Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 16 Мая 2015 года
Данная новость была прочитана 13529 раз

Новости мира композитов и композитных структур. Композиционные материалы побеждают самые лёгкие и прочные сплавы металлов. Разработки ЦНИИ специального машиностроения в области углепластиковых конструкций для ракетостроения не имеют мировых аналогов

Съемочная группа «Вестей» телеканала «Россия 1» подготовила видеосюжет о работе  Центрального научно-исследовательского института специального машиностроения (ЦНИИСМ) -ведущего предприятия России в области проектирования и производства конструкций из полимерных композитных материалов для ракетно-космической техники, транспортного, энергетического, нефтехимического машиностроения и других отраслей промышленности.

 

 

Среди уникальных конструкторских и технологических разработок ЦНИИСМ – создание сетчатых конструкций, в том числе, из органо-углепластиков. Адаптер из углепластика используется в ракетоносителе «Протон-М», предназначенном для вывода  космических аппаратов на орбиту.

Лёгкий и прочный адаптер сделан из композиционных материалов.
Сетчатый адаптер из углепластика используется в ракетоносителе «Протон-М»

«Адаптер служит для того, чтобы соединить разгонный блок ракетоносителя с самим космическим аппаратом», - поясняет  заместитель гендиректора и главного конструктора ЦНИИ специального машиностроения Александр Разин.

Полезный груз – спутник или космический корабль – устанавливается на разгонный блок, который в космосе должен отделиться; на земле у них огромный вес. Держит всю систему  сетчатый адаптер, сплетённый из лёгкого углеволокна - конструкцию можно поднять на руках, а выдерживает она сотни тонн. Сэкономленная масса добавляется в полезную нагрузку космического спутника. Как отмечают в ЦНИИ специального машиностроения, сетчатые конструкции из углепластика и технологии их изготовления не имеют аналогов в мире.

Каркас самого ракетоносителя также сделан из углеволокна; внешняя обшивка выполнена из органического волокна. Прочные и лёгкие конструкции из углепластика способны выдержать исключительные перегрузки и высокие температуры.

Из композиционного материала делаются и корпуса ракетных двигателей.  Их создание напоминает плетение кокона: тонкие нити смачиваются в эпоксидной смоле и наматываются по специальному алгоритму на форму.

ЦНИИСМ выпускает корпуса ракетных двигателей из композитных материалов

ЦНИИСМ выпускает конструкции из углепластика, способные выдерживать высокие перегрузки и температуры

ЦНИИСМ выпускает конструкции из углепластика, способные выдерживать высокие перегрузки и температуры

ЦНИИСМ выпускает конструкции из углепластика, способные выдерживать высокие перегрузки и температуры

Процесс производства корпусов маршевых ракетных двигателей

ЦНИИ специального машиностроения также занимается созданием транспортно-пусковых контейнеров для ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь» – элементов, в которых ракеты находятся до самого запуска.

Производство транспортно-пусковых контейнеров для ракетных комплексов
Производство транспортно-пусковых контейнеров для ракетных комплексов

Похожий контейнер нужен и для переносных зенитно-ракетных комплексов нового поколения "Верба", пришедшим на смену ПЗРК "Игла". Пусковая труба "Вербы"  - композитная. Процесс её изготовления включает в себя намотку пропитанной смолой нити  на цилиндрический вал, в итоге получается очень лёгкая конструкция.

Производство контейнеров для переносных зенитно-ракетных комплексов

 

Разработки Института специального машиностроения находят широкое применение не только в оборонной промышленности, но и в гражданской.

«Раньше на  гидростанциях, особенно Волжско-Камского каскада, стояли бронзовые разрезные подшипники, в которые под давлением шло турбинное масло. Такой подшипник работал 1,5 года. Мы сделали композитный подшипник сухого скольжения, который  проработал на Волгоградской ГЭС 12 лет», - рассказывает генеральный директор, главный конструктор ЦНИИСМ Вячеслав Барынин.

Подшипники меньшего диаметра применяются для эскалаторов метрополитена. Композитные баллоны, напоминающие уменьшенные копии маршевых ракет, давно используют водолазы и спасатели. Кроме того, углепластики широко применяются в авиастроении, транспортной, нефтехимической и других отраслях промышленности.

О Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения

Предприятие образовано 6 мая 1963 года как специальное конструкторское бюро по разработке и изготовлению из композиционных материалов деталей и конструкций для ракет. В дальнейшем было преобразовано в Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения.

Начиная с 1968 года по настоящее время предприятие выполняет роль головной организации в отрасли по разработке конструкций из пластиков для оборонной техники.

Среди основных направлений деятельности ЦНИИСМ - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные работы по созданию конструкций специального назначения, вооружения и военной техники из полимерных композиционных и других неметаллических материалов; организация производства и серийный выпуск изделий спецназначения, их ремонт и утилизация; разработка полимерных композиционных материалов и технологии их переработки; создание специализированного оборудования по изготовлению и испытанию конструкций из композиционных материалов.

Публикация подготовлена по информации телеканала «Россия 1» и сайта minpromtorg.gov.ru

Новости на сайте по теме публикации: