1. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» будет дорабатываться под новые самолёты 2. О работах Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишёров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
История создания самого большого в Советском Союзе авианосца началась в конце 70-х годов прошлого века, - разработка проекта была поручена сотрудникам Невского проектно-конструкторского бюро. Закладка корабля состоялась на крупнейшем в СССР Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) в апреле 1982 года.
В разработке и создании авианосца в разное время приняли участие порядка 700 предприятий. От закладки до официального зачисления крейсера в состав Военно-морского флота (январь 1991 года) прошло более восьми лет. За время строительства название корабля несколько раз менялось: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания), «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (перед подписанием акта о о приёмке крейера).
В отличие от своих предшественников, которые были рассчитаны на палубные штурмовики с вертикальным взлётом (Як-38), новый крейсер проектировался под авиацию с обычными взлётом и посадкой. При разработке рассматривались два варианта старта – с помощью паровой катапульты или с так называемого трамплина — удлинённой палубы, поднятой на определенный градус. В целях экономии остановились на втором варианте.
«Адмирал Кузнецов» — это в полном смысле плавучая авиабаза с взлётной палубой площадью около 15 000 кв.м, с обязательными атрибутами авианосца – аэрофинишерами и подъемниками.
Для подготовки летчиков палубной авиации в поселке Новофёдоровка (ранее Саки-4) близ города Саки в Крыму был создан Наземный испытательный тренировочный комплекс "авиационный" ("НИТКА"). В 1992 году полигон перешёл в собственность Украины, а с 1994 года, в рамках контракта об использовании комплекса в интересах РФ, там возобновились тренировки российских летчиков. Параллельно в Ейске (Краснодарский край), строился новый комплекс "НИТКА". В 2014 году "НИТКА" в Ейске была официально введена в строй, в том же году полигон в Крыму вошёл в состав Вооруженных Сил России.
Авиационная составляющая является основой ударной мощи «Адмирала Кузнецова». На его борту может размещаться авиакрыло – группировка из нескольких десятков палубных истребителей (Су-33, МиГ-29К) и вертолётов (Ка-27, Ка-31).
Кроме того, «Адмирал Кузнецов» оснащён самой современной электроникой - на нем установлены несколько видов радиолокационных станций, средства радиоэлектронной борьбы, навигационный комплекс, комплексы связи, управления полётами, гидроакустические комплексы. Управление электроникой поддерживается с помощью боевой информационно-управляющей системы «Лесоруб».
На крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов «Гранит» и шесть автоматических пушек АК-630 для поражения надводных целей; для борьбы с подлодками - две ракетно-бомбовые установки «Удав» с боекомплектом из 60 глубинных бомб. С воздуха корабль прикрывают зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» и ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик».
В ближайшее время планируется доработка авианосца под новые типы летательных аппаратов. «Адмирал Кузнецов» должен стать авианесущим морским комплексом, оснащённым самолётами и вертолётами нескольких типов и назначения – информационных, разведывательных и ударных, об этом сообщил помощник главкома ВМФ РФ по военно-научной работе, капитан 1-го ранга Андрей Суров.
«Мы будем поддерживать в постоянном рабочем состоянии ТАКР «Адмирал Кузнецов». Сейчас мы готовим его к очередной боевой службе. Он будет развиваться, меняться, дорабатываться под новые самолеты – это тоже у нас предусмотрено», – сказал Андрей Суров.
2. Сотрудники CompMechLab® принимали участие в разработке новых аэрофинишёров для авианосцев "Адмирал Кузнецов" и "Адмирал Горшков" (сейчас - "Викрамадитья"). В рамках проекта инженерами CompMechLab® были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишёра.
Специалисты CompMechLab® также участвовали в разработке палубных аэрофинишёров для полигонов в Ейске и в Гоа (Индия).
Общий вид полномасштабной компьютерной модели аэрофинишёра
Разработанные модели, в частности, по запросам Генпрокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Госкомиссии по расследованию авиационных происшествий применялись в расследовании аварии, случившейся в сентябре 2005 года в Северной Атлантике, когда при посадке СУ-33 произошел обрыв тормозного троса аэрофинишёра, в результате чего самолёт упал с палубы в воду и затонул.
На сайте FEA.ru представлены детали некоторых выполненных сотрудниками CompMechLab® НИОКР по данной тематике:
В рамках проекта были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели аэрофинишёра, позволяющие:
– рассчитывать динамические характеристики как палубного аэрофинишёра, так и самолета;
– определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров, выполнять "тонкую настройку" всех систем аэрофинишёра;
– рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;
– осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.
В рамках данной работы было выполнено конечно-элементное моделирование обрыва стального троса с последующими «раскруткой и распушением».
В рамках работы была создана численная модель клапана управления, учитывающая все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта techkult.ru и собственной информации