Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Аerospace новости 5 Февраля 2016 года
Данная новость была прочитана 14097 раз

Новости авиастроения. Воздушно-космические силы России готовятся принимать Т-50 (ПАК ФА) - новейший многоцелевой истребитель пятого поколения

Испытания новейшего российского истребителя Т-50 (ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) завершатся в 2016 году. В 2017-м начнется его серийное производство, об этом в конце января текущего года сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев.

"Меня очень радует работа промышленности в этом направлении. Я недавно посетил Комсомольск-на-Амуре, посмотрел работу предприятия (филиал компании «Сухой» — КнААЗ им. Ю.А.Гагарина, - прим. ред.) по созданию данного самолета. Сегодня на стапелях в готовности 60-70% находится Т-50 номер 11 — крайний самолет испытательной группы. Я уверен, что государственные совместные испытания в этом году мы закончим. В следующем году этот самолет должен встать на серию", — сказал Виктор Бондарев.

 

Т-50 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, - сверхманевренный,  практически незаметный для радаров, оснащенный принципиально новым комплексом авионики. Разрабатывается компанией «Сухой», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Cамолёт практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов, прежде в отечественной авиации не применявшихся.

Т-50 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги - АЛ-41Ф1 (разработчик -  НПО «Сатурн»). Благодаря АЛ-41Ф1  исстребитель способен осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Плазменная система зажигания и полностью цифровая система управления позволяют, с одной стороны, существенно повысить мощность, с другой — оптимизировать расход топлива.

Кроме того, для Т-50 в НПО «Сатурн» разработан еще один мотор (до окончания госиспытаний он получил условное обозначение «Тип 30»), который  по своим параметрам превосходит АЛ-41Ф1 на 15−25%. По информации «Российской газеты», двигатель второго этапа заменит своего предшественника в 2020 году.

В рейтинге «одиннадцати самолетов, меняющих правила игры в мировой авиации», представленном экспертами Business Insider, Т-50 входит в тройку лидеров вместе со своими основными конкурентами, разработанными в США - F-22 Raptor и F-35.

«Т-50 сможет превзойти F-35 по таким ключевым параметрам, как скорость и маневренность, но по видимости для радиолокационных станций и тепловизоров, он вероятно, уступит F-22 и F-35»,  - отмечают составители рейтинга.

Большая часть информации о ПАК ФА является секретной, в том числе, и по стелс-характеристикам. Экспертные мнения по этому вопросу расходятся, что же касается маневренности, здесь российские истребители всегда занимали лидирующие позиции.

Издание «Свободная пресса» приводит слова летчика-испытателя Сергея Богдана, Героя России, первого поднявшего в небо Т-50.

«Ни для кого не секрет, что наши самолеты семейства Су-27, которые поставляют в Индию, в Малайзию, в другие страны, постоянно „воюют“ на учениях с самолетами стран НАТО. По той статистике, которая регулярно до нас доводится, худший вариант — когда наши самолеты проигрывают 30% воздушных боев. А обычно наша техника выигрывает 90% боев или побеждает „всухую“, то есть имеет подавляющее превосходство над соперниками 4-го поколения. <...> Около года я не летал на Су-27, а потом потребовалось лететь на нем. Уже взлетая, я почувствовал, какой же он тяжелый и совершенно неестественный, как будто я взлетел на бомбардировщике, а не на истребителе. При всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Т-50 — это как грузовик и легковой автомобиль».

"Умный самолет"

На Т-50 установлена разработка концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) - новая основная радиоэлектронная система (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой, а также набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляющих «умную обшивку».  Из всех собранных данных формируется цельная картина происходящего в небе и на земле.

- Мы изготавливаем не отдельные блоки, а части самолета со встроенными в них электронными устройствами, - цитирует генерального директора КРЭТ Николая Колесова «Российская газета».

ПАК ФА способен воевать как в одиночку, так и в рамках концепции "единого поля", - передавая данные о целях другим самолетам и наземным комплексам ПВО или получая указания от них. Бортовая система управления вооружением позволяет сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них.

Навигационная система самолета комбинированная: GPS, ГЛОНАСС, оба стандарта и вообще без спутников. На последний случай имеется инерциальная навигация, как в баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры измеряют угловые скорости полета, а электроника, зная координаты места взлета, вычисляет текущее местоположение Т-50.

Принципиально новая система управления может взять на себя часть нагрузки по пилотированию, позволяя летчику сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Пилот получает информацию в виде картинки на трех многофункциональных дисплеях. Есть индикация на лобовом стекле, система нашлемного целеуказания и речевой информатор.


Подробный обзор технологий Т-50 в сюжете телеканала "Звезда"

Еще одно конкурентное преимущество Т-50 - вооружение. По данным телерадиокомпании Вооружённых сил Российской Федерации «Звезда», общая боевая нагрузка истребителя-бомбардировщика Т-50 превышает 10 тонн, из них не менее 1,5 тонн составляет ракетное вооружение различных классов. У самолета есть 16 точек подвески, в том числе восемь во внутренних отсеках. На них крепятся и управляемые ракеты большой, средней и малой дальности и ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы. Всего для нового истребителя существует 14 типов различного нового высокоточного оружия — большей частью разработанного в корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Из новинок — противорадиолокационная ракета Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения. Она принципиально отличается от Х-58, отмечается в сообщении телерадиокомпании «Звезда». Ракета в два раза короче, оснащена совершенно другой головкой самонаведения. Гсиспытания, в том числе включая испытательные пуски с опытных самолетов Т-50, завершены в 2015 году.

 Во внутренних бомбоотсеках ПАК ФА будут использоваться и новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух», отличающиеся повышенной дальностью, чувствительностью, помехозащищенностью,  возможностью обнаружения и захвата цели во время автономного полета. Максимальная дальность поражения цели — до 200 километров по дальности на высоте 25 километров.

На Т-50 предусмотрен вариант размещения авиационной тактической противокорабельной ракеты Х-35УЭ. При массе боевого заряда в 145 кг эта ракета способна поражать цели на дальности до 260 километров. Захват цели радиолокационной головкой самонаведения происходит за 50 километров, при этом ракета снижается до минимальной высоты, что делает ее невидимой для морских средств противовоздушной обороны.

Также сообщается, что на ПАК ФА будет установлена новейшая гиперзвуковая ракета Х-74М2, способная разгоняться до скорости больше чем в 4 Маха.

«Процесс создания средств вооружения для Т-50 шел одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем. Испытания на боевое применение комплекса завершило процесс его создания. И ракетное вооружение истребителя — его большие возможности», - приводит слова генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова телеканал «Звезда».

Публикация подготовлена по материалам ria.rusvpressa.rurg.rutvzvezda.rubusinessinsider.com.

Новости на сайте по теме публикации: