1. Корпорация «Иркут» провела публичную презентацию летного образца нового российского пассажирского самолета МС-21 (представлено видео). 2. О работах Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого в рамках программы создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21
8 июня 2016 года корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию - ОАК) провела торжественную церемонию выкатки летного образца нового авиалайнера МС-21. Это второй после Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) масштабный современный российский проект в области гражданской авиации. В отличие от SSJ100, занимающего нишу региональных самолетов, ближне-среднемагистральный МС-21, рассчитанный на полеты на расстояния около 6 тысяч км, ориентирован на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. Он призван заменить в авиапарке России Ту-154 и Ту-204/214, а на глобальном рынке ему предстоит конкурировать с Airbus А320 и Boeing 737.
В торжественной церемонии выкатки стартовой модели МС-21-300 приняли участие председатель правительства России Дмитрий Медведев, вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а также представители органов власти, предприятий, задействованных в создании нового самолёта, авиакомпаний, заинтересованных в эксплуатации МС-21.
«Я поздравляю с этим событием, важным для всей российской гражданской авиации. Сегодня мы впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолёт XXI века. И мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране. Это огромная победа авиастроителей, победа корпорации «Иркут», наших учёных, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих», — прокомментировал появление МС-21 премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Круто, что можно сказать! Новые проекты в авиастроении, по вполне понятным причинам, дело не дешёвое. Государств, у которых развито авиастроение, немного - это, что называется, высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из нее исчезнуть. Поэтому мы работаем на перспективу, и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации».
Как сообщил в ходе церемонии глава корпорации «Иркут» Олег Демченко, первый полет МС-21-300 будет выполнен по результатам наземной отработки на летно-испытательной станции в декабре 2016 — феврале 2017 года.
Перед выкаткой делегация правительства России также осмотрела производственные площадки Иркутского авиазавода. В настоящее время на предприятии в стадии сборки находится опытная партия МС-21 из четырех самолетов для статических и летных испытаний.
Первые образцы оснащаются двигателями PW1400G компании Pratt & Whitney (США), но для МС-21 также разработан и российский турбовентиляторный двигатель нового поколения - ПД-14, который на данный момент проходит испытания под крылом летающей лаборатории Ил-
«ПД-14 в 2017 году сертифицировать будут, два года мы отводим на программу лётных испытаний. Пока программа ПД-14 идёт в графике. Мы надеемся на более экономичный и экономически выгодный двигатель ПД-14», — рассказал президент ОАК Юрий Слюсарь.
Отвечая на вопросы журналистов после церемонии выкатки, Юрий Слюсарь также сообщил, что самолет МС-21 получит ту же поддержку от государства, что и Sukhoi Superjet 100.
«Логика, которую мы предлагаем акционерам, заключается в том, что мы должны использовать весь опыт, и положительный, и отрицательный, который мы получили по Superjet 100. Это относится и к мерам государственной поддержки: те меры, которые себя зарекомендовали и начали работать, они будут использованы и по проекту МС-21. Это и гарантия остаточной стоимости, и субсидии на привлечение кредитов, и экспортное кредитование, которое крайне важно с точки зрения продвижения на внешние рынки. И, конечно, это помощь государства на окончание конструкторских работ, получение сертификата".
Говоря о перспективах послепродажного обслуживания МС-21, глава ОАК подчеркнул, что здесь также необходимо учесть уроки SSJ100 - "и предлагать самолет не просто как товар, а как услугу".
"Для этого та инфраструктура, которая сейчас создается в рамках проекта Sukhoi Superjet 100, она же будет использоваться для проекта МС-21: это и склады, и учебные центры, и логистика, это и партнеры по всему миру, это центры по техническому обслуживанию, базы материально-технического обслуживания", - сказал Юрий Слюсарь, уточнив, что речь идет о создании одной компании для обслуживания и SSJ100, и МС-21.
Как сообщалось ранее, корпорация "Иркут" сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. Первым заказчиком стал "Аэрофлот" ( 50 авиалайнеров). Среди лизинговых компаний, подписавших договоры на МС-21, - "Авиакапитал-Сервис" (85), подконтрольная ОАК "Ильюшин Финанс Ко" (50), "ВЭБ-лизинг" (30).
Еще на 110 самолетов, достигнуты предварительные договорённости и подписаны рамочные соглашения, сообщает ТАСС.
Как сообщил Юрий Слюсарь, в настоящий момент объём инвестиций, которые были вложены в создание МС-21, - порядка 100 млрд рублей. "Из них порядка 80% - это деньги от государства в виде разной помощи, 20 млрд - это собственные средства, которые корпорация израсходовала на этот проект", - приводит слова главы ОАК «Интерфакс».
2. По заказу головного исполнителя программы МС-21 – корпорации «Иркут» сотрудниками CompMechLab® в 2012-2013 гг. были разработаны математические модели и расчётные методики, предназначенные для расчёта композитных структур (вертикальное оперение, стык крыла и центроплана) и клее-клёпанных элементов конструкции планера (отсек фюзеляжа) для самолётов семейства МС-21, а также проведена валидация методик.
В рамках проекта были разработаны методики многоуровневого конечно-элементного (КЭ) моделирования повреждений от ударных нагрузок вертикального оперения самолета при столкновении с птицей.
В ходе выполнения работы по геометрическим данным, предоставленным заказчиком, были созданы математическая и КЭ модели вертикального оперения МС-21, включающего в себя детали из композиционных материалов, алюминиевых и титановых сплавов и сотовых конструкций. Серьезное внимание в работе уделено созданию и верификации математической модели материала птицы, выбору метода численного моделирования процесса контактного взаимодействия импактора птицы и элементов фюзеляжа лайнера. Проведена серия численных экспериментов и определены области и характер повреждений элементов оперения.
Удар в позиции 1, масса птицы 1.8 кг.
Разрушение крепежных элементов | Повреждение сотовой структуры |
Также для корпорации «Иркут» в рамках НИОКР "Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции самолета МС-21" был выполнен следующий этап работ: "Разработка и верификация математической расчетной модели многослойного композита с учетом прогрессирующего разрушения для элементов конструкции самолета МС-21".
В рамках проведенных работ по созданию методики расчета композитных панелей была разработана и внедрена математическая модель прогрессирующего разрушения. Проведены многовариантные верификационные конечно-элементные расчеты для серии испытательных образцов. Полученные численные результаты показали хорошее соответствие с данными эксперимента.
Оценка прочности композитного образца на разрушение при растяжении
Рассматривается композитный образец: 32 слоя.
Используется 2 материала: стеклопластик и углепластик.
Используется разномодульный ортотропный материал слоя.
Накопление повреждаемости в матрице композитного образца | Диаграмма разрушения образца |
Оценка прочности композитного образца с отверстием на разрушение при растяжении
Рассматривается композитный образец: 7 слоев.
Используется разномодульный ортотропный материал слоя.
Накопление повреждаемости в матрице композитного образца |
Диаграмма разрушения образца |
О МС-21
МС-21 – программа создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолётов нового поколения, рассчитанных, в зависимости от модели, на перевозку 130-211 пассажиров.
Головной исполнитель проекта - ОАО «Корпорация «Иркут». В настоящее время разрабатываются самолёты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Работы по проекту ведутся в широкой кооперации, задействованы предприятия в Ульяновске, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Москве, Иркутске, Обнинске и других городах. Окончательная сборка выполняется на Иркутском авиационном заводе.
«Иркут» широко использует новые технологии при создании самолета. В частности, на предприятии«Иркут» были применены собственные разработки при изготовлении композитных кессона крыла, обшивки крыла и лонжерона крыла МС-21. В целом в конструкции нового авиалайнера доля углепластиков составит около 40%.
Согласно информации разработчиков, самолет позволит авиаперевозчиками снизить эксплуатационные расходы на 12-15% по сравнению с эксплуатируемыми воздушными судами того же класса и на 6-7% по сравнению с их модернизированными версиями.
Об ОАО "Корпорация "Иркут"
Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут" создано в 2002 году на базе ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение". Главное конструкторское подразделение корпорации - Инженерный центр им. А.С. Яковлева. Опытное и серийное производство продукции предприятия обеспечивает Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ОАО "Корпорация "Иркут".
Публикация подготовлена по материалам ria.ru, interfax.ru, tass.ru, www.rbc.ru