Встречи и визиты 16 Марта 2016 года
Данная новость была прочитана 3276 раз

Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого посетил профессор Мюнхенского технического университета (Technische Universität München, TUM) Рудольф Шиллинг

С 9 по 11 марта 2016 года Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого принимал профессора Мюнхенского технического университета (Technische Universität München, TUM) Рудольфа Шиллинга (Prof. Dr. Rudolf Schilling).

 

Мюнхенский технический университет является одним из самых престижных вузов в Германии, в рейтинге лучших университетов QS World University Rankings® 2015/16 он занимает 60-е место в мире. СПбПУ и TUM успешно сотрудничают уже более 10 лет, развивая, в том числе, программы академической мобильности. Профессора Мюнхенского вуза приглашаются для преподавания в Санкт-Петербургском политехническом университете; осуществляются студенческие обмены в рамках международных программ подготовки магистров на английском языке. 

Рудольф Шиллинг, занимавший должность вице-президента TUM на протяжении почти десяти лет, - ключевая фигура в развитии сотрудничества между Мюнхенским техническим университетом и СПбПУ. В 2009 году профессору Шиллингу было присвоено звание Почетного доктора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Визит Рудольфа Шиллинга в СПбПУ включил в себя рабочие встречи с представителями университета, где, в частности, обсуждались курсы лекций в институтах на международных образовательных программах.

10 марта 2016 года Рудольф Шиллинг посетил Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®, ИЦ «ЦКИ») - ключевое подразделение новой структуры СПбПУ – Института передовых производственных технологий (ИППТ).

ИППТ создан в качестве основы / среды / экосистемы инноваций для формирования проблемно-ориентированных научно-исследовательских лабораторий и центров развития передовых производственных технологий с участием других подразделений университета, высокотехнологичных компаний и научно-исследовательских центров.

Директор Института передовых производственных технологий А.П. Фалалеев отметил, что ИППТ отводится важная роль в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) - программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Он также подчеркнул, что научный руководитель ИППТ – проректор по перспективным проектам СПбПУ, основатель группы компаний CompMechLab® А.И. Боровков - является соруководителем Рабочей группы TechNet (ППТ) Национальной технологической инициативы. (Подробнее – в разделе «Национальная технологическая инициатива» на сайте fea.ru).

Первый заместитель директора Инжинирингового центра СПбПУ О.И. Клявин рассказал о работе самого крупного подразделения ИЦ «ЦКИ» - департамента компьютерного инжиниринга в автомобилестроении, имеющего длительный и успешный опыт участия в проектах для таких компаний, как BMW Group (BMW, MINI, Rolls-Royce), Daimler (Mercedes - Benz Cars Group, Daimler Trucs Group), Ferrari, General Motors (Cadillac, Hummer, Opel) и Volkswagen Group (Audi, Bugatti Automobiles, Porsche, Volkswagen).

"CompMechLab® - хорошо известный бренд на рынке поставщиков инжиниринговых услуг для ведущих автопроизводителей мира. С рядом заказчиков мы работаем напрямую, в ряде случаев мы интегрированы в технологические цепочки, работая с крупнейшими инжиниринговыми компаниями - такими как EDAG, Semcon, RLE International, Simolution".

Первый заместитель директора Инжинирингового центра СПбПУ
О.И. Клявин
 

Он представил основные области компетенций CompMechLab® в автомобилестроении, включающие в себя разработку конструкции кузова на основе компьютерного моделирования; обеспечение пассивной безопасности водителя, пассажиров и пешеходов; повышение уровня комфорта автомобилей; аэродинамические, термодинамические и прочностные расчеты; моделирование производственных процессов изготовления кузова.

О.И. Клявин рассказал о полном цикле работы CompMechLab®-инженеров: от получения исходных данных (стилевые поверхности, стилевые решения по кузову автомобиля, общая компоновка - т.е. все то, что находится внутри: тормозная система, электрика, двигатель, шасси и т.д.) до финального результата – получения рабочей конструкторской документации (РКД), а на языке мировой автомобильной промышленности – цифровой модели (Digital Mock-up), готовой к производству.

По просьбе профессора Рудольфа Шиллинга О.И. Клявин подробно остановился на программном обеспечении, который применяют в своей работе инженеры CompMechLab®. Широчайший арсенал трансдисциплинарных компьютерных технологий, используемый практически всеми ведущими компаниями мира, позволяет говорить с каждым заказчиком на его языке и дает возможность более быстро и эффективно решать поставленные задачи.

О.И. Клявин также добавил, что все инженеры используют собственную разработку CompMechLab® - SPDM-систему CML-Bench (SPDM – Simulation Process and Data Management – управление требованиями, данными и распределенными коллаборативными процессами компьютерного инжиниринга), позволяющую через единый пользовательский интерфейс работать с разнообразными компьютерными технологиями, включая программы препроцессинга, CAD-CAE -системы, программы обработки результатов вычислений. 

CML-Bench помогает значительно ускорить рабочий процесс инженеров-расчетчиков за счет стандартизации и автоматизации многих операций (в т.ч. процедуры вычислений и конечно-элементного моделирования), таких как запуск задач на расчет и обработку результатов. Инженеру нужно лишь в форме запуска указать расчетный комплекс, далее система сформирует все необходимые сборочные файлы и поставит задачу в очередь заданий. Система CML-Bench обеспечивает эффективное управление вычислительными мощностями, минимизируя простои и обеспечивая максимально быстрое выполнение расчетов. Также система в полностью автоматическом режиме отслеживает завершение расчета и запускает постпроцессинг для получения обработанных результатов расчета; об окончании расчетов можно узнать с помощью уведомлений, которые приходят на почту. По завершении вычислительной задачи система автоматически забирает полученные результаты в хранилище и проставляет связи этих данных с расчетным вариантом.

Далее первый заместитель директора ИЦ «ЦКИ» СПбПУ О.И. Клявин на примерах выполненных НИОКР подробно объяснил, как в CompMechLab® ведется разработка оптимальных конструкций. 

«Наша основная парадигма – проектирование на основе компьютерного моделирования (Simulation-Driven Design) - подчеркнул О.И. Клявин. – Мы начинаем не с конструктора, а с инженера-расчетчика: то есть сначала строится оптимизированная математическая модель, и уже потом подключается конструкторская бригада, - её работа начинается с некоторого квазиоптимального решения, которое затем дорабатывается с точки зрения технологий производства, собираемости и т.д.».

О.И. Клявин отметил, что экспертные области CompMechLab® не ограничиваются автомобилестроением и охватывают практически все отрасли промышленности: авиационно-космическую, судостроительную, энергетическую (в т.ч. атомную), нефтегазовый сектор и др. (С некоторыми примерами выполненных работ можно ознакомиться в разделе «Исследования и разработки» на сайте fea.ru).

Также представители Инжинирингового центра и ИППТ рассказали о вкладе CompMechLab® в образовательный процесс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. О.И. Клявин отметил, что вовлечение лучших студентов в проекты лидеров индустрии позволяет выпускать высококлассных инженеров, полностью готовых к работе наравне с другими специалистами.

Профессор Рудольф Шиллинг поблагодарил за представленную информацию. «Вы блестяще делаете большую и важную работу», - подчеркнул Шиллинг. Он также поинтересовался, что вдохновляет сотрудников Инжинирингового центра СПбПУ и обеспечивает конкурентоспособность, позволяющую, в том числе, немецким компаниям, останавливать свой выбор на CompMechLab®

«Мы любим машины; и, кроме того, мы на высочайшем уровне выполняем большой объем работ в кратчайшие сроки», - сказал О.И. Клявин.

Для справки

Рудольф Шиллинг (Prof. Dr. Rudolf Schilling)

Рудольф Шиллинг (1944) – доктор наук, работает в Мюнхенском техническом университете с 1988 года, занимал должность вице-президента TUM c 2003 по 2011 годы. Его научные интересы связаны, в том числе, с разработкой программного обеспечения для инженерного анализа и моделирования процессов для турбинного машиностроения. Он автор около 200 научных трудов и публикаций, имеет почетные международные награды, является почетным профессором ряда университетов Германии и Китая.

Рудольф Шиллинг - ключевая фигура в развитии сотрудничества между Мюнхенским техническим университетом и СПбПУ. В 2009 году профессору Шиллингу было присвоено звание Почетного доктора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Мюнхенский технический университет 

Мюнхенский технический университет (Technische Universität München, TU München, TUM) основан в 1868 году как Королевская Баварская политехническая школа, получившая лицензию по решению Людовика II.

На сегодня TUM является единственным техническим университетом Баварии и одним из самых престижных высших учебных заведений в Германии. Университет входит в объединение девяти ведущих технических университетов Германии TU 9.

В TUM преподают более 500 профессоров, на научные исследования университета выделяется до 260 миллионов евро в год. 

Преподаватели и выпускники ВУЗа - обладатели 13 Нобелевский премий, учёные университета получили более 18 премий Лейбница, в TUM запатентовано более 35 изобретений.

Договор о сотрудничестве между Мюнхенским техническим университетом и СПбГПУ подписан в 2007 году. Области взаимных интересов – энергетика, защита окружающей среды, машиностроение, материаловедение, ядерная физика, информационные технологии. Договор включает также академические и студенческие обмены, совместные магистерские программы, стажировки, проекты в области информационных технологий и искусственного интеллекта.