Начинается строительство полномасштабных тестовых треков для Hyperloop – «транспорта будущего», предложенного основателем компаний SpaceX и Tesla Motors Илоном Маском
На 2016 год запланировано строительство испытательных участков для сверхскоростной транспортной системы Hyperloop ("Гиперпетля"), предложенной Илоном Маском (Elon Musk), основателем компаний SpaceX и Tesla Motors.
Сюжет CNN, посвященный запуску строительства тестовой трассы Hyperloop
Hyperloop предполагает движение пассажирских или грузовых капсул (HyperPod) по специальным тоннелям в условиях низкого давления (почти в вакууме) на скорости до 1200 км/ч. Впервые об идее создания пятого вида транспорта, в дополнение к самолетам, поездам, автомобилям и кораблям, Илон Маск упомянул в 2012 году во время открытого интервью.
По его словам, он задумался о реализации подобной системы после того, как 45 минут простоял в пробке и в итоге опоздал на встречу. Проработанную концепцию системы (над ней трудились инженеры из SpaceX и Tesla) Илон Маск представил в 2013 году, но практически сразу уточнил, что из-за нехватки времени он пока не сможет заниматься данным проектом. Наработки по Hyperloop Маск сделал достоянием общественности.
Спустя месяц после публикации специалисты одной из ведущих компаний на рынке технологий инжиниринга – ANSYS, Inc (США) провели компьютерное моделирование, которое показало принципиальную возможность реализации идеи. Также было указаны ключевые моменты, требующие доработки: в частности, отмечалась необходимость предотвращения чрезмерного нагрева оболочки капсулы и ее вращения вокруг продольной оси.
Движение капсулы Hyperloop. Компьютерное моделирование аэродинамических процессов (ANSYS)
Идеей заинтересовались ряд инвесторов и предпринимателей. На сегодня над реализацией Hyperloop работают две стартап-компании в США – Hyperloop Technologies (Hyperloop Tech, HT) и Hyperloop Transportation Technologies (HTT). Первая создана сооснователем Sherpa Ventures Шервином Пишеваром (Shervin Pishevar) и бывшим инженером SpaceX Броганом Бамброганом (Brogan BamBrogan). Пост главы Hyperloop Tech занимает бывший президент Cisco по развитию и продажам Роб Ллойд (Rob Lloyd).
Второй стартап возглавляет Дирк Алборн (Dirk Ahlborn), основатель краудсорсинговой платформы JumpStartFund. С помощью данной платформы и привлекаются рабочие и финансовые ресурсы для Hyperloop: сейчас в проекте участвует около 450 инженеров, конструкторов, архитекторов и других экспертов, многие из которых работают в высокотехнологичных компаниях и организациях, - таких как Boeing и NASA. Кроме того, в агусте 2015 года компания анонсировала заключение партнерских соглашений с инжиниринговыми компаниями Oerlikon Leybold Vacuum (Швейцария) и AECOM (США), а также архитектурным бюро Hodgetts + Fung (США). Проект разбит на множество небольших задач, которые члены команды HTT решают в свое свободное время, связываясь между собой с помощью онлайн-сервисов.
И Hyperloop Technologies, и Hyperloop Transportation Technologies уже готовят тестовые трассы для «пятого вида транспорта».
Hyperloop Tech запускает строительство открытого трека в штате Невада, к северу от Лас-Вегаса. Первые трубы для тестовой системы Hyperloop доставлены к месту строительства испытательного полигона, в ближайшее время начнутся монтажные работы.
«Наша компания уже предвкушает свой "Китти Хоук"», - заявил говорит глава Hyperloop Tech Роб Ллойд, имея ввиду, что запуск системы можно сравнить с первым полётом братьев Райт, состоявшемся рядом с городом Китти Хоук в США.
В Hyperloop Tech акцент делают не только на пассажирских перевозках, но и на грузовых. Согласно планам HT, тестирование первого подвижного состава в построенном тоннеле должно начаться уже в четвёртом квартале этого года. Длина трассы составит около трех километров.
Второй стартап – Hyperloop Transportation Technologies (HTT) - получил одобрение на строительство 8-километрового участка для обкатки технологий Hyperloop в районе экологического города Квэй-Велли (Quay Valley) в штате Калифорния. Запуск трассы для испытаний с реальными пассажирами запланирован на конец 2016 – начало 2017 гг. В начале тестирования перевозки планируют осуществлять на скорости в 250 км/ч с постепенным увеличением.
«На первом этапе мы будем оптимизировать системы Hyperloop, а не экспериментировать со скоростью. Пока нам важнее посмотреть, по каким траекториям могут двигаться капсулы, как в них будут садиться люди», — говорит глава HTT Дирк Алборн.
Ожидается, что испытания системы будут продолжаться вплоть до 2018 года.
Видео: презентация HTT на саммите в Мадриде (5-7 октября 2015),
посвященная текущему состоянию проекта
Свою трассу также построит SpaceX – она будет предназначена для победителей конкурса Hyperloop Pod Competition, организованного совместно с ANSYS. Первый этап соревнований по моделированию пассажирских капсул для Hyperloop состоялся в 2015 году, было отобрано около 120 команд. Они представили свои проекты, реализованные с помощью программных продуктов ANSYS, на следующем этапе, который прошел с 29 по 30 января 2016 года в Техасском университете A&M (Texas A&M University, TAMU). Финалисты получат возможность построить полномасштабные прототипы и испытать их на учебной трассе SpaceX, которая будет возведена в штате Калифорния, в относительной близости к штаб-квартире компании, расположенной в городе Хоторн (Hawthorne).
На втором этапе соревнований Hyperloop Pod лучшим был признан проект команды MIT Hyperloop Team Массачусетского технологического института
В топ-5 победителей второго этапа вошли следующие команды:
- MIT Hyperloop Team, Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology - MIT), США,
- Delft Hyperloop, Делфтский технический университет ( Delft University of Technology - TU Delft), Нидерланды,
- Badgerloop, Висконсинский университет в Мадисоне (University of Wisconsin-Madison), США,
- Hyperloop at Virginia Tech, Политехнический университет Виргинии (Virginia Tech), США,
- HyperXite, Калифорнийский университет в Ирвайне (University of California Irvine), США.
Презентация проекта команды Delft Hyperloop, получившей премию за самый инновационный проект Hyperloop Pod Competition
Всего к финалу соревнований в Калифорнии допущено 23 команды, 22 из них - студенческие. (Полный список финалистов приведен на сайте TAMU).
"Ни SpaceX, ни Илон Маск не имеют отношения ни к каким Hyperloop-компаниям. Мы не занимаемся коммерциализацией данного проекта, но заинтересованы в скорейшем создании функционального прототипа транспортной системы Hyperloop – поэтому мы проводим соревнования для студенческих и независимых инжиниринговых команд по проектированию и строительству лучшей пассажирской кабины для проекта. Испытания прототипов запланированы на лето 2016 года, все полученные результаты будут открытыми", - говорится в официальном сообщении SpaceX.
И Hyperloop Tech, и HTT проявляют высокий интерес к Hyperloop Pod Competition. Первая компания учредила специальную премию в 150 тысяч долларов за самую прочную конструкцию капсулы; вторая сообщает, что оказывает поддержку некоторым командам, участвующим в соревнованиях.
Обе компании прогнозируют, что первые перевозки с помощью новой транспортной системы могут начаться в 2020 году. По данным Wall Street Journal, представители компаний ведут переговоры по строительству Hyperloop более, чем в 10 странах мира, включая Великобританию, Индию, Китай.
Не исключено, что новый вид транспорта появится и в России. О такой возможности в интервью телеканалу RT рассказал исполнительный директор HTT Бибоп Габриэле Греста (Bibop Gabriele Gresta).
«Мы ведём переговоры с российским частным инвестором. Чтобы осуществить проект в России, мы анализируем варианты строительства трубы между различными городами, – сказал Бибоп Греста. - В России большие расстояния и большая плотность населения. Это идеальное место для строительства Hyperloop».
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов wsj.com, spacex.com, jumpstartfund.com, hyperlooptech.com, rt.com, bloomberg.com.