CompMechLab Hi-Tech review: самый быстрый серийный БПЛА, российский беспилотник на воздушной подушке «Чирок», боевой дрон Tern с возможностью вертикального взлета и другие
Беспилотники уверенно занимают свою нишу как в гражданских, так и в военных отраслях. Специалисты постоянно ведут разработки новых моделей, которые в будущем смогут заменить истребители и бомбардировщики, проводить разведывательные и боевые операции. Представляем обзор беспилотников, созданных для военных и гражданских целей, за последнее время.
Самый быстрый серийный дрон
Самый быстрый серийно выпускаемый беспилотник был представлен американским стартапом Teal в июле 2016 года. Квадрокоптер был назван Teal в честь чирка - одной из самых быстрых птиц. Беспилотник способен разгоняться до 110 км/час и выдерживать скорость ветра до 64 км/час, он также способен летать в дождь или снег. Габариты дрона небольшие — 25 сантиметров по диагонали, вес составляет 640 граммов.
Размещенная на квадрокоптере камера может снимать видео с 4K-разрешением. Создатели Teal установили на беспилотник процессор NVIDIA's Tegra TX1 и собственную операционную систему, которая дает возможность добавлять приложения сторонних разработчиков. Управление дроном можно осуществлять с помощью смартфона, планшета или отдельного контроллера.
Российский беспилотник «Орлан-10»
«Орлан-10» — представитель нового поколения российских беспилотников, который разработан и производится ООО «Специальный технологический центр» и поставляется Минобороны России с 2010 года. Этот аппарат по-настоящему неприхотлив и надежен и при проведении мониторинга местности, и в поисковых операциях, и при ведении воздушной разведки.
«Орлан-10» включает в себя три основных составляющих – сам аппарат, пункт управления и стартовый комплекс.
Летно-технические параметры беспилотника отвечают всем требованиям и объему выполняемых им задач. «Орлан-10» имеет небольшой вес – примерно 15 кг, при этом он способен нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Еще одна важная для воздушного разведчика характеристика – продолжительность полета - также отвечает всем требованиям. За 16 часов «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, способен подняться ввысь до 5 км и может пролететь 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.
Двигатель внутреннего сгорания «Орлана-10» работает на 95-м бензине. «Аэродром» беспилотника представляет из себя простую разборную катапульту. Завершив свой полет, дрон возвращается на землю в заданную точку при помощи парашюта.
Особый интерес вызывает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если понадобится мощная беспилотная группировка, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.
По заданному маршруту «Орлан-10» двигается под управлением автопилота. Оператор только корректирует полетное задание или маршрут. Для этих целей используется специальный канал связи, по которому в режиме онлайн «Орлану» передаются команды управления.
«Чирок» — российский беспилотник на воздушной подушке
На международном авиасалоне МАКС-2015 впервые был продемонстрирован новейший российский разведывательно-ударный беспилотник "Чирок". Он оснащен воздушной подушкой, благодаря чему может взлетать и садиться на воду, заболоченную и пересеченную местность. Стелс-технологии и малошумные двигатели делают его невидимым для радаров и практически беззвучным.
«Мембрана воздушной подушки БЛА изготовлена из особой резины: во время разбега она сильно растягивается - до 1000 процентов, - а в полете плотно облегает днище и не создает аэродинамического сопротивления, - рассказал Алексей Смирнов, начальник отделения беспилотных летательных аппаратов Московского научно-исследовательского радиотехнического института, создавшего "Чирок"».
Особенности строения беспилотника делают его обнаружение с помощью радаров практически невозможным: корпус состоит из композитных материалов, хвостовое оперение имеет необычную конфигурацию, а полезная нагрузка находится внутри фюзеляжа. Тихие поршневые двигатели и винты переменного шага снижают акустическую заметность "Чирка" до предела.
В гражданском варианте беспилотник может использоваться для мониторинга воды и суши. Также дрон хорошо подходит для использования в военных целях: разведка и нанесение ударов по противнику. "Чирок" принимает на борт до 300 кг бомб, ракет или высокоточного оружия. Дрон может набирать высоту до 6000 метров, дальность его полета 2500 километров.
Есть также пилотируемый вариант "Чирка", в котором вместо контейнера с грузом располагается кабина на трех человек. "Такой аппарат может, например, доставлять людей в труднодоступные районы", - рассказали в Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК).
Американский радикальный боевой дрон с возможностью вертикального взлета
В конце 2015 года военно-промышленная корпорация Northrop Grumman представила ударный дрон способный приземляться на хвостовую часть в любом месте. Его дизайн - это часть предложенной концепции Tern по заказу Агентства перспективных оборонных исследований DARPA.
Беспилотник имеет винты размером 2/3 от длины крыльев (9,14 м), которые вращаются в противоположных направлениях. Под крыльями расположены точки подвески для оружия и различных датчиков.
Данная концепция не является новой. Ещё в начале 50-х годов корпорация Lockheed создала турбовинтовой экспериментальный летательный аппарат XFV-1 с вертикальным взлётом.
Электрический 16-моторный конвертоплан Joby сможет летать со скоростью 322 км/ч
В декабре 2015 года компания Joby Aviation представила Joby S2 - концепт доступного двухместного 16-моторного конвертоплана на электрической тяге, развивающего скорость до 322 км/ч.
Joby S2 создан для ежедневных полётов на работу, воздушных прогулок и путешествий. Аппарат имеет 16 двигателей, которые работают от экономичных литиевых батарей с элементами из никеля, кобальта и оксида магния.
12 двигателей используются для вертикального взлёта и посадки, благодаря чему Joby S2 достаточно небольшой ровной площадки для взлета и приземления. После того, как конвертоплан взлетает и набирает необходимую высоту, двигатели переводятся в горизонтальное положение, и полёт продолжается уже в режиме «самолета». Похожая технология была использована при создании беспилотника NASA — GL-20.
О целях создания Joby S2 в одном из интервью рассказал основатель и глава компании Joby Aviation — ДжоБен Бевирт (JoeBen Bevirt):
«Если мы сможем построить самолёт тихий, безопасный и эффективный, то люди получат удобное средство передвижения в 5 раз более быстрое, чем автомобили, что в корне изменит нашу жизнь».
Публикация подготовлена по материалам сайтов nplus1.ru, techcult.ru, rg.ru