Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
События / Национальная технологическая инициатива (НТИ) 10 Мая 2016 года
Данная новость была прочитана 4243 раза

Завершилась первая всероссийская инженерная Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников. Университеты – организаторы (МАМИ, СПбПУ, ТПУ) заявили о своем желании видеть победителей и участников Олимпиады НТИ своими студентами

28 апреля 2016 года состоялось награждение победителей первой Всероссийской командной инженерной Олимпиады Национальной технологической инициативы (Олимпиады НТИ) среди школьников 8-11 классов.

 

Инициаторами и организаторами Олимпиады НТИ  выступили три ведущих политехнических университета России: Московский университет машиностроения (МАМИ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбПУ) Петра Великого и Томский политехнический университет (ТПУ). Активную поддержку в проведении Олимпиады НТИ оказала Российская венчурная компания (РВК) и Агентство стратегических инициатив (АСИ), которые всерьез обеспокоены потенциалом отечественных инженеров создавать новые продукты на конкурентоспособном уровне.

Напомним, что Национальная технологическая инициатива формировалась с условием создания промышленного потенциала на рынках, которые к 2035 году будут занимать объемы более 100 млн долларов, но в настоящий момент еще не имеют сформулированных стандартов и крупных компаний-игроков. В 2035 году нынешние выпускники школ будут активными разработчиками, создателями стартапов, инженерами и маркетологами, поэтому раннее вовлечение подростков в проблематику будущих рынков является задачей, которая позволит им быть успешными в жизни.

Олимпиада НТИ объединила инициативы, специализирующиеся на работе с молодыми талантами: подготовка к соревнованиям велась в проектной школе «Лифт в будущее», фаблабах, центрах молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и детских технопарках «Кванториум».

Участниками отборочных туров Олимпиады Национальной технологической инициативы стали несколько тысяч школьников, около 100 из которых были приглашены на финальный этап. 

Школьники могли выбрать для себя одно из четырёх направлений:

  • «Автономные транспортные системы»;
  • «Большие данные и машинное обучение»;
  • «Интеллектуальные энергетические системы»;
  • «Космические системы».

«В России подрастает поколение будущих инженеров, ребят 13-14 лет, выросших на новых технологиях. Они должны стать следующей волной героев Национальной технологической инициативы. Чтобы не упустить их, мы разработали дорожную карту по развитию «Кружкового движения 2.0». В рамках нее в прошлом году были открыты детские технопарки «Кванториум», сейчас - запущена Олимпиада НТИ. Результатом этой работы станет система ресурсных центров, летних школ, инженерных соревнований, обеспечивающая приток людей и команд на рынки НТИ».

Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ
Д.Н. Песков
 

Организаторы Олимпиады Национальной технологической инициативы также использовали успешный опыт существующих инженерных соревнований. Направление «Космические системы» разработано на основе всероссийского турнира «Орбита», а два первых места в номинации «Большие данные и машинное обучение» заняли команды, вышедшие в финал по итогам IT-хакатона GoTo.

Как подчеркивают организаторы Олимпиады НТИ, все предложенные задачи были реальными и жизненными, и,  как и в жизни, не имели одного, единственно правильного решения. Каждый участник мог предложить и реализовать свою собственную стратегию и решение, которое оценивалось по итоговому результату.

Финалисты по направлению «Интеллектуальные энергетические системы» создавали непрерывно работающую энергосеть для модели поселка, состоящую из разных источников и накопителей энергии. Участники направления «Космические системы» собирали модель орбитального спутника, настраивали бортовой компьютер и системы, задавали программу полёта. В направлении «Автономные транспортные системы» школьники разрабатывали действующую модель беспилотного автомобиля, роботизированного катамарана, летательного аппарата и спутника связи. Участники направления «Большие данные и машинное обучение» анализировали социальные сети и выявляли скрытые взаимосвязи между пользователями.

 

В каждом из направлений, совместно с преподавателями вузов, активное участие в формировании заданий и работе жюри, приняли эксперты, работающие в ведущих отечественных компаниях.

Институт передовых производственных технологий (ИППТ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ключевым подразделением которого является Инжиниринговый центр “Центр компьютерного инжиниринга” (CompMechLab®) СПбПУ,  принял активное участие в итоговых мероприятиях Олимпиады НТИ, которые проходили на площадке Всероссийского детского центра «Орленок».

По итогам Олимпиады Национальной технологической инициативы организаторы провели ряд круглых столов, на которых обсудили уровень подготовки учащихся общеобразовательных школ, их первичные инженерные навыки и пути приобретения инженерных компетенций уже в школьном возрасте.

Директор ИППТ А.П. Фалалеев отметил, что качественное инженерное образование должно начинаться уже со школьной скамьи, но ввиду того, что современное инженерное образование - это дорогой процесс с точки зрения кадрового и инфраструктурного обеспечения, то в большинстве случаев, ограничиваются естественно-научной подготовкой и программированием.

"Математика и физика, безусловно, являются фундаментом дальнейшего профессионального образования, но технологии сейчас обновляются с очень высокой скоростью, а когда речь идет о молодежи, которой предстоит стать инженерами будущего, то крайне важно передать им стремление быть технологическими лидерами, все время стремиться за грань возможного, - подчеркнул А.П. Фалалеев. - Для этого необходимо им демонстрировать передовые технологии, вдохновлять их на постоянный поиск нового, опираясь на современное, а не заниматься изобретением велосипеда. Необходимость быть на «фронтире» технологий делает инженерную подготовку и соревнования очень дорогими, возможно, самыми дорогими из соревнований для школьников, но это вклад общества в тех, кто в ближайшем времени будет создавать будущее".

Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников

Участники круглого стола, организованного по итогам Олимпиады Национальной технологической инициативы, обсудили возможности обучения школьников инженерным компетенциям

На фото слева направо: директор по продвижению инновационной деятельности РВК И.Н. Курмышев, директор ИППТ СПбПУ А.П. Фалалеев, и.о. ректора МАМИ Н.Ю. Анисимов

Реальные инженерные проекты – это особенность Олимпиады НТИ, где от ребят требовались комплекс знаний и компетенций по управлению проектами, знания схемотехники, обработки и передачи данных, навыков сборки электротехнических схем, пайки, диагностирования ошибок, умения работы в условиях избыточности и недостатка данных. Кроме профессиональных компетенций, реальные проекты всегда требуют множества других человеческих качеств, так необходимых будущим технологическим лидерам, - таких как терпение, настойчивость, инженерная интуиция и вера в свои силы.

Названы имена победителей и призеров Олимпиады НТИ, ими стали 20 учеников 8-11 классов, но все школьники, которые смогли отобраться в очный тур и принять участие в финальном этапе, смогли прочувствовать высокий темп инженерной командной работы, сложность инженерных задач и радость успешной реализации проекта, смогли заглянуть в будущее и сделать еще один шаг в познании себя.

Все университеты – организаторы (МАМИ, СПбПУ, ТПУ) заявили о своем желании видеть победителей и участников Олимпиады НТИ своими студентами в дальнейшем и считают, что приобретенные навыки позволят им сделать успешную инженерную карьеру.

«Следующим шагом в развитии Олимпиады НТИ должен стать выход на международные соревнования, например, по биотехнологиям, большим данным или разработке спутников в формате Cubesat, или даже участие в конкурсах формата Х Prize. Российские технологические лидеры должны со школьных времен привыкать действовать в условиях глобальной конкуренции», - отметил заместитель генерального директора РВК Е.Б. Кузнецов.

Справка

Победители первой всероссийской Олимпиады НТИ в командном зачете

Направление «Автономные транспортные системы»

  • Васюник Артем, ГБПОУ «Воробьевы горы» (Москва), 8 класс
  • Зубач Никита, МАОУ школа №19 (Калининград), 9 класс
  • Прикалаб Валентин, МБОУ лицей № 62 (Кемерово), 9 класс
  • Сапрунов Юрий, МАОУ лицей №18 (Калининград), 9 класс

Направление «Интеллектуальные энергетические системы»

  • Жиганов Даниил, ГБОУ школа №2090 (Москва), 11 класс
  • Михалин Дмитрий, ГБОУ школа №2090 (Москва), 10 класс
  • Николич Николай, ГБОУ школа №2090 (Москва), 11 класс
  • Рязанов Федор, ГБОУ школа №2090 (Москва), 11 класс

Направление «Космические системы»

  • Губайдуллин Даниил, МОУ лицей №23 (Подольск), 8 класс
  • Константинов Денис, МАОУ гимназия №6 (Томск), 9 класс
  • Сунгатуллина Гульнара, ГАОУ лицей Иннополис (Татарстан), 9 класс
  • Тавабилова Регина, ГАОУ лицей Иннополис (Татарстан), 9 класс

Нправление «Большие данные и машинное обучение»

  • Жидков Всеволод, МБОУ «Воткинский лицей» (Воткинск), 8 класс
  • Татосьян Владимир, ГБОУ лицей №1568 им. Пабло Неруды (Москва), 9 класс
  • Шехирин Алексей, МБОУ гимназия №21 (Архангельск), 9 класс

С полным списком призеров и победителей можно ознакомиться на сайте Олимпиады НТИ.

О Национальной технологической инициативе

Национальная технологическая инициатива - программа частно-государственного партнерства по развитию новых рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет. Задача по созданию НТИ поставлена Президентом Российской Федерации 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному собранию. 

С мая 2015 года ведется большая системная работа в рамках НТИ. По инициативе и под руководством Агентства стратегических инициатив (АСИ) экспертами разработана матрица НТИ, которая объединяет ключевые понятия: рынки, технологии, инфраструктуру / ресурсы и институты.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, научный руководитель Института передовых производственных технологий СПбПУ проф. А.И. Боровков является соруководителем группы НТИ "ТехНет" (TechNet, Передовые производственные технологии, ППТ), которая позиционируется как центральная и технологическая часть рынков будущего: AeroNet, AutoNet, MariNet, NeuroNet, EnergyNet, SafeNet, HealthNet, FoodNet, FinNet..

Среди глобальных трендов, на которые ориентируется в своей работе группа "ТехНет" — распространение цифрового моделирования и проектирования, распространение суперкомпьютеров и стремительное развитие суперкомпьютерных технологий, технологий суперкомпьютерного инжиниринга, без которых невозможно решать сложные научно-технические и промышленные задачи, - такие как создание полномасштабных математических моделей для предсказательного математического моделирования и проектирования реальных объектов, создания виртуальных испытательных стендов и полигонов, виртуальных двигателей, автомобилей, самолетов и т.д.

Кроме технологий компьютерного инжиниринга, безусловно, важную роль в формировании Цифровой экономики Будущего играют передовые производственные технологии (Advanced Manufacturing Technologies), - в том числе,  аддитивные технологии, новые многофункциональные материалы (композиционные материалы, метаматериалы и др).


Институт передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета  играет ключевую роль в развитии НТИ, тесно взаимодействуя в рамках Проектного консорциума рабочей группы TechNet (ППТ) с Фондом «Центр стратегических разработок», ОАО «НПО «Сатурн», Фондом «Сколково», Сколковским институтом науки и технологий, группой компаний CompMechLab®, АО «НИАЭП», Объединенной авиастроительной корпорацией, Институтом новых углеродных материалов и технологий, Российским технологическим агентством, Открытой технологической академией, РВК, АСИ и целым рядом других организаций. (Подробнее - в разделе "Национальная технологическая инициатива" на сайте fea.ru).
 
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов asi.runti-contest.ru и собственной информации.

Новости на сайте по теме публикации: