Какие возможности откроет IV Промышленная Революция — прогноз, представленный на Всемирном экономическом форуме в Давосе
С 20 по 23 января 2016 года в Давосе (Швейцария) проходит 46-я сессия Всемирного экономического форума (ВЭФ). Титульная тема форума - "четвертая промышленная революция". Как подчеркнул в своем выступлении на открытии ВЭФ его основатель и президент Клаус Шваб (Klaus Schwab), человечество стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит нашу жизнь, работу и отношение друг к другу.
"Подобного масштаба и сложности перемен человечеству еще никогда не доводилось испытывать", - сказал Клаус Шваб.
Клаус Шваб на открытии Всемирного экономического форума. Источник: World Economic Forum
В основу выступления президента ВЭФ легла его статья в журнале Foreign Affairs. Ключевые моменты публикации и речи профессора Шваба приводятся в материале "Ведомостей" ( 20 января 2016 года).
Говоря о четвертой промышленной революции, Клаус Шваб напомнил, как проходили предыдущие. В первой промышленной революции, которая началась в Великобритании во второй половине XVIII века, а затем распространилась на континентальную Европу и США, сила воды и пара позволила механизировать производство.
Главным драйвером стартовавшей в 1870-е гг. второй промышленной революции было электричество, которое помогло создать массовое производство.
В третьей, которую еще называют «цифровой» и которая началась в середине прошлого века, электроника и информационные технологии автоматизировали производство. Четвертая промышленная революция как бы выходит из третьей, характеризирующейся слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.
Профессор Шваб видит три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не продолжением третьей промышленной революции, а началом четвертой. Это скорость, с которой происходят перемены; их размах и системный характер последствий.
«Возможности миллиардов людей, связанных друг с другом мобильными устройствами с беспрецедентными по мощности процессорами, объемами памяти и доступом к знаниям, безграничны. И все эти возможности будут умножены технологическими прорывами в таких областях, как искусственный разум, робототехника, «интернет вещей», самоуправляемые автомобили, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, материаловедение, хранение энергии и квантовые вычисления».
"Искусственный разум уже повсюду — от самоуправляемых автомобилей и беспилотников до виртуальных помощников и программ, способных переводить с иностранных языков, инвестировать, разрабатывать новые лекарства и прогнозировать культурные интересы", - подчеркивает Шваб.
По прогнозу, составленному на основании опроса ВЭФ 800 топ-менеджеров технологических компаний и IT-специалистов, к 2025 году 10% людей будут носить одежду, подключенную к интернету ( так считают 91,2% респондентов). Также первый мобильный телефон может быть имплантирован в тело человека. Среди чуть менее популярных ответов, связанных с проникновением новых технологий в нашу жизнь, — «5% потребительских товаров будут напечатаны на 3D-принтере» (81,1%); «на дорогах США 10% автомобилей будут самоуправляемыми» (78,2%).
В период до 2025 г. может состояться первая пересадка человеку печени, "напечатанной" на 3D-принтере (76,4%). Некоторые системы уже сегодня способны создавать клетки, белки, ДНК и лекарства для исследований. Согласно прогнозу Gartner, в ближайшие 2-5 лет применение 3D-печати в медицине станет широко распространённой практикой. Ожидается, что к 2018 г. рынок созданной с помощью технологий 3D-печати продукции для здравоохранения достигнет 4 млрд долларов.
Последствия для бизнеса
Клаус Шваб отметил, что переход к четвертой промышленной революции - к инновациям, базирующимся на комбинациях технологий, - вынуждает компании пересмотреть свое отношение к тому, как они работают.
Изменения в поведении и запросах потребителей заставляют компании подлаживать под них все: дизайн продукции, рынок и доставку товаров и услуг. Главным трендом сейчас является развитие технологических платформ, которые объединяют спрос и предложение и которые ломают существующие в экономике структуры.
В будущем технологические инновации приведут к революционному прорыву в области предложения с долгосрочными плюсами в эффективности и производительности труда.
Одновременно с этим, новая революция может усилить социальное неравенство. Речь идет о глобальных изменениях на рынке труда, когда роботы будут замещать людей.
"По мере того как автоматизация будет вытеснять труд во все новых и новых секторах экономики, может увеличиться разрыв между доходом от капитала и от труда. Ведь основными выгодоприобретателями от инноваций обычно становятся те, кто кто предоставляет интеллектуальный и физический капитал: изобретатели, акционеры и инвесторы", - подчеркнул профессор Клаус Шваб.
Последствия для правительств
Границы между физическим, цифровым и биологическим мирами становятся все менее четкими. Новые технологии и платформы позволяют гражданам вступать в более тесный контакт с правительствами, выражать свое мнение по разным вопросам, координировать усилия и даже обходить системы контроля властей.
Власти, со своей стороны, получают новые возможности для развития мощных систем слежки и контроля цифровую инфраструктуру.
«В целом, однако, давление на власти с целью изменить их нынешний подход к отношениям с населением и управлению будет нарастать. В конечном счете, от способности властей приспосабливаться к переменам и меняться, будет зависеть их выживание, - прогнозирует Шваб. - Если они сумеют приспособиться к жизни в мире революционных перемен, изменят свои структуры и системы к необходимым уровням транспарентности и эффективности, то сумеют выжить. В противном случае, их проблемы будут нарастать».
Четвертая промышленная революция окажет сильное воздействие на национальную и международную безопасность. История войн — это история технологических прорывов. Конфликты между странами носят все более гибридный характер, соединяя традиционные действия на поле боя с элементами, которые раньше не ассоциировались с государственными организациями. Границы между войной и миром, воюющей и невоюющей сторонами, даже между насилием и его отсутствием (вспомним кибервойну) также размываются, отмечает президент ВЭФ.
Публикация подготовлена по материалам weforum.org, vedomosti.ru, expert.ru.