Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого посетила делегация Объединённой ракетно-космической корпорации и госкорпорации «Роскосмос»
18 февраля 2016 года Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого посетили представители Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК) и госкорпорации «Роскосмос».
В состав делегации вошли:
- А.А. Вучкович, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ОРКК,
- Е.Б. Степанов, директор Департамента развития персонала Госкорпорации «Роскосмос»,
- В.Ф. Рыжков, советник генерального директора КБ «Арсенал» (входит в ОРКК).
В рамках визита, посвященного обсуждению вопросов кадрового развития корпорации, гости посетили Инжиниринговый Центр «Центр компьютерного инжиниринга» (ИЦ "ЦКИ", CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого, который является абсолютным лидером среди инжиниринговых центров России, созданных на базе технических вузов.
В начале встречи проректор по перспективным проектам, руководитель Инжинирингового центра СПбПУ А.И. Боровков представил краткую информацию о направлениях работы ИЦ "ЦКИ". Он подчеркнул, что Центр занимает ведущие позиции в стране как с точки зрения работы с промышленностью, так и с точки зрения образовательной деятельности, – в том числе, благодаря привлечению лучших студентов к выполнению проектов в интересах мировых высоко-технологичных компаний-лидеров.
Проф. А.И. Боровков рассказал о многолетнем успешном опыте работы CompMechLab® для авиационно-космической отрасли, автомобилестроения, двигателестроения и судостроения, в сфере атомной энергетики, нефтегазового сектора и др.
Для выполнения НИОКР сотрудники Инжинирингового центра используют лицензии:
- Федерального космического агентства "на создание, производство, ремонт и модернизацию приборов и аппаратуры для автоматического регулирования или управления, включая программные средства и их составляющие части", а именно: проведение исследований и расчётов аэродинамических характеристик, тепловых, механических, акустических нагрузок и напряженно-деформированного состояния перспективных возвращаемых аппаратов на различных скоростях полёта, в том числе, при работающей двигательной установке аварийного спасения;
- Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" в части проведения научно-исследовательских работ в области авиационной техники, в том числе с применением методов натурного и математического моделирования, проведения опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и модификации авиационной техники, обработке и анализу результатов испытаний;
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "на эксплуатацию ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации" в части расчетных обоснований прочности и ресурса оборудования и трубопроводов, разработке проектов и технических решений и рекомендаций по продлению срока службы оборудования и трубопроводов, а также других работ; объекты - атомные станции.
Проф. А.И. Боровков кратко представил ряд проектов, выполненных специалистами CompMechLab® для ведущих компаний авиационно-космической промышленности, таких как Airbus, Boeing, ОАК / «Иркут», ОДК / «Климов», ОРКК / Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва, МЗ "Арсенал", НИИ командных приборов и др.
С некоторыми результатами работ, выполненных для авиационной промышленности, можно ознакомиться на сайте fea.ru:
- Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчетов прочности элементов конструкции и композитных структур самолёта МС-21. Моделирование повреждений от ударных нагрузок. Обеспечение птицестойкости.
- Разработка методики конечно-элементного моделирования повреждений от ударных нагрузок защитной сетки вертолётного двигателя при столкновении с птицей (2013 г.)
- Численное моделирование и анализ критических частот вращения ротора авиационного двигателя (2013 г.)
- Численное моделирование и многовариантное исследование аэродинамических характеристик отделяемого головного блока при сверхзвуковом обтекании (2011 г.)
- Динамические исследования аэрофинишера, предназначенного для посадки истребителя Су-33 на палубу авианосца.
- Конечно-элементное исследование 3-D напряженно-деформированного состояния корпуса космического шаттла (2004 г.).
- Результаты расчетных работ сотрудников Compmechlab® по программе Boeing 787 DreamLiner получили высокую оценку руководства компании Boeing.
Проф. А.И. Боровков также представил недавние разработки CompMechLab® – авиационные кронштейны, которые благодаря современным технологиям компьютерного проектирования и моделирования (Simulation & Optimization)-Driven Bionic Design и производства (аддитивные технологии) обеспечивают значительный выигрыш по массе, удовлетворяя всем требуемым эксплуатационным характеристикам.
Руководитель Инжинирингового центра СПбПУ уточнил, что уникальные детали разработаны в рамках Всемирного Конкурса. Проф. А.И. Боровков добавил, что подобные соревнования РГ ТехНет предполагает проводить и в России в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ), в том числе, для школьных команд, что позволит ориентировать детей на новые технологии и вырастить новый кадровый потенциал (см. новость «МАМИ, СПбПУ и ТПУ запускают Всероссийскую инженерную Олимпиаду в рамках НТИ” ).
Напомним, НТИ – это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ профессор А.И. Боровков утвержден соруководителем рабочей группы TехНэт (Передовые производственные технологии), которая позиционируется как центральная и технологическая часть рынков будущего: AeroNet, AutoNet, MariNet, EnergyNet, NeuroNet, SafeNet, HealthNet, FoodNet, FinNet.
В рамках презентации компетенций Инжинирингового центра представителям ОРКК А.И. Боровков подчеркнул, что важную роль в развитии рынков будущего отводится передовым производственным технологиям, в том числе, аддитивным технологиям, позволяющим создавать best-in-class оптимизированные конструкции, которые невозможно изготовить на современных многоосевых станках с ЧПУ.
Аддитивные технологии позволяют решать особенно актуальные для авиационно-космической отрасли задачи по снижению массы деталей, удовлетворяющим всем требуемым характеристикам (прочности, жесткости, вибрационной прочности, долговечности, стоимости и др.).
Так, продемонстрированный делегации ОРКК авиационный кронштейн, разработанный в Инжиниринговом центре и выращенный на промышленном 3D-принтере по технологии селективного лазерного сплавления металлопорошка (SLM – Selective Laser Melting), в 4,39 раза легче оригинального изделия, полученного на основе традиционных для отрасли решений.
Проф. А.И. Боровков также рассказал о созданном в 2015 году Институте передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ в качестве основы / среды / экосистемы инноваций для формирования проблемно-ориентированных научно-исследовательских лабораторий и центров развития передовых производственных технологий с участием других подразделений университета, высокотехнологичных компаний и научно-исследовательских центров. Ключевым подразделением ИППТ является Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ.
«ИППТ позволит значительно усилить наши компетенции – как в области компьютерного инжиниринга, где мы занимаем ведущие позиции в стране и в мире, так и в области аддитивных технологий. Деятельность у нас многогранная, широкая, но она практически всегда подразумевает вовлечение лучших студентов в работу на мировом уровне с высокотехнологичными компаниями», - подчеркнул руководитель Инжинирингового центра СПбПУ.
Представителям ОРКК и госкорпорации "Роскосмос" был продемонстрирован Каталог бакалаврских и магистерских работ, выполненных под руководством сотрудников Инжинирингового центра СПбПУ, где тема каждой выпускной работы связана с задачами реального сектора экономики.
Далее А.И. Боровков обратил внимание гостей на такое важное преимущество Центра, как широчайший арсенал трансдисциплинарных компьютерных технологий, которыми команда CompMechLab® владеет в совершенстве и которые используются практически всеми ведущими компаниями мира.
"Это не только дает нам возможность сразу говорить с каждым заказчиком на его языке, но и позволяет более быстро и эффективно решать поставленные задачи, – когда мы, как эксперты, комплексируем различные технологии, чтобы получить наилучшее решение", – пояснил А.И. Боровков.
Далее сотрудники Инжинирингового Центра подробно рассказали о проектах, которые выполняются командой CompMechLab®.
Первый зам. директора ИЦ "ЦКИ" О.И. Клявин представил компетенции сотрудников CompMechLab® в автомобилестроении, подчеркнув, что эта отрасль является драйвером как в мировой промышленности, так и для Инжинирингового центра СПбПУ, как наиболее динамичный, высокотехнологичный и высококонкурентный сектор мировой экономики.
«Здесь самые высокие темпы развития технологий и самые жесткие сроки проектирования, создания и вывода на рынок конкурентоспособной продукции. Если ты на протяжении 10 лет можешь удержаться в проектах лидеров мировой автомобильной промышленности, то можешь работать и с любой другой отраслью. Хороший пример – один из наших основных партнеров и крупнейших инжиниринговых центров мира EDAG (около 8 тысяч сотрудников), который является ведущим поставщиком услуг как для автомобилестроительной, так и для авиационной отрасли», - сказал О.И. Клявин.
Начиная с 2007 года команда CompMechLab® встроена в технологические цепочки ведущих автомобильных концернов мира, участвуя в проектах таких компаний, как BMW Group (BMW, MINI, Rolls-Royce), Daimler (Mercedes-Benz Cars Group, Daimler Trucs Group), Ferrari, General Motors (Cadillac, Hummer, Opel) и Volkswagen Group (Audi, Bugatti Automobiles, Porsche, Volkswagen).
Вместе с основными партнёрами – инжиниринговыми компаниями EDAG и Semcon в интересах концерна BMW было реализовано более 35 проектов.
О.И. Клявин также рассказал о работе в рамках проекта государственного значения "Кортеж" по созданию отечественного автомобиля премиум-класса (1, 2) на основе разрабатываемой с участием сотрудников Центра компьютерного инжиниринга единой модульной платформы для производства лимузина, седана, внедорожника и микроавтобуса. (Головной исполнитель проекта –ФГУП "НАМИ").
Заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ОРКК А.А. Вучкович дала высокую оценку Инжиниринговому центру, отметив необходимость проработки совместных образовательных проектов для подготовки кадров, а также обсуждения создания целевых программ для Института передовых производственных технологий СПбПУ.
«У вас есть компетенции, которые либо уникальны для отрасли, либо вы в них являетесь Национальными чемпионами. Помимо совместных образовательных проектов, мы также считаем необходимым обеспечить более тесное горизонтальное взаимодействие Инжинирингового центра СПбПУ с предприятиями», - сказала А.А. Вучкович.
Справка
ОРКК (Объединенная ракетно-космическая корпорация): открытое акционерное общество со 100%-ным государственным участием, зарегистрированное в марте 2014 года. ОРКК включила в себя холдинги и предприятия, акциями которых владеет Российская Федерация. Основные направления деятельности ОРКК - разработки, испытания, производство, модернизация, поставка ракетно-космической техники.
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" образована на базе Федерального космического агентства (упразднено 28 декабря 2015 года). На текущий день процесс реформирования продолжается, по его итогам ОРКК войдет в состав корпорации «Роскосмос».
В задачи госкорпорации "Роскосмос " входят:
- реализация государственной политики в области космической деятельности и ее нормативно-правовое регулирование,
- размещение заказов на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры,
- развитие международного сотрудничества в космической сфере,
- создание условий для использования результатов космической деятельности в социально-экономическом развитии Российской Федерации.
КБ «Арсенал»
Конструкторское бюро «Арсенал» (ЦКБ-7) образовано 21 ноября 1949 года на базе конструкторских отделов завода «Арсенал» (ведущего свою историю с основанных Петром I в 1711 году «Пушечных литейных мастерских», где создавалось артиллерийское вооружение для российской армии) и подразделений Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро.
Направления деятельности конструкторского бюро (в разные годы) включали в себя создание сложнейших систем и изделий оборонной техники, в том числе, корабельных зенитных и универсальных артиллерийских установок, корабельных пусковых ракетных установок, ракетных двигателей твердого топлива, твердотопливных баллистических ракет и ракетных комплексов стратегического назначения, космических аппаратов и космических комплексов.
С начала 2000-х годов ФГУП «КБ «Арсенал» ведет работы по созданию космических средств нового поколения, предназначенных для дистанционного зондирования Земли и исследования физики распространения электромагнитных волн в околоземном пространстве.