«Технет» и «Аэронет» НТИ. В Инжиниринговом центре (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого прошла встреча лидеров рабочих групп «Аэронет» и «Технет» НТИ – С.А. Жукова и А.И. Боровкова
28 февраля 2017 года Инжиниринговый центр (CompMechLab®) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого посетили лидер – соруководитель РГ «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ), генеральный директор Центра передачи технологий С.А. Жуков и генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРБАС), член РГ «Аэронет» НТИ Г.В. Бабинцев. Во встрече приняла участие и О.С. Смирнова, директор по развитию и маркетингу центра трансфера технологий «Кулон» (компания занимается проектами и исследованиями в области аэрокосмической техники и энергетического машиностроения).
Основной целью встречи было обсуждение имеющегося опыта, возможностей сотрудничества между направлениями «Аэронет» (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов) и «Технет» (передовые производственные технологии) в рамках НТИ, реализация совместных проектов. Отметим, что дорожные карты по направлениям «Аэронет» и «Технет» одобрены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. (Дорожная карта "Технет" одобрена 14 февраля 2017 года, дорожная карта «Аэронет» - 16 октября 2015 года).
Стоит отметить, что диалог между направлениями «Аэронет» и «Технет» НТИ ведётся на регулярной основе. В частности, данную встречу предваряло обсуждение аспектов сотрудничества А.И. Боровковым и С.А. Жуковым на конференции «Проблемы развития и преподавания «Теории механизмов и машин», прошедшей 17 февраля 2017 года в Институте машиноведения РАН.
В рамках первой части рабочего визита представителей «Аэронет» состоялась встреча С.А. Жукова и Г.В. Бабинцева с ректором СПбПУ, академиком РАН А.И. Рудским и проректором по перспективным проектам, научным руководителем Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, руководителем Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, лидером – соруководителем РГ «Технет» НТИ А.И. Боровковым.
Далее встреча и переговоры продолжились на площадке Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab®.
ИЦ СПбПУ представляли: проф. А.И. Боровков, первый заместитель директора Инжинирингового центра (ИЦ) СПбПУ, директор по научно-техническому развитию ГК CompMechLab® О.И. Клявин, заместитель директора по стратегическому развитию ИЦ Е.В. Белослудцев, руководитель направления мультидисциплинарных исследований ИЦ И.Б. Войнов, ведущий специалист ИЦ А.А. Михайлов, руководитель отдела маркетинга ИЦ П.С. Козловский, специалист по корпоративным коммуникациям ИЦ И.С. Метревели.
В ходе встречи А.И. Боровков и О.И. Клявин рассказали о структуре и компетенциях Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab® в области цифрового моделирования и проектирования, компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, компьютерных технологий оптимизации и аддитивных технологий, в области высокотехнологичных отраслей промышленности, в частности, в области авиастроения. И.Б. Войнов представил ряд крупных проектов и задач, которые выполняются сотрудниками CompMechLab в области аэро-гидро-динамики.
Также гости ознакомились с некоторыми примерами продукции, разработанной в CompMechLab для авиастроительной отрасли. Один из таких примеров – оптимизированный парашютный замок, изготовленный методом селективного лазерного спекания (SLS) из нержавеющей стали. По сравнению с исходной моделью количество деталей сократилось с 46 до 7, вес был снижен на 25% - с 325 г до 246 г.
А.И. Боровков рассказал гостям о различных бизнес-моделях работы ИЦ СПбПУ и ГК CompMechLab на трех сегментах глобального рынка: Россия & (Китай, Япония, Корея) & (Европа, США) и подробно пояснил роль, которую играет Инжиниринговый центр СПбПУ и ГК CompMechLab в реализации дорожной карты «Технет» и мегапроекта «Фабрики будущего» (подробнее – в статье «Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрил дорожную карту "Технет" НТИ»).
«С формированием Цифровых / "Умных" / Виртуальных фабрик и с нашими уникальными компетенциями появляется шанс сделать российский автопром конкурентоспособным», – сказал А.И. Боровков, а также добавил, что, несмотря на то, что значительная часть разработок и НИОКР CompMechLab связаны с самой высококонкурентной и динамично развивающейся отраслью, являющейся драйвером во многих странах, автомобильной промышленностью, применяемые подходы и технологии являются кросс-отраслевыми и могут быть эффективно применены во многих других высокотехнологичных отраслях (авиастроение, включая вертолётостроение, двигателестроение, судостроение и кораблестроение, тяжёлое и специальное машиностроение, станкостроение, роботехника, ракетно-космичекая отрасль, приборостроение, нефтегазовое машиностроение, атомное машиностроение, металлургия и др.) о чём свидетельствует опыт инженеров CompMechLab.
Коллег из РГ «Аэронет» особенно заинтересовали разработки Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab:
- виртуальный испытательный полигон, который подробно представил О.И. Клявин,
- PDM-система управления проектами и изменениями, её представил ведущий инженер Н.А. Харалдин.
Общение проходило в формате беседы, гости задавали уточняющие вопросы, чтобы сформировать более точное понимание возможностей сотрудничества.
Вторая часть переговоров была посвящена в большей части обсуждению сотрудничества между двумя направлениями – «Технет» и «Аэронет». Важным стало предложение С.А. Жукова создать в дополнение к реальному испытательному полигону, создаваемому в рамках направления «Аэронет» НТИ виртуальный полигон для беспилотных летательных аппаратов на основе технологий, ресурсов, опыта и компетенций инженеров Инжиниринговому центру СПбПУ и ГК CompMechLab.
Важным итогом встречи стало предложение С.А. Жукова о создании технологического консорциума между направлениями «Аэронет» и «Технет» для выполнения совместных работ по трём основным направлениям создания и развития беспилотных летательных аппаратов (вертолёты, самолёты и конвертопланы). Также С.А. Жуков пригласил членов рабочей группы «Технет» принять участие в конференции «Аэронет» в начале июня, для того чтобы представить перспективы сотрудничества между двумя направлениями большему кругу специалистов.
В заключение встречи коллеги из рабочей группы «Аэронет» в деталях рассказали об уже имеющемся опыте работы в рамках Национальной технологической инициативы, о процедуре прохождения и утверждения проектов, а так же поделились опытом в области нормотворчества в своём сегменте.
Важно, что встреча носила конструктивный характер и в процессе 10-часовой работы удалось наметить конкретные направления дальнейшего сотрудничества, обсудить совместную разработку пилотных проектов.
«Я как будто побывал в машине времени – перенёсся в Будущее. Восхищён. Благодарен за приём и внимание. Большие надежды на сотрудничество. Готовим протокол с конкретными шагами.»
Лидер-соруководитель РГ «Аэронет» НТИ, генеральный директор Центра передачи технологий
А вот какие комментарии по итогам встречи в Инжиниринговом центре (CompMechLab) СПбПУ и ГК CompMechLab высказал генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРБАС), член РГ «Аэронет» НТИ Г.В. Бабинцев:
"Первый выходной вечер с момента нашей встречи в Питере, и возможность хоть кратко, но выразить свои впечатления, а "их есть у меня". :-)
Один из немногих случаев, когда обсуждение сугубо технической, для многих скучной предметной области затягивает настолько, что смещаешь обеды, предполагаемые застолья, и слушаешь, и вовлекаешься в обсуждения с полной искренней заинтересованностью!
Цифровой подход к проектированию машин и механизмов мне близок, и в какой-то мере понятен. Еще студентом в конце 1980-х искал, как смоделировать механические, термические и газодинамические процессы в авиамодельном двигателе. Мало что смог, но подход через просчет процессов давал ощутимый результат.
Увиденное в CompMechLab впечатлило:
Во-первых, – команда профессионалов. Молодые, системные, умнейшие и очень драйвовые парни! Подготовка и отбор кадров у Алексея Ивановича поставлены по Конфуцию, вопрос лишь как это удается? Это первое, что стоит перенять. Запомнил такие установки: "Наука через практику, но первые три года стутдента не трогаем, он еще мало знает" или вот такой вывод (немного перефразирую по памяти) – "Бесполезно учить человека будущему, если он не освоил базовые навыки и знания – нам нужна глубокая математика и физика, а они не прививаются сборкой лего-конструкторов."
Во-вторых, – достигнутые результаты. Закономерный итог упорной работы, аналитического подхода и гениального чутья в отношении бизнес-модели, позволившей на типовых программных продуктах всего мира обогнать весь мир!
{CML-уточнение – конечно, мы не используем словосочетание "типовые программные продукты" для мультидисциплинарных программных систем компьютерного инжиниринга мирового уровня, которые используют в своей деятельности – проектировании и создании высокотехнологичной продукции компании - мировые лидеры}.
Мое глубокое убеждение – современное проектирование машин и механизмов должно проводиться именно по таким цифровым методикам, в цифре можно и должно проводить все первичные испытания, а в идеале доказать валидность физической, и узаконить цифровую сертификацию.
"Дальнейшее развитие отношений вижу в создании стимулов для разработчиков "Аэронет" применять полный спектр цифрового конструирования. Если кто-то скажет, что мы давно это делаем –рекомендую ознакомиться с методиками CompMechLab, скорее всего поймете, что вы ничего не делаете. :-) Полагаю крайне важным развить тему создания цифрового полигона и, как упомянул, цифровой сертификации. Отработку цифровой модели БBС сделал бы одним из критериев "НТИ-шности" проекта и условием отбора."
Для полной идиллии я бы еще цифрового чиновника предложил, чтоб устранить некоторых бездарных бездельников, плодящих неработающие, но сильно им выгодные законы. Однако это следующий виток эволюции, и мы его ускорим! :-):-)
Спасибо, Алексей Иванович и команда! Было полезно, и по-человечески приятно!"
Справка
О дорожной карте «Аэронет»
Главная стратегическая цель дорожной карты НТИ "Аэронет" – сделать к 2035 году «Аэронет» глобально конкурентоспособной отраслью российской экономики, лидером в ряде сегментов мирового рынка беспилотных авиационных систем и распределенных систем малых космических аппаратов, продуктов и услуг на их основе; сферой деятельности с высоким качеством взаимоувязанного развития человеческого капитала, инфраструктуры и институтов с опережающими темпами роста производительности труда и высокой включенностью в мировое разделение труда.
План мероприятий ("дорожная карта") "Аэронет" Национальной технологической инициативы –скачать (.pdf)
О дорожной карте «Технет»
Цели "дорожной карты" «Технет»:
- формирование комплекса ключевых компетенций в Российской Федерации, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий (ППТ) и бизнес-моделей для их распространения в качестве "Фабрик Будущего" первого и последующего поколений;
- создание глобально конкурентоспособной кастомизированной / персонализированной продукции нового поколения для рынков НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности.
Задачи "дорожной карты" «Технет»:
- создание инфраструктуры для развития комплекса ключевых компетенций для Фабрик Будущего;
- реализация комплекса ключевых компетенций путем создания глобально конкурентоспособных компаний на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности;
- долгосрочное планирование развития передовых производственных технологий и связанных с ними бизнес-моделей;
- формирование экосистемы создания, привлечения, развития и передачи лучших в своем классе технологий;
- создание законодательных и институциональных условий для развития передовых производственных технологий.
План мероприятий ("дорожная карта") "Технет" (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы - скачать (.pdf)