Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Встречи и визиты 24 Мая 2016 года
Данная новость была прочитана 6963 раза

Инжиниринговый Центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого посетили ученики Президентского физико-математического лицея № 239

15 апреля 2016 года прошла экскурсия учеников 7 класса Президентского физико-математического лицея № 239 (ФМЛ №239) в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Школьники побывали в открытой мастерской Фаблаб Политех и Инжиниринговом Центре «Центр компьютерного инжиниринга» (ИЦ «ЦКИ», CompMechLab®) – ключевом подразделении Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ.

 

О деятельности ИЦ «ЦКИ» и ИППТ, об актуальных технологиях и разработках, о профессиях, которые станут одними из самых востребованных через 10-15 лет, ученикам физико-математического лицея № 239 рассказали заместитель директора по образовательной деятельности ИППТ О.В. Антонова и заместитель директора по развитию аддитивных технологий Инжинирингового центра СПбПУ, руководитель курса "Компьютерный инжиниринг и цифровое производство" в ИППТ Е.В. Белослудцев.

О.В. Антонова ознакомила школьников со структурой и организацией работы Центра компьютерного инжиниринга и Института передовых производственных технологий, а также рассказала о некоторых ключевых проектах CompMechLab®.

В частности, ученики ФМЛ №239 узнали о выполненных исследованиях и разработках в интересах таких компаний, как Airbus Group, Boeing, General Electric, General Motors, Daimler / Mercedes, BMW, Rolls-Royce, Audi, Porsche, Volkswagen, Schlumberger, Weatherford, Siemens, LG Electronics и др. (с полным списком партнеров и заказчиков можно ознакомиться на сайте fea.ru). К выполнению проектов для высокотехнологичного бизнеса подключаются и лучшие студенты СПбПУ: работа в тесном сотрудничестве с лидерами мировой промышленности дает им возможность получать наиболее востребованные компетенции. Этот подход реализуется в ИППТ на базе Инжинирингового центра СПбПУ и других подразделений.

Ученикам лицея рассказали об эффективном взаимодействии с крупнейшими Инжиниринговыми центрами мира – такими как EDAG (около 8 000 сотрудников), Semcon (около 3 000 сотрудников) и другими. Совместно с инжиниринговой компанией EDAG CompMechLab® активно сотрудничает, например, в рамках многочисленных контрактов по заказам мирового лидера премиум-сегмента автоконцерна BMW. За 2007-2015 гг. в интересах BMW командой Инжинирингового центра реализовано более 35 проектов по разработке кузовов.

Также была представлена собственная разработка ИЦ «ЦКИ», применяемая при проектировании автомобилей и других транспортных средств - виртуальный полигон CML Safety Suit™, позволяющий моделировать испытания автомобиля, а также исследовать конструкции транспортных средств с точки зрения пассивной безопасности. В CML Safety Suit™ входят 3D математические и конечно-элементные модели антропоморфных манекенов, барьеров, оборудования для тестирования ремней безопасности, ударников. Все разработанные модели являются полномасштабными виртуальными аналогами реального тестового оборудования, применяемого в валидационных и сертификационных краш-тестах.

Ученикам ФМЛ №239 были продемонстрированы примеры использования CML Safety Suit™ в действии в различных задачах.

Использование CML Safety Suit для моделирования бокового удара по правилу EuroNCAP Использование CML Safety Suit для моделирования бокового удара по правилу EuroNCAP
Пример использования CML Safety Suit при моделировании ДТП Пример использования антропоморфного манекена Hybrid III 50%  при  проведении виртуальных испытаний автомобилей

В рамках презентации школьники также узнали о глобальных трендах, которые окажут значительное влияние на экономику будущего, приведут к появлению новых профессий, - тогда как ряд специальностей фактически перестанет существовать.

Говоря о наиболее востребованных специалистах будущего, заместитель директора по развитию аддитивных технологий Инжинирингового центра СПбПУ Е.В. Белослудцев сделал акцент на инженерах, способных создавать принципиально новую продукцию, особенно в высокотехнологической области (с перспективными профессиями и отраслями можно ознакомиться в «Атласе новых профессий» на atlas100.ru). 

«Через 10 лет, когда вы начнете работать в компаниях, специальности и профессии будут совершенно другими: минимум 30% профессий просто перестанут существовать по причине повсеместного применения цифровых технологий. Именно поэтому вы должны ориентироваться на развитие таких компетенций, которые позволят вам конкурировать с другими людьми на мировом уровне», - сказал Е.В. Белослудцев.

Среди факторов, которые изменят, а точнее, уже изменяют мировую промышленность - распространение цифрового моделирования и проектирования, развитие суперкомпьютерных технологий, технологий суперкомпьютерного инжиниринга, передовых производственных технологий.

Е.В. Белослудцев в своей презентации представил подробную информацию о базовом классе передовых производственных технологий – аддитивных технологиях (3D-печать), позволяющих создавать продукцию нового поколения - «best-in-class» оптимизированные конструкции, которые, как правило, невозможно получить с помощью традиционных методов производства.

Как отметил Е.В. Белослудцев, сегодня многие школьники в той ли иной степени уже имеют представление о технологиях 3D-печати. Ученики ФМЛ №239, в частности, демонстрировали хорошие результаты на чемпионате по программе ранней профориентации JuniorSkills в категории «прототипирование» (участникам требовалось создать 3D CAD-модели деталей, их сборку в CAD-программе с возможностью моделирования движения, и затем распечатать спроектированные детали на 3D-принтере).

Ученики физико-математического лицея №239 всегда отличались высоким уровнем знаний и качеством подготовки, добавил Е.В. Белослудцев, отметив, что среди сотрудников Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ также есть выпускники этого лицея. 

Е.В. Белослудцев рассказал гостям Инжинирингового центра о современном состоянии развития аддитивных технологий в России и мире.

«Аддитивные технологии – один из трех современных трендов в мире, демонстрирующий очень высокую скорость развития (рост рынка более чем на 30% ежегодно в течение последних пяти лет».

Е.В. Белослудцев
Заместитель директора по развитию аддитивных технологий Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ
Е.В. Белослудцев
 

Ученики физико-математического лицея 239 ознакомились с примерами изделий, которые спроектированы и изготовлены в ИППТ СПбПУ. Были продемонстрированы образцы 3D-печати из различных материалов (ABS- и PLA-пластики, полиамид, нержавеющая сталь, титан). В частности, были представлены такие изделия, как опора раздаточной коробки передач автомобиля премиум-класса, элементы зеркала заднего вида, каркас панели приборов, облицовка решетки радиатора, рама квадрокоптера, оптимизированные авиационные кронштейны, импланты.

Презентация вызвала у школьников живой интерес и большое количество вопросов. По итогам визита сотрудники ИППТ получили множество отзывов от учеников Президентского физико-математического лицея № 239 с благодарностями за интересную и познавательную экскурсию.

Отзывы учеников 7 класса ПФМЛ № 239 об экскурсии в СПбПУ 15 апреля 2016 года:

  1. Цирпка Денис: «В Инжиниринговом центре нам рассказывали и показывали, что можно сделать с помощью 3D принтеров. Нам рассказывали об интересных проектах и их реализации. Это мне понравилось больше всего, так как я считаю, что такие технологии - наше будущее. Рассказывали нам всё понятным языком. Менять в рассказе нашего "экскурсовода" я бы ничего не стал, однако (лично мне) было бы интересно, если бы нам ещё продемонстрировали компьютерные модели конструкций и чуть-чуть рассказали о том, как их создавать. Но в общем и целом эта поездка была интересной и познавательной!»
  2. Зайцев Иван: «Экскурсия в Политехнический университет мне очень понравилась и запомнилась. Меня очень впечатлил визит в Центр компьютерного инжиниринга, также было интересно увидеть 3D-модели автомобилей и детали, изготовленные на 3D-принтере».
  3. Колесников: «В секции Инжиниринга все было замечательно. Когда мы уставали слушать научные данные, то нам показывали фокус или как-то подсказывали по жизни. Мне поездка понравилась, особенно Секция Инжиниринга».
  4. Житенев: «Мне понравилась сама идея открытой лаборатории для всех. Также мне было очень интересно узнать о разных способах 3D-печати. Конечно, там было много интересных проектов, которые можно было рассмотреть. Мне понравилось, что нам показали, как работает лазерный станок.
    CompMechLab: Меня впечатлил список партнёров и достижений. Было познавательно узнать о профессиях будущего. Также я узнал ещё больше об аддитивных технологиях».
  5. Чалый: «Мне очень понравилась экскурсия в Политех. Мои родители учились и закончили его. Было интересно посмотреть на здания. В Центре инжиниринга мы более детально узнали преимущество создания различного рода и вида деталей 3D-принтером, которые невозможно или почти невозможно изготовить другими способами (например, кронштейн, ''опора’). При этом детали при меньших затратах материала могут выдерживать те же нагрузки, что и выполненные обычным способом. Огромный интерес вызывает процесс компьютерных краш-тестов машин и антропоморфных манекенов в них.
    Хотелось бы больше узнать о работе на лазерных установках в FabLab и создании деталей в Центре, сделать что-либо самому от эскиза до готового изделия на лазерной установке или 3D-принтере, поработать в программах Центра – понять как высчитываются те или иные параметры, как проверяется деталь и её качества ещё до изготовления».
  6. Бабурин: «Мне очень хотелось бы сказать огромное спасибо организаторам за отличную познавательную экскурсию в лаборатории института.
    Особенно понравился Инжиниринговый центр, потому что таких в нашей стране очень мало, и мы мало о них знаем. Было очень интересно послушать рассказы сотрудников центра о их настоящей работе, подумать о том, сможем ли мы в будущем поступить туда.
    В будущем хотелось бы побольше узнать о реальной работе института, чтобы понимать, какие возникают проблемы и как они их решают».
  7. Шувалов: «На экскурсии было много нового и интересного. Но все-таки хочу отметить , что центр компьютерного инжиниринга меня заинтересовал больше. В лаборатории FabLab все конечно интересно, но туда надо приходить, чтоб осуществлять свой проект, а не смотреть на другие. А вот в центре инжиниринга меня действительно заинтересовали - и объяснили понятно, и заинтриговали, и наглядно показали. Спасибо всем!»
  8. Березина: «На прошлой неделе нам посчастливилось побывать в Петербургском политехническом университете – одном из лучших университетов страны. Конечно же, большое впечатление произвел Фаблаб. Ведь туда может прийти любой человек со своим проектом и воплотить его в реальность с помощью новейшей техники, например таких как: токарный, лазерный станок, 3D принтеры и сканеры, фрезерный и листогибочный станок, и многих других. В Инжиниринговом центре нам показали, какие гениальные проекты можно сделать, учась в Политехническом университете, и как они нам помогут в повседневном труде. Нам очень понравилась захватывающая экскурсия, ведь теперь каждый легко может сказать, в каком направлении он хочет идти при поступлении в университет, и чего он хочет добиться в жизни». 

О ФМЛ №239

ФМЛ №239 (полное официальное название - ГБОУ "Президентский физико-математический лицей №239") — первая в списке лучших школ России 2015 года.

Школа была организована в 1918 году, за время своего существования она неоднократно меняла свои номера, названия и местоположение. В 1941—1942 годах, когда была введена единая нумерация школ по городу, школа приобрела номер, который носит и по сей день — 239. При этом она была одной из немногих ленинградских школ, работавших в годы блокады. В течение 1944—1954 годов школа была женской, потом стала только старшеклассной — политехнической.

В 1961 году школа снова изменила свой статус, став специализированной физико-математической.

в 1975 году школа въехала в историческое здание бывшего училища Святой Анны («Анненшуле») на ул. Кирочной, 8а (до этого там находилась 189 школа), где размещается и по сей день. Ныне у школы есть второй корпус, где сейчас обучаются 5,6,7 и 8 классы.

В 1990 году указом Министерства просвещения Российской Федерации школа получила статус физико-математического лицея и экспериментальной базы-лаборатории стандартов обучения физике, математике информатике в Санкт-Петербурге.

C 1 января 2014 года лицей получил статус «Президентский физико-математический лицей № 239». Лицей находится в непосредственном ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Среди известных выпускников ФМЛ: академик Ю.В. Матиясевич, лауреаты премии Филдса Г.Я. Перельман и С.К. Смирнов, профессора А.А. Суслин, Н.А. Широков и др., актёры А. Б. Фрейндлих, О.В. Волкова, А.Ю. Толубеев, Л.В. Харитонов, музыкант Б.Б. Гребенщиков, олимпийская чемпионка Н.А. Кучинская, гроссмейстер А.В. Халифман.

Новости на сайте по теме публикации: