Лучшие ударные вертолёты мира: сравнительный анализ АН-64 Apache (США) и Ка-52 «Аллигатор» (Россия)
Ударные вертолёты создавались для поддержки cухопутных войск: они обеспечивали превосходство над противником на поле боя. Используя свой внушительный арсенал и продвинутые системы обнаружения, вертолет все "видит" и стремительно действует по вводным любого уровня сложности, уничтожает живую силу и бронетехнику врага или же координирует боевые действия своих.
АН-64 Apache (США) и Ка-52 «Аллигатор» (Россия) – наиболее известные и востребованные на мировом рынке ударные вертолёты. Издание "Военный вестник Юга России" предлагает сравнительный анализ тактико-технических характеристик этих боевых машин: по абсолютному большинству ключевых позиций российская разработка превосходит своего основного конкурента.
AH-64 Apache
AH-64 Apache – один из самых и мощных вертолетов в мире на сегодняшний день. С середины 1980-х годов AH-64 является основным ударным вертолетом США. В 70-е годы прошлого столетия командование армии США выдвинуло ряд требований к перспективной машине воздушной огневой поддержки. Новый вертолет должен был при любой погоде и в любое время суток активно атаковать танки противника, даже в условиях противодействия вражеских ПВО и средств РЭБ. Также немаловажным требованием была маневренность, автономность и способность к саморазвертыванию. В конкурсе приняли участие все авиастроительные фирмы США: Boeing Vertol, Lockheed Martin, Bell Helicopter, Northrop Grumman, Hughes Helicopters и Sikorsky Aircraft. Контракты на разработку и строительство получили только Bell и Hughes. В ходе проведенных испытаний лидером стала компания Hughes со своим вертолетом YAH-64, первым прототипом современного AH-64.
Корпус вертолета выполнен из высокопрочных материалов, кабина экипажа усилена кевларом и полиакрилатом. У Apache тандемное расположение сидений, где первым сидит пилот-стрелок, а чуть выше (для лучшего обзора) находится сам пилот. Вертолет оснащен двумя взаимозаменяемыми двигателями, расположенными в разных мотогондолах по бокам фюзеляжа. Для снижения теплового излучения выхлопа двигателей AH-64 имеет экранные выхлопные устройства (ЭВУ), которые смешивают горячий выхлоп с холодным воздухом. Чтобы снизить уровень шума, на вертолет был установлен Х-образный хвостовой винт, а лопасти рулевого винта расположены под разным углом, благодаря чему каждая поглощает часть производимого шума другой лопасти. На турельной установке носовой части фюзеляжа находится лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, видеокамера и подвижная пушечная установка. Также вертолет оснащен системой постановки инфракрасных помех (ИК помех) ALQ-144 и автоматом выброса инфракрасных ловушек (ИК ловушек).
Вертолет AH-64 Apache |
Внутреннее устройство кабины AH-64 Apache |
Летные характеристики AH-64D Apache Longbow:
- Максимально допустимая скорость: 365 км/ч
- Максимальная скорость: 265 км/ч
- Практическая дальность: 407 км
- Перегоночная дальность: 1899 км
- Практический потолок: 5915 м
- Максимальная скороподъёмность: 12,27 м/с
- Вертикальная скороподъёмность: 7,5 м/с
Главная особенность AH-64D Apache Longbow – второй основной модификации вертолета Apache –радиолокационная станция (РЛС) миллиметрового диапазона AN/APG-78 с дальностью 8 км и возможностью сопровождения 256-ти целей. APG-78 обнаруживает цели и излучающие РЛС, оповещает о ракетной атаке и позволяет совершать полеты на малых высотах.
На четыре узла подвески, находящиеся под короткими крыльями, можно уместить довольно внушительный арсенал: до 16 противотанковых ракет Hellfire; блоки неуправляемых ракет; пушки М230Е1 Chain Gun, и пару зенитно-рактных комплексов Stinger по бокам для воздушного боя. Под кабиной находится встроенная установка с подвижной 20-мм автоматической пушкой.
Ка-52 «Аллигатор»
Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) – разведывательно-ударный вертолет нового поколения, является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула».
Ка-52 предназначен для обнаружения и уничтожения танков, различных видов бронированной и небронированной боевой техники, вражеских вертолетов в любую погоду и в любое время суток. «Аллигатор» также может патрулировать местность, сопровождать военные колонны и обеспечивать огневую поддержку с воздуха.
Лётные характеристики Ка-52:
- Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Практическая дальность: 460 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 1110 км
- Статический потолок: 4000 м
- Динамический потолок: 5500 м
- Вертикальная Скороподъёмность: 12 м/с
Ка-52 обладает высокой маневренностью, так как имеет соосную схему строения, при которой два винта вращаются в противоположные стороны. Именно это и позволяет вертолету с легкостью совершать сложные маневры, летать боком и «спиной», не разворачивая при этом фюзеляж в нужную сторону.
Видеосюжет телеканала "Россия 24" о вертолете Ка-52
Корпус Ка-52 имеет бронированную кабину и надежно защищен как от крупнокалиберных пулеметов, так и от малокалиберных пушек. Вертолет оснащен катапультируемыми креслами К-37-800М, не имеющих аналогов в мире. Катапультирование членов экипажа, в том числе одновременное, может осуществляться на высоте от 0 до 4100 метров.
Правый бок фюзеляжа «Аллигатора» оснащен встроенной авиационной пушкой 2А42-1 калибра 30 мм. Также Ка-52 может быть вооружен ракетным комплексом «Стрелец», 80-миллиметровыми блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР), противотанковым ракетным комплексом «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, четырьмя ракетами для воздушного боя «Игла» и другими видами вооружения.
Кто же лучше?
Говоря о лучших вертолетах, находящихся на вооружении двух мощных военных держав – России и США, невозможно будет их не сравнить между собой. Если рассматривать силовые установки вертолетов, то у Ка-52 две установки по 2700 лошадиных сил заметно мощнее, чем две установки по 1890 лошадиных сил у AH-64.
Возвращаемся к бронированию корпуса. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. При разработке AH-64 упор делался в основном на маневренность и малозаметность, а бронирование было отодвинуто на второй план. К-52 напротив имеет бронированный корпус и хорошую систему катапультирования. Таким образом, в плане живучести Apache проигрывает «Аллигатору».
Что касается вооружения, то тут вновь «Аллигатор» опережает Apache. Ка-52 способен поднять значительно больше боеприпасов, чем AH-64. Вторым большим плюсом Ка-52 является наличие идентичного вооружения на других видах российской военной техники: такая же пушка стоит и на БТР, и на БМП, а противотанковая управляемая ракета (ПТУР) – на штурмовиках. Важным преимуществом Ка-52 можно назвать то, что у обоих пилотов есть возможность вести огонь по противнику.
Не стоит забывать также про такой важный фактор, как стоимость вертолетов. Как отмечает издание "Военный вестник Юга России", за самую продвинутую модификацию AH-64 «Apache Longbow» заказчику придется отдать около 55 млн долларов, в то время как за Ка-52 - примерно 16 млн долларов.
Подводя итог, можно сказать, что AH-64 Apache хорош для четко поставленных задач, когда известны координаты противника и имеется поддержка с земли. Для патрулирования в местности городского типа Apache не подходит, так как сразу становится легкой добычей для противника. Тактико-технические показатели Ка-52 позволяют использовать его в любых ситуациях, будь то разведка, сопровождение, или же войсковая операция с применением всех типов вооружения.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам otvaga2004.ru, russianhelicopters.aero, 3mv.ru, rg.ru