Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 9 Марта 2017 года
Данная новость была прочитана 7070 раз

«Технет» НТИ. В СПбПУ Петра Великого состоялось рабочее совещание «Формирование “Фабрик будущего” в автомобильной промышленности», под председательством заместителей Министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозова и В.С. Осьмакова

3 марта 2017 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось рабочее совещание «Формирование “Фабрик будущего” в автомобильной промышленности» под председательством заместителей министра промышленности и торговли России А.Н. Морозова и В.С. Осьмакова. Также в нём приняли участие академик РАН, ректор СПбПУ А.И. Рудской и проректор СПбПУ по перспективным проектам, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab) СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы, лидер мегапроекта «Фабрики будущего» А.И. Боровков, ведущие специалисты Инжинирингового центра СПбПУ и представители автомобилестроительных компаний: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ПАО "УАЗ", ООО "ОИЦ" Группа ГАЗ, ООО «Завод спецтехники», ОАО «Кировский завод», ПАО "КАМАЗ", ОАО "Автотор".

 

Главную цель совещания сформулировал А.Н. Морозов: «Наша задача сегодня – постараться сконструировать проекты, которые в основе своей будут иметь продукт, созданный по новым принципам. Благодаря этой базе мы сможем создать для российской автомобильной промышленности новые преимущества в условиях глобальной конкуренции».

Минпромторг России курирует ряд дорожных карт, интегрированных в Национальную технологическую инициативу (НТИ), в том числе, «Технет» – рынок передовых производственных технологий (ППТ).

К ППТ, в первую очередь, относятся: цифровое проектирование и моделирование, включая суперкомпьютерный инжиниринг, новые материалы, аддитивные и гибридные технологии, робототехнические комплексы, промышленный интернет, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности, экспертные системы и искусственный интеллект и др.

Дорожная карта «Технет» была утверждена 14 февраля 2017 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В качестве стратегических приоритетов дорожной картой «Технет» определен ряд направлений – от создания и продвижения передовых технологий на формируемых глобальных рынках до совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний.

В.С. Осьмаков, соруководитель рабочей группы «Технет», сформулировал сущность и смысл направления «Технет»: «Технет – это про поддержку вытягивающих пилотных проектов, которые реализуются в новой логике цифрового проектирования, когда у новой номенклатуры есть цифровые двойники и цифровые модели, когда у вас есть все или хотя бы часть признаков того, что называется "Индустрия 4.0", того, что называется "Умными" фабриками, "Фабриками будущего", Цифровыми фабриками».

"Автопром как наиболее динамичная и восприимчивая к инновациям отрасль должна стать одним из главных генераторов национальных пилотных проектов, реализуемых в духе «Технет». Задача государства – помочь сформировать эти проекты, поддержать их и содействовать развитию промышленной кооперации между их участниками."

В.С. Осьмаков
Заместитель министра промышленности и торговли России, соруководитель рабочей группы «Технет»
В.С. Осьмаков
 

"Фабрики будущего" – это площадки для проектирования с возможностью всестороннего анализа, тестирования и апробации образцов новой продукции в виртуальной среде, отражающей реальные условия производства и эксплуатации. Сложные промышленные задачи решаются с помощью передовых производственных технологий, что позволяет существенно сократить сроки разработки и себестоимость изделий. Минпромторг России планирует создать несколько полигонов для отработки и тиражирования передовых технологий в рамках автомобилестроения, двигателестроения, авиа- и вертолетостроения, судостроения, ракетостроения и космической техники и др.

А.Н. Морозов поблагодарил руководство СПбПУ за возможность организовать на базе вуза такую структуру и «дать новый толчок, который позволит, в частности, автомобильной промышленности создать и использовать новые конкурентоспособные преимущества в условиях глобальной конкуренции». В целом проект «Фабрики Будущего» носит системный характер и направлен на формирование Цифровой экономики будущего России.

Руководитель Инжинирингового центра СПбПУ, лидер - соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ А.И. Боровков в своем докладе подробно рассказал о компетенциях Инжинирингового центра СПбПУ и группы компаний CompMechLab®, об успешном опыте работы с лидерами мирового автопрома, другими высокотехнологичными компаниями, и сущности мегапроекта «Фабрики Будущего».

А.И. Боровков отметил, что «встроенность в технологические цепочки и работа с мировыми лидерами, такими, как BMW, позволяет нам с уверенностью говорить о том, что такое Цифровая фабрика, и о таких ключевых компетенциях, как системный инжиниринг и передовые технологии». Описывая структуру Фабрики Будущего, эксперт упомянул такие её элементы, как экосистема цифровых технологий, полный спектр цифровых моделей, изделий и процессов ("умные" модели), а также тотальную цифровизацию / дигитализацию жизненного цикла изделия и переход к новой концепции - "умный цифровой двойник".

«Барьером для внедрения всего этого является отсутствие необходимых стандартов и сертификации. Необходимо формулировать конструктивные алгоритмы по снятию этих барьеров» - сказал А.И. Боровков.

Так же с докладом на тему «Фабрики будущего в автомобилестроении» выступил первый заместитель директора Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ, директор по научно-техническому развитию компании «Лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab) О.И. Клявин.

«Если команда не выступает на мировом первенстве, вряд ли она когда-то будет чемпионом. Поэтому для нас очень важно быть в конкурентной среде. В первую очередь это и лидеры европейского инжиниринга в автомобильной промышленности».

О.И. Клявин
Первый заместитель директора Инжинирингового центра СПбПУ, директор по научно-техническому развитию компании «Лаборатория «Вычислительная механика» (CompMechLab)
О.И. Клявин
 

О.И. Клявин рассказал о конкурентных преимуществах ИЦ на мировом рынке, выделив, в частности, важность создания "умных" моделей, ключевую роль испытательного полигона CML Safety Suit и PDM-системы CompMechLab собственной разработки - CML-Bench. «На определённым этапе мы получаем образ автомобиля с параметризованной компоновкой и с некотором распределением точек, в котором задано множество целей и ограничений. С одной стороны, мы имеем компоновку автомобиля, представление о том как, он должен выглядеть, и производственные ограничения. С другой – среду, в которой он будет испытываться и эксплуатироваться, какие сертификационные испытания он должен пройти».

Генеральный директор ГНЦ России ФГУП «НАМИ» С.В. Гайсин в своём докладе рассказал о своём видении будущего развития отечественного автомобилестроения и о Фабрике Будущего, формирующейся на базе НАМИ. Он отметил, что обсуждая будущее российского автопрома, в первую очередь, важно ориентироваться на глобальные тренды в автомобилестроении.

«Мы должны искать какие-то варианты снижения затрат на разработку автомобилей, повышение эффективности разработки и освоения автомобилей, повышение внутренней себестоимости, то есть делать экономически эффективным само автомобилестроение в тех масштабах отрасли, которые есть», - сказал С.В. Гайсин.

Также в ходе совещания прозвучали доклады заместителя директора научно-технического центра по автомобильным проектам ООО «УАЗ» С.А. Курдюка и главного конструктора отделения, директора инженерного центра «КАМАЗ» В.Ю. Кулемина.

В рабочем порядке участники совещания обсудили перечень инженерно-технологических проблем и вызовов, которые стоят сегодня перед отечественным автомобилестроением. Прозвучали предложения от производителей, от науки, а также от представителей Минпромторга России. Итогом стало решение о создании подгруппы "автомобилестроение" в рамках рабочей группы "Технет", основной задачей которой станет дальнейшее развитие "Фабрик Будущего" в автомобильной промышленности России.

После совещания заместитель министра промышленности и торговли России А.Н. Морозов дал интервью Медиа-центру СПбПУ, в котором сделал акцент на значимости проекта "Фабрики будущего" для автомобильной промышленности России.

Интервью с заместителем министра промышленности и торговли РФ А.Н. Морозовым

«Мы должны применять самые смелые решения, а опыт подсказывает, что лучшие технические решения нужно искать в смежных областях; именно поэтому мы обращаемся к лучшим инженерам, в частности, в Санкт-Петербургский политехнический университет, - сказал А.Н. Морозов. - Вы работаете на международных рынках, ведете исследования новых материалов, новых технологических процессов. Эти вызовы помещены в концепцию "Фабрик будущего".

Наша задача - чтобы еще на этапе проектирования автомобиль в своей полной цифровой модели, с одной стороны, удовлетворял  всем требованиям безопасности, с другой - всем самым высоким требованиям с точки зрения конкуренции, в том числе, по цене. Это принципиальное решение, которое позволит нам не только уйти от "бумажной технологии" - что сегодня сделали уже многие производители, -  но, самое главное, совершить технологический прорыв, в первую очередь, в области производства комплектующих и использования новых материалов.

Мы надеемся, проект «Фабрики будущего» приведет к существенным изменениям в структуре автомобильной индустрии. Мы получим большее количество поставщиков автокомпонентов,  будем использовать новые материалы. Наши автомобили приобретут другие потребительские свойства, станут доступнее и экологичнее».

Публикация подготовлена по материалам spbstu.ru