н. Княгинин подчеркнул, что «переход к принципиально новой архитектуре автотранспорта, новой организации рынков, опережающее развитие новых инфраструктур, а главное – быстрая адаптация к экспоненциальному росту disruptive technologies, то есть подрывных технологий, может быть достигнута только за счет объединения усилий производителей, потребителей и регуляторов».
«Автотранспорт является сферой повышенной опасности и ответственности, поэтому развитие общего консорциума целесообразно проводить на базе Инжинирингового центра СПбПУ или НАМИ при участии рабочей группы под руководством А.И. Боровкова и ГК CompMechLab, которые уже много лет реализуют подобные совместные проекты для мировых лидеров автомобилестроения. Этот консорциум будет закладывать основу для мощной технологической и автомобильной революции, которая может произойти уже в следующем десятилетии», – добавил В.Н. Княгинин.
В завершение рабочего совещания заместитель Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозов поблагодарил всех участников за доклады и дискуссию и подвел итоги встречи, определив основные векторы и сроки дальнейшей совместной работы для развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в России, в частности, подготовки меморандума по результатам совещания. Он также подчеркнул, что дальнейшее взаимодействие должно выстраиваться по взаимному согласию участников в формате Консорциума по разработке и развитию открытой платформы и формировать четкие границы и параметры проекта, которые должны будут обсуждаться и дорабатываться в процессе дальнейшего взаимодействия. При этом отправной точкой для постепенного внедрения Стратегии рабочая группа определила Петербургский международный экономический форум, который состоится в июне 2017 года и на котором стороны должны будут представить четкое видение и план реализации обсуждаемого проекта.