Центроплан для сборки фюзеляжа нового российского пассажирского самолёта МС-21 доставили на Иркутский авиазавод. 2. О работах Инжинирингового центра СПбПУ Петра Великого в рамках программы создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолётов МС-21
1. 15 апреля 2015 года для сборки первого лётного экземпляра перспективного российского авиалайнера МС-21 на Иркутский авиационный завод (филиал ОАО "Корпорация "Иркут") доставили центроплан с элементами отсека фюзеляжа. Крупногабаритную деталь, разработанную и изготовленную ЗАО «АэроКомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК), привезли с предприятия в Ульяновске. Для доставки центроплана использовался транспортный самолёт АН-124 «Руслан».
| |
В конструкции центроплана используются панели из полимерных композиционных материалов,
созданные при помощи автоматизированной выкладки сухой углеродной ленты
с последующим применением метода вакуумной инфузии. Фото: aerocomposit.ru
Как отмечается в сообщении пресс-службы компании «АэроКомпозит», верхняя и нижняя панели центроплана изготовлены из полимерных композиционных материалов. Применение композитов позволяет снизить вес детали, а также повысить прочностные и аэродинамические характеристики.
Кроме того, сообщается, что на заводе «АэроКомпозит-Ульяновск» в рамках проекта по созданию так называемого «черного крыла» (крыла из углепластиков) для МС-21 уже изготовлены такие элементы конструкции, как передние и задние лонжероны, дренажные короба. Идут работы по сборке носовой и хвостовой части крыла. Широкое применение композиционных материалов позволяет создать лёгкое крыло большого удлинения с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Самолёт с таким крылом обеспечит экономию топлива на 6-8%, информирует пресс-служба компании «АэроКомпозит».
В целом доля углепластиков в конструкции нового пассажирского авиалайнера МС-21 составит около 40%. На сегодня для гражданских самолётов российского производства этот показатель не превышает 20%, Boeing 787 Dreamliner, эксплуатирующийся с октября 2011 года, состоит из композиционных материалов более, чем на 50%.
Ожидается, что сборка первого прототипа МС-21 будет завершена в конце 2015 года. Первый испытательный полёт запланирован на первое полугодие 2016 года.
Презентационное видео МС-21
2. По заказу головного исполнителя программы МС-21 – корпорации «Иркут» сотрудниками Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" СПбПУ Петра Великого, созданного на основе УНИЛ "Вычислительная механика" (CompMechLab) Института прикладной математики и механики, в 2012-2013 гг. были разработаны математические модели и расчётные методики, предназначенные для расчёта композитных структур (вертикальное оперение, стык крыла и центроплана) и клее-клёпанных элементов конструкции планера (отсек фюзеляжа) для самолётов семейства МС-21, а также проведена валидация методик.
В рамках проекта были разработаны методики многоуровневого конечно-элементного (КЭ) моделирования повреждений от ударных нагрузок вертикального оперения самолета при столкновении с птицей.
В ходе выполнения работы по геометрическим данным, предоставленным заказчиком, были созданы математическая и КЭ модели вертикального оперения МС-21, включающего в себя детали из композиционных материалов, алюминиевых и титановых сплавов и сотовых конструкций. Серьезное внимание в работе уделено созданию и верификации математической модели материала птицы, выбору метода численного моделирования процесса контактного взаимодействия импактора птицы и элементов фюзеляжа лайнера. Проведена серия численных экспериментов и определены области и характер повреждений элементов оперения.
Удар в позиции 1, масса птицы 1.8 кг.
Подробнее о проведённой работе можно прочитать в материалах:
- «Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчётов прочности композитных элементов конструкции самолета МС-21. Обеспечение птицестойкости»;
- «Разработка методик многоуровневых конечно-элементных расчётов прочности элементов конструкции самолета МС-21 (2012 г.). Воздействие града».
О МС-21
МС-21 - программа создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолётов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. Головной исполнитель проекта - ОАО «Корпорация «Иркут». В настоящее время разрабатываются самолёты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Работы по проекту ведутся в широкой кооперации, задействованы предприятия в Ульяновске, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Москве, Иркутске, Обнинске и других городах. Окончательная сборка выполняется на Иркутском авиационном заводе.
Об ОАО "Корпорация "Иркут"
Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация "Иркут" создано в 2002 году на базе ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение". Главное конструкторское подразделение корпорации - Инженерный центр им. А.С. Яковлева. Опытное и серийное производство продукции предприятия обеспечивает Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ОАО "Корпорация "Иркут".
О ЗАО «АэроКомпозит»
ЗАО «АэроКомпозит» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Компания занимается разработкой и производством деталей, агрегатов и силовых конструкций из композиционных материалов для воздушных судов. В производственные мощности ЗАО "АэроКомпозит" входят два завода – ЗАО "КАПО-Композит" в Казани и ЗАО "АэроКомпозит-Ульяновск", а также "Опытная лаборатория технологий и конструкций из полимерных композиционных материалов", расположенная в Москве.
Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта aerocomposit.ru.