На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в Жуковском впервые прошёл интеллектуальный инновационный "биатлон". Победителем соревнования-дискуссии стал проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого А.И. Боровков
В подмосковном Жуковском, на аэродроме "Раменское", с 25 по 30 августа 2015 года проходит крупнейшее в России выставочное событие для авиационно-космической отрасли - Международный авиационно-космический салон (МАКС).
Помимо обширной экспозиции, МАКС традиционно включает в себя насыщенную деловую программу. Одним из самых необычных мероприятий, прошедших в рамках бизнес-дней авиафорума, стал круглый стол "Высокотехнологичный бизнес и технический университет: энергия партнерства" в рамках раздела Программы МАКС-2015 "Вузовская наука". Впервые круглый стол проводился в формате интелектуального инновационного "биатлона", на котором присутствовал полный зал - около 150 специалистов авиационной отрасли, преподавателей, инженеров, аспирантов и студентов. Организаторами "биатлона" выступили НПО "Сатурн", Рыбинский государственный авиационный технический университет (РГАТУ) им. П.А. Соловьева, ОАО "Авиасалон" и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Основной темой дискуссии был "Взгляд в будущее", включавший 4 тематических блока:
- "Продукт будущего";
- "Бизнес будущего";
- "Фабрика будущего";
- "Технический университет будущего".
Организаторами "биатлона" для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- Перспективные требования рынка, общества;
- Архитектура и технологии продукта будущего;
- Бизнес-модели будущего;
- Экосистема бизнеса будущего;
- Партнеры будущего;
- Технологии фабрики будущего;
- Инфраструктура фабрики будущего;
- Экосистема университета будущего;
- Гармонизация целей и экосистем бизнеса и университета будущего;
- Перспективные прикладные исследовательские программы в интересах будущего.
Эксперты - участники интеллектуального инновационного "биатлона":
- Агамирзян Игорь Рубенович - генеральный директор и председатель правления ОАО "Российская венчурная компания ";
- Агульник Алексей Борисович - декан факультета "Двигатели летательных аппаратов" Московского авиационного института (МАИ) - национального исследовательского университета;
- Боровков Алексей Иванович - проректор по перспективным проектам, научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ) и руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого - национального исследовательского университета;
- Полетаев Валерий Алексеевич - ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева;
- Шахматов Евгений Владимирович - ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева - национального исследовательского университета;
- Шмотин Юрий Николаевич - генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн".
О правилах интеллектуального инновационного "биатлона" рассказал модератор круглого стола - директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Дмитрий Станиславович Иванов:
"В рамках круглого стола мы рассмотрим, как развивается аэрокосмический бизнес в мире, обсудим реальные кейсы лидеров отрасли и попытаемся проговорить, насколько мы (российские промышленность, наука и образование) конкурентоспособны, как мы должны развиваться в современных условиях. На первом этапе нашего "биатлона" -"круге" - участникам дается возможность выступить с кратким сообщением по заявленной теме, высказать свою позицию, изложить личный опыт. На выступление отводится не более 3 минут, за каждую лишнюю минуту выступления начисляются штрафные баллы. Затем выступление оценивается залом - для этого "зрителям биатлона" нужно поднять зеленую или красную табличку. Преобладание положительных оценок (зеленых табличек) дает эксперту еще два балла".
Второй и основной этап "биатлона" - "стрельбище". Экспертам предстояло отвечать на вопросы модератора, вопросы из зала, а в конце соревнования - на вопросы друг друга. Кому отвечать на тот или иной вопрос определял модератор. На ответ экспертам давалось 2 минуты, за каждую лишнюю минуту снимался балл. "Попадание" засчитывалось (плюс один балл), если в аудитории преобладали зеленые таблички.
Первым "вышел на круг" Игорь Рубенович Агамирзян, генеральный директор и председатель правления ОАО "РВК".
Игорь Рубенович Агамирзян, генеральный директор и председатель правления РВК
"То, что информационные технологии стали платформой всего индустриального развития - это уже факт, - отметил в начале своего выступления глава РВК. - Без IT, без работы с информацией, без математического моделирования, расчетов, проектирования, без всей цепочки управления жизненным циклом продукта современное производство не может быть конкурентноспособным".
В своем выступлении эксперт подчеркнул, что мы уже сейчас живем в изменившемся мире. Технологические изменения, которые накапливаются на протяжении довольно длительного времени, в определенный момент начинают влиять на экономику и модели социального развития. В свое время автомобильная промышленность изменила образ жизни людей, сделав возможной суточную маятниковую миграцию, авиационная промышленность позволила перемещаться уже по всему земному шару. Интернет, глобальная связанность тоже изменили мир.
Из основных трендов Игорь Рубенович Агамирзян выделил следующие: центры производства будут смещаться в зону потребления ("распределенное производство"), а основная часть добавленной стоимости продукта будет приходиться не на область производственных мощностей, а на дизайн и инжиниринг.
Следующий участник "биатлона" - генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Николаевич Шмотин рассказал об основных задачах, которые решает компания для того, чтобы иметь возможность создавать двигатели для потребителей сегодняшнего дня и будущего.
Юрий Николаевич Шмотин, генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн"
"У предприятия нет места в будущем, если оно не меняется. Поэтому мы реализуем разные проекты, связанные с обучением, взаимодействуем с вузами, научными организациями. Главная наша ценность - это 11 тысяч специалистов, сотрудников НПО "Сатурн", и основная задача - это борьба за таланты", - сказал Ю.Н. Шмотин.
Также он подчеркнул "необходимость систематического внедрения инновационных решений в компании - "НПО "Сатурн" не исключение. С начала 2000-х годов - информационные технологии, сегодня - композиционные материалы, аддитивные технологии, цепочка создания ценности", - рассказал эксперт.
Представитель Московского авиационного института Алексей Борисович Агульник в своем экспресс-выступлении отметил, что хотя цифровые технологии на предприятиях и в учебном процессе развиваются достаточно давно, эти информационные пространства практически не пересекаются. С точки зрения эксперта, необходимо приступить к объединению информационных пространств, создаваемых на предприятиях и вузах.
Алексей Борисович Агульник, декан факультета "Двигатели летательных аппаратов" Московского авиационного института (МАИ)
Также А.Б. Агульник высказал идею оцифровки всех конференций и форумов, чтобы интересные мысли становились достоянием не только достаточно узкого круга участников подобных мероприятий, а всего информационного пространства.
Следующим на «круг» вышел Евгений Владимирович Шахматов - ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева.
Евгений Владимирович Шахматов, ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева
В своем выступлении эксперт подчеркнул необходимость стимулирования совместной инновационной деятельности вузов и бизнеса, создания совместных центров. В качестве одного из самых новых примеров такой совместной работы при поддержке государства ректор СГАУ рассказал о создании студенческого спутника "Аист-2", который будет запущен с космодрома "Восточный".
Валерий Алексеевич Полетаев, ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева
Ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева Валерий Алексеевич Полетаев, в свою очередь, отметил необходимость создания и развития совместных образовательных программ с предприятиями.
«Мы участвуем с предприятиями в создании совместных продуктов и технологий, но часто предприятию нужнее сотрудники, которые умеют работать теми инструментами, что указаны в инструкциях. Требования на производстве, инструкции постоянно меняются, мы едва успеваем за ними. Нам надо учиться вместе», - пояснил В.А. Полетаев.
Следующим выступил Алексей Иванович Боровков - проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Алексей Иванович Боровков, проректор по перспективным проектам, научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ) и руководитель Инжинирингового центра СПбПУ Петра Великого
"С компанией General Electric, мировым лидером в производстве газотурбинных двигателей, компрессоров, турбогенераторов и т.д., мы начали работать в 2001 году. GE привила нам культуру современного проектирования, расчетов и производства. Бесспорно, компании-лидеры определяют фронтир, работая с ними, мы получаем шанс работать на переднем крае, соответственно, формировать отрыв на 1-3 года от остальных", - подчеркнул А.И. Боровков.
Корпорация Boeing (в 2006 году 16 инженеров CompMechLab выполняли работы для Dreamliner 787), научила нас работать в рамках виртуальной организации труда, когда разные части работы выполняются круглосуточно разными командами, расположенными в разных частях земного шара.
Компания BMW, в интересах которой мы начали работать в 2006 году и работаем в настоящее время, научила нас встраиваться в технологические цепочки – мы работаем в России, кроме того, наши сотрудники работают в Мюнхене и каждый день мы передаем результаты нашей работы заказчику, обсуждаем их с конструкторами и технологами. Именно через участие в НИОКР по заказам мировых лидеров мы в Инжиниринговом центре СПбПУ готовим инженеров, обладающих кометенциями мирового уровня, - "инженерно-технологический спецназ". Кроме того, а это сейчас особенно ценно, наши работы - экспорто-ориентированная продукция, экспорт высокотехнологичных инжиниринговых услуг».
Именно для масштабирования этого опыта и дальнейшего развития, сообщил А.И. Боровков, на базе лучшего в России Инжинирингового центра в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в феврале 2015 года создан Институт передовых производственных технологий (ИППТ).
Выступления всех экспертов аудитория, в целом, оценивала положительно: зеленых карточек, как правило, было больше, чем красных. Уложиться же в отведенные три минуты удалось далеко не всем выступавшим экспертам.
Ко второму этапу в лидерах оказались генеральный конструктор ОАО "НПО " Сатурн" Ю.Н. Шмотин; проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" СПбПУ Петра Великого А.И. Боровков, декан факультета "Двигатели летательных аппаратов" МАИ А.Б. Агульник.
Затем участники отвечали на вопросы модератора и вопросы из зала. Эксперт для ответа определялся модератором круглого стола. Ниже представлены некоторые вопросы и ответы.
- Что необходимо сделать вузам, чтобы мы смогли подтянуться к мировым лидерам?
А Б. Агульник: С моей точки зрения, необходимо принципиально изменить финансовую модель существования вуза. Та, что есть сегодня, не приводит к созданию конкурентной среды. Нужно искать оптимальные модели финансирования, экономические механизмы.
- Готова ли современная промышленность инвестировать в инновации, вузовскую науку?
Е.В. Шахматов: Когда предприятие заинтересовано в инновационных разработках – оно вкладывается. В целом же система не отработана. Много разных программ в разных министерствах, их нужно состыковать, чтобы все программы, которые требуют инноваций, обсуждались бы с вузовским сообществом, из программ выделяли бы деньги на инновации – и тогда дело пойдет.
- Почему при беспрецедентной политической, финансовой, экономической, законодательной государственной поддержке в последние годы не выполнена главная задача – вместо выхода на глобальный рынок мы потеряли рынок России, стран СНГ и международный рынок, на который мы претендовали?
А.И. Боровков: Задача современной промышленности - создание в кратчайшие сроки глобально конкурентноспособной и востребованной продукции нового поколения. Из этого определения нельзя выкинуть ни одного слова. Почему не вышли на мировой рынок ? По той причине, что сроки - не кратчайшие, продукция - зачастую не глобально конкурентноспособная, а еще чаще - не востребована, и, конечно же, она не нового поколения. Почему? По той причине, что сложность тех изделий, которые сейчас конкурируют на рынках, значительно возросла и продолжает стремительно возрастать. Чтобы глобально конкурировать, нужно восстановить всю технологическую цепочку на мировом уровне - начиная от материалов, проектирования и заканчивая логистикой, маркетингом и так далее. Попытка сохранить какой-то рынок локально обречена на поражение.
- В последние годы на научно-исследовательские работы для авиационной, двигателестроительной промышленности идут огромные средства, в результате создается огромная масса гиперзнаний, интеллектуальной собственности, и потом вся эта масса оседает где-то в недрах министерств. Каким образом можно реформировать эту систему?
Ю.Н. Шмотин: Я изложу свою позицию по данному вопросу. Если исследования, инновации, новые разработки могут быть применены в бизнесе, финансирование должно идти через бизнес, через предприятие, которое внедряет этот продукт. Если исследования на перспективу, и сегодня не могут быть привязаны к конкретному бизнесу, то финансирование должно идти через научные заведения. В каком-то виде данное решение реализуется во многих передовых странах.
- Когда идет обсуждение технических университетов и технологического бизнеса, прослеживается некоторая ностальгия по советскому распределению: давайте сделаем последовательное перетекание школьников в университет, потом на производство... Но мы живем в рыночной экономике, и предприятия мыслят горизонтом в 15 месяцев, а чаще – полгода, через которые надо из конкретного исследования получить результат, лучше - продукт и вывести его на рынок. Любой же серьезный научный проект требует, как правило, от 3 лет, а лучше, если 5 лет. Так как связать науку и производство в условиях рыночной экономики?
В.А. Полетаев: Мы никогда не принимаемся за работу, если по ней уже нет некоторого задела. Беремся, когда уверены в конечном успехе, хотя бы в промежуточных результатах.
Кто, по-вашему, должен взять на себя ответственность, чтобы предприятия получали те кадры, которые нужны им сейчас?
А.Б. Агульник: Связки конкретный вуз - конкретное предприятие должны устанавливаться на уровне руководства конкретного вуза и конкретного предприятия. Я лично другого варианта не вижу, и эта система давно функционирует.
И.Р. Агамирзян: Относительно соответствия кадров – на мой взгляд, реальная проблема не в том, что вузы не могут подготовить хорошо, хотя, как правило, вузы и отстают от фронтиров технологического развития. Очень часто предприятия сами не в состоянии сформулировать заказ на того специалиста, который им нужен, особенно - который им будет нужен в скором будущем. В IT- отрасли, к слову, ситуация совсем не такая, и в этой отрасли появились первые профессиональные стандарты. Так что решать проблему надо с обеих сторон.
- Вопрос навеян информацией, что определенное будущее авиации за стартапами. Такие стартапы должны обладать компетенциями в области информационных систем, компетенциями в предметной области - прочность, аэродинамика и так далее, третье – навыками предпринимательства. Как вузу оптимально готовить команду для таких стартапов?
А.И. Боровков: Вуз может готовить такие команды исключительно через выполнение реальных проектов для промышленности, других способов нет. Преподаватели, которые будут учить этих будущих инженеров, предпринимателей в том числе, также должны участвовать в этих проектах. Если нет компетенций, то они из ниоткуда не возьмутся. Если вы хотите научиться плавать, то нужно идти плавать. Так и здесь – нужно выполнять реальные промышленные проекты. Каждый передовой вуз из национальных исследовательских университетов должен сформировать экосистему из таких малых предприятий, он, как и MIT, должен генерировать эти бизнесы. Для этого нужно перестроить систему образования, об этом здесь уже говорили – за 15-20 лет она мало изменилась. Промышленность убежала вперед, технологии стали другие, а зачастую преподают преподаватели, которое за 5-10 лет не выполняли реальных проектов по заказам промышленности. Чему они могут научить - лишь традиционным вещам и... "воспоминаниям о прошлом". Поэтому, конечно же, нужно реально работать с промышленностью.
По итогам интеллектуального инновационного "биатлона" больше всех баллов набрал проректор по перспективным проектам и руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) СПбПУ Петра Великого А.И. Боровков. Директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Д.С. Иванов поздравил победителя, вручив Приз и Диплом.
На фото: Алексей Иванович Боровков (слева), проректор по перспективным проектам, научный руководитель Института передовых производственных технологий (ИППТ), руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) СПбПУ и директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Д.С. Иванов
"Наша компания активно развивает сотрудничество с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого. На мой взгляд, этот университет ждет блестящее будущее, в том числе, благодаря результатам многогранной деятельности Алексея Ивановича", - сказал директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Д.С. Иванов.