Разработка нового российского авиадвигателя ПД-14 близится к завершению: сертификация намечена на 2017 год
Разработка нового российского турбовентиляторного двигателя ПД-14 выходит на финишную прямую: завершен первый этап летных испытаний. Об этом 25 января 2016 года сообщил журнал "Эксперт".
Видео: сюжет программы "Вести", посвященный ПД-14 (декабрь 2015 г.)
ПД-14 – самый значимый проект в России за последние 30 лет в области двигателестроения для гражданской авиации.
Головным разработчиком выступает КБ «Авиадвигатель», головным изготовителем – «Пермский моторный завод», головным исполнителем – Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Среди предприятий, участвующих в создании ПД-14:
- ОАО «СТАР» (Пермь),
- ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО),
- ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск),
- ФГУП «НПЦГ «Салют» (Москва),
- ОАО «Металлист-Самара» и другие.
Испытания нового российского авиадвигателя под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начались осенью 2015 года в ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Первые полеты с опытной установкой ПД-14 №100-07 (седьмой собранный образец и первый серийный), показали, что двигатель соответствует всем запланированным техническим характеристикам. Об этом сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, добавив, что объективную картину можно будет получить в первом квартале 2016 года.
«Это данные и по расходу топлива, и тяге, и температуре в различных сечениях и, конечно прочностные параметры. Нужно максимально интенсифицировать испытания и на земле, и «на крыле», – приводит слова Дениса Мантурова газета "Коммерсант".
Начало летных испытаний в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ
Всего в программе испытаний будет задействовано 18 опытных образцов ПД-14.
По словам управляющего директора, генерального конструктора ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева, во время тестовых полетов впервые используется уникальная телеметрическая система, которая позволяет находящимся в Перми инженерам-испытателям в режиме реального времени следить за параметрами работы двигателя.
Как сообщает пресс-служба Министерства промышленности и торговли, российская сертификация ПД-14 запланирована на начало 2017 года, старт летных испытаний под крылом МС-21 – на середину того же года. Серийное производство двигателей должно начаться в 2018 году, оно будет синхронизировано с запуском серийного производства авиалайнера МС-21.
Программа по созданию ПД–14 запускалась, в первую очередь, для комплектации перспективных отечественных самолётов МС-21. Базовый ПД-14 будет установлен на МС-21-300 – первый авиалайнер семейства.
Как подчеркивают представители КБ «Авиадвигатель», основная особенность проекта ПД-14 – применение унифицированного компактного газогенератора, позволяющего создавать авиационные и наземные двигатели в широком дипазоне тяг и мощностей.
Видеопрезентация ПД-14
Ожидается, что газогенератор ПД-14 в будущем послужит основой для целого семейства двигателей: вариациями ПД-14 (с тягой 14 тонн) планируется оснащать также МС-21-200, МС-21-400 и военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ил-214. Более мощную модификацию ПД-18 предполагается использовать на дальнемагистральном щирокофюзеляжном Ил-96.
"Двигатель ПД-14 является базовым для лайнеров МС-21, но он также применим и для других авиационных платформ с их последующей ремоторизацией, например, для транспортных самолетов Ил-476 и ряда других перспективных направлений. Мы рассчитываем, что газогенератор, который разработан в рамках этой программы, будет использоваться для двигателей на тяжелые вертолеты и другие типы авиационной техники, для того чтобы максимально увеличить серийность и уйти от зарубежных поставщиков".
Cправка
О ПД-14
ПД-14 – это турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с безредукторным приводом вентилятора, с раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контуров. Основной особенностью ПД-14 является применение специально разработанного унифицированного компактного газогенератора.
Использование композиционных материалов в конструкции двигателя и мотогондолы, полые широкохордные титановые лопатки вентилятора существенно снизили вес двигателя. По сравнению с существующими на сегодняшний день аналогами, ПД-14 обеспечивает уменьшение удельного расхода топлива на 10-15%, а его эксплуатация обойдется на 14-17% дешевле. Оптимизация параметров термодинамического цикла, малоэмиссионная камера сгорания, низкий удельный расход топлива позволяют минимизировать вредные выбросы: достигнутые показатели эмиссии ниже установленных норм более, чем на 30%.
3D-аэродинамическое проектирование узлов, повышение степени двухконтурности для перехода в низкочастотную зону и применение эффективных систем шумоглушения последнего поколения позволили значительно снизить показатели уровня шума, которые с существенным запасом превосходят перспективные нормы ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации).
О программе МС-21
МС-21 – программа создания семейства пассажирских ближне- и средне- магистральных самолётов нового поколения, рассчитанных, в зависимости от модели, на перевозку 130-211 пассажиров. Стартовый авиалайнер программы – 180-местный MC-21-300.
Головной исполнитель проекта – АО «Научно-производственная корпорация "Иркут" (входит в входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации - ОАК).
«Иркут» широко использует новые технологии при создании самолета. В частности, на предприятии «Иркут» были применены собственные разработки при изготовлении композитных кессона крыла, обшивки крыла и лонжерона крыла МС-21. В целом в конструкции нового авиалайнера доля углепластиков составит около 40%.
Старт лётных испытаний MC-21-300 запланирован на 2016 год. На предсерийные самолеты МС-21 будут устанавливаться двигатели PW1400G (производитель Pratt & Whitney, входит в состав корпорации United Technologies (США)). С 2018 года на МС-21 начнут ставить новые отечественные двигатели ПД-14.
Об ОАО «ПМЗ»
Пермский моторный завод – серийный производитель авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. ОАО «ПМЗ» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.
О компании «Авиадвигатель»
«Авиадвигатель» – конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
Об ОДК
Объединенная двигателестроительная корпорация – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам avid.ru, kommersant.ru, expert.ru, minpromtorg.gov.ru.